Автор Елена Расса
Иногда кто-то спрашивает нас о том, какую книгу мы прочитали последней. Скорее всего, это будет что-то из литературы по саморазвитию или пособий по профессиональной деятельности. А что насчёт чтения классических произведений, знаменитых во всём мире и считающихся ценным наследием русской культуры? Как думаете, заслуженно ли Фёдора Михайловича Достоевского считают великим писателем и актуальны ли его произведения до сих пор?
Бытует мнение, что творчество Достоевского очень сложно для восприятия, чтение объёмных произведений занимает много времени и вообще это нудное чтение. Хотелось бы развенчать этот миф на примере последней прочитанной мной книги - романа «Братья Карамазовы» Фёдора Михайловича Достоевского.
До сих пор Достоевский – один из самых читаемых писателей в мире, способствовавший появлению и развитию жанра «психологической прозы» и становлению экзистенциальной психологии, его считают настоящим философом и мыслителем по своей сути.
Последний из написанного «великого пятикнижия» роман «Братья Карамазовы» великого русского писателя, по праву считающийся венцом его творческого наследия, был написан в 1879-1880 годах и описывает нравы общества 19 века. Писатель посвятил произведение своей жене Анне Григорьевне. По своему сюжету роман можно назвать философским или психологическим детективом.
В школьной программе по русской литературе мы его не проходили, изучив только краткое содержание и анализ, что-то вроде «в творчестве писателя важное место занимает…»
Прочитала я двухтомник только теперь, в свои зрелые годы. Могу сказать, что чем старше становишься, тем лучше воспринимаешь такие монументальные произведения, тем больше находишь в них смысла.
Сложно ли было читать книгу? Иногда, но по большей части было интересно, так как хотелось узнать, чем всё-таки закончится роман и что будет дальше с героями. Я читала по вечерам, по одной-двум главам в день. Почти каждый способен найти время, чтобы прочитать по пять страниц в день и осмыслить прочитанное.
Очень захотелось после прочтения посмотреть одноимённый фильм, потому как герои и сцены романа возникали перед глазами и нужно сравнить моё и режиссёрское их восприятие. Пока это удовольствие у меня ещё впереди. Экранизаций романа много, но начать просмотр хотелось бы с трёхсерийного фильма режиссёра Ивана Пырьева 1968 года с известными советскими артистами Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым и Андреем Мягковым.
Итак, в центре романа, как следует из его названия, находятся образы братьев – Ивана, Дмитрия и Алексея Карамазовых, представителей современной автору интеллигенции. У них разные судьбы, различные характеры и сложные отношения с отцом. Об отце стоит упомянуть только, что это человек низких моральных качеств, бестолковый, сластолюбивый, прожигающий жизнь и не питающий никакой привязанности к своим детям, кроме уже подросшего Алёши.
Дмитрий, или Митенька, - бывший офицер, гуляка, любящий покутить и также прожигающий жизнь по примеру отца. Его мучают страсти, однако в нём есть и благородство, и совестливость. Он одинаково способен и на некрасивые поступки, вроде присваивания чужих денег, и на беззаветную любовь, и на благородные порывы души. Всё общество подозревает и обвиняет его в убийстве отца, но читатель сам определит, совершил ли Дмитрий этот грех.
Иван – средний брат, умный, высокообразованный и радикально настроенный по отношению ко всему: обществу, церкви, считающий себя социалистом. Литератор и философ, он по замыслу автора, в наибольшей степени прошёл путь сомнений, веры и неверия, поселив «ад в груди и в голове». Став невольным соучастником преступления против отца, он заболевает и окончательно впадает в безумие.
Интересны ключевые женские образы в романе: Екатерина и Грушенька, такие разные по социальному статусу и такие похожие в своей женской сути. Неистовые в своей любви и искренние в своём стремлении помочь, спасти, выгородить любимого человека, принести себя в жертву.
Катерина Ивановна Верховцева, прекрасно воспитанная и образованная девушка, способна на унижение ради спасения отца от позора и разорения. Не однажды она помогает и бросившему её жениху Дмитрию Карамазову, прощая ему измену. Ему, но не ей – сопернице, роковой женщине Грушеньке, красивой и наглой.
Образ Аграфены Александровны Светловой, то есть Грушеньки, своей жизненной историей и характером напоминает мне Настасью Филипповну из романа «Идиот», написанного Достоевским ранее. Пострадавшая от мужчин в юности, она становится настоящей стервой, если говорить современным языком. Но любовь Дмитрия к ней и её к нему возрождает и очищает душу героини.
Самый приятный и добрый человек во всей этой «карамазовщине» - это главный герой романа, молодой парень Алексей Карамазов. Также выросший без матери и какого-либо внимания отца, он сохранил светлое детское воспоминание о матери, окружённой неземным сиянием, и взрастил в себе наилучшие христианские качества верующего Богу человека. По велению души проживая при монастыре в качестве послушника, он впитывает крупицы знаний и веры у лучших из монахов-старообрядцев. Повинуясь указанию своего духовного отца старца Зосимы, после его смерти он возвращается к светской жизни, чтобы исполнять своё предназначение в миру.
Не однажды мне пришлось перечитывать скучные, на первый взгляд, главы романа, в которых умирающий монах - старец Зосима беседует со своими последователями. Эти беседы о жизни, о вере и притчи старца занимают значительное место в произведении. С чем-то согласна, с чем-то не совсем, а что-то вообще не приняла. Наверное, придётся перечитать книгу ещё раз по прошествии нескольких лет.
Алёша – человек светлый и абсолютно беззлобный, понимающий и прощающий всем их проступки. Он заботится и о беспутном отце, и о раздираемых страстями и гордыней братьях, и о страдающих телесными и духовными недугами окружающих. С симпатией и искренним чувством относится к влюблённой в него девочке Лизе. Любое несчастливое событие и горесть он проживает, сохраняя внутреннюю радость, любовь к богу и созданному им миру. Своим примером, словами, и поступками, младший Карамазов показывает молодым ребятам – школьникам, как следует принимать горе, прощать обидчиков и поддерживать людей в тяжёлые периоды жизни.
Хочется отыскать в нём какой-либо недостаток, однако на протяжении всего романа, во всех ситуациях, этот юноша показывает себя с самой лучшей стороны. И все окружающие его герои романа относятся к нему соответственно: в одних он пробуждает совесть и раскаяние, в других - сочувствие к болеющему другу, взращивает дружбу и любовь. Никто не способен солгать ему, наоборот, в разговорах с младшим братом все собеседники спешат открыть ему своё сердце, свои тайны и неблаговидные помыслы, зная, что он не осудит, а поймёт.
Наверное, писатель хотел показать нам таким образом, к какому типу «высшего человека» нужно стремиться, какими следует быть людям, чтобы на планете наконец воцарилось всеобщее благоденствие.
Важная задумка автора: во время мировоззренческого спора братьев о вере атеист Иван пересказывает Алёше свой ненаписанный рассказ-притчу о Великом инквизиторе. Это отдельное произведение в романе на тему христианства, свободы воли и свободы совести. Сюжет притчи в том, что отрицающий существование и необходимость бога Великий инквизитор беседует с безмолвным Христом, высказывая свои идеи. Кстати, в нынешнее время многие из этих идей уже осуществляются полным ходом, приводя управляемое и безбожное человечество к пагубному и бессмысленному существованию ради «хлеба и зрелищ».
Есть в романе и однозначно отрицательный персонаж, ставший в литературе нарицательным – это слуга и повар Павел Смердяков. Человек, всё и всех презирающий и ненавидящий, подкидыш, с детства обиженный на жизнь, подстраивающийся и притворяющийся, подталкивающий других к преступлению, не имеющий ничего святого и мечтающий уехать из России, - таким обрисовывает этого персонажа автор. Независимо от того, совершил ли убийство Фёдора Карамазова Смердяков своими или чужими руками, притворялся ли или вправду страдал в это время в припадке падучей болезни (эпилепсии), его образ вызывает отвращение и неприязнь.
Рекомендовать «Братьев Карамазовых» к прочтению буду тем, кто не ленится читать длинные тексты и произведения со смыслом, любит поразмышлять, интересуется русской историей, психологией, религией, юристам в качестве профессионального пособия в их деятельности. А также всем, кто обожает живой русский язык, разнообразие текстовых описаний и закрученный слог великого писателя, ставшего визитной карточкой России благодаря своим поистине значительным произведениям.
Для меня, например, было удивительным встретить в таком высокохудожественном романе слово «похерить». А автор, не смущаясь, частенько употребляет его в речи героев - высокообразованных членов общества. И вправду, заглянув в Большой толковый словарь русского языка, мы узнаем, что глагол «похерить» - разговорное слово, означающее «убрать или спрятать, воспрепятствовать ходу, осуществлению, реализации чего-либо». Значит, можем использовать тоже это словечко без зазрения совести.
Таковы мои размышления о романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского. Рассуждать о нём можно бесконечно долго, раскрывая новые смыслы и идеи. Но я предлагаю и вам обогатить свою картину мира, а заодно и словарный запас, с помощью чтения прекрасной русской классической литературы.
Больше новостей на NPR.BY