14,2K подписчиков

Новая станция метро для вокзала высокоскоростной магистрали в Петербурге. Где и когда?

3,1K прочитали

История высокоскоростного железнодорожного сообщения в России - тема давно наболевшая и настолько ёмкая, что рассказывать о ней можно в формате многотомника. Тем не менее сухой факт - на третьем десятке XXI века в стране успешно функционирует сообщение на высоких скоростях между двумя главными городами - Москвой и Санкт-Петербургом.

История высокоскоростного железнодорожного сообщения в России - тема давно наболевшая и настолько ёмкая, что рассказывать о ней можно в формате многотомника.

И хотя история не терпит сослагательного наклонения, вполне справедливо можно заметить, что если бы не ряд "если", то стремительные экспрессы могли бы связывать две столицы значительно раньше. Тем не менее, 2024-й год станет юбилейным для "крылатых" поездов - в декабре "Сапсаны" отметят 15-летие своей работы.

Статистика ОАО "РЖД" да и простое житейское наблюдение подтверждают высокую популярность высокоскоростного сообщения - с годами добавлены новые поезда, которые нередко ходят сдвоенными и совсем не пустыми. При прочих равных условиях поездка на "Сапсане" давно стала конкурентной альтернативой авиаперелёту. Однако, при всей успешности и востребованности проекта справедливо отметим - "Сапсан", являющийся задокументировано самым быстрым поездом на российском железнодорожном пространстве, мог бы достигать конечных точек назначения еще быстрее - увы, далеко не на всём протяжении своего пути белоснежные поезда с красно-синей полоской могут достигать скорости 250 км/ч. Эта скорость, конечно, достаточно высокая, но в постоянно развивающемся мире это уже давно не является техническим пределом - можно быстрее. Значительно быстрее.

Высокоскоростной поезд "Сапсан". Фотография Дениса Доронина
Высокоскоростной поезд "Сапсан". Фотография Дениса Доронина

Причин у наших скоростных ограничений много, но самая важная - технико-экономическая. К сожалению, закупка немецких электричек не была панацеей - для того, чтобы высокоскоростной поезд действительно шёл на высоких скоростях ему требуется особая и специально подготовленная инфраструктура.

И в этой связи, возможно, именно 2024-му году суждено будет попасть на страницы исторических изданий будущего в качестве даты начала строительства новой обособленной высокоскоростной магистрали в России, ввод которой позволит избавиться от множества ограничений и добиться скорости сообщения между двумя столицами до уровня 2 часов 15 минут, что в принципе сделает пассажирские авиаперевозки между Москвой и Санкт-Петербургом практически бессмысленными, а поезда на этом направлении, наоборот, привлекательнее, чем когда-либо. Еще бы, до Москвы, как до дачи!

Но причем здесь метро, Человек-метро?

Да, без краткой железнодорожно-исторической справки было не обойтись, но теперь сфокусируемся всё же на предмете - новая высокоскоростная магистраль это очень хорошо, но как быть с потоком новых пассажиров, которые будут прибывать в Петербург и Москву? Справятся ли действующие вокзалы двух столиц, а вместе с ними и их станции метро?

Московскую сторону вопроса пока оставим московским специалистам, а петербургскую всё же попробуем рассмотреть подробнее.

Яма и мы

Ленинградцы и петербуржцы, заставшие город на Неве в девяностые, наверняка помнят, ставшую городской легендой, ограждённую территорию рядом с Московским вокзалом. То, что впоследствие получило поэтическое народное название "яма", было на самом деле незаконченной стройкой нового вокзала для ВСМ.

Огражденная территория у московского вокзала в Санкт-Петербурге в конце нулевых
Огражденная территория у московского вокзала в Санкт-Петербурге в конце нулевых

Тогда, очевидно, всю нагрузку от увеличенного пассажиропотока призван был принять и без того крайне загруженный узел из двух станций петербургской подземки - "Площадь Восстания" и "Маяковская". К слову, этот узел официально признан самый загруженным во всём метро Северной столицы - ежемесячно здесь проходит более 2.5 млн человек.

С ямой, как известно не получилось, но зато получилось с торговым центром - в декабре 2010 года на месте пустыря с затопленным котлованом и сваями появился многоэтажный и, надо отметить, на удивление симпатичный ТРЦ "Галерея". Торговля, общепит и предоставление услуг - дело нужное и полезное, но куда же теперь встраивать новые перроны для новой железнодорожной магистрали?

Торгово-развлекательный центр "Галерея"
Торгово-развлекательный центр "Галерея"

Несмотря на плотную историческую застройку в пределах Центрального района Санкт-Петербурга и конкретно окрестностей вокзала, проектировщикам уже нынешней версии ВСМ удалось найти площадки для размещения новых платформ, а по сути - нового вокзала. "Галерею" уже не снесёшь (я бы посмотрел на такого богатыря, который всерьёз бы стал предлагать и рассматривать такую идею в наше капиталистическое время), поэтому пришлось руководствоваться задворками во всех смыслах этого слова.

Рассматриваемая городом зона для размещения нового терминала высокоскоростной магистрали
Рассматриваемая городом зона для размещения нового терминала высокоскоростной магистрали

С одной стороны такое решение, хоть и вынужденное, может немного огорчить - дальше от Невского проспекта, а равно и дальше от станций метро. Но будем объективными - пересадочный узел между 1-й и 3-й линии перегружен и лучше ему (и, соответственно, пассажирам) не станет. Куда же будет пойти несчастному пассажиру, сойдя с умопомрачительного и очень скоростного поезда?

Схематически и понятнее
Схематически и понятнее

До ближайшего входа "Площади Восстания" - 600 метров, до вестибюля "Лиговского проспекта" - 650 метров по не самому широкому и достаточно людному тротуару. Не очень-то близко, особенно с учетом багажа, а если еще и спешишь?

Новое решение

И вот здесь приходят неожиданные новости. 23 апреля 2024 в средствах массовых информации сообщается - обслуживать пассажиров нового терминала ВСМ будет станция метро "Лиговский проспект" под циферкой два.

Под циферкой один, напомню, уже 33 года действует станция на четвертой (Правобережной) линии петербургского метро, но она, как мы выяснили, всё же будет достаточно удалена от вокзала.

Станция "Лиговский проспект"
Станция "Лиговский проспект"

Теперь же проходит утверждение планировка новой привокзальной площади в непосредственной близости от терминала ВСМ, которая должна будет включить в свой состав и новую станцию метро - "Лиговский проспект-2".

Само название в данном случае указывает не сколько на место размещение вестибюля (фактически он не будет выходить прямо на проспект) , сколько на факт наличия пересадки с первой станцией - таким образом, будет создан еще один пересадочный узел метрополитен, который позволит эффективнее справляться с пассажирской нагрузкой. А с учетом планов по строительству тоннеля или путепровода в восточном направлении в сторону Феодоровского собора и Миргородской улицы - так еще и улучшится транспортная обстановка новых жилых кварталов, расположенных за железной дорогой.

Так значительно удобнее
Так значительно удобнее

Долго ли до второй Лиговки?

И теперь самое интересное. По текущим планам сдать в эксплуатацию высокоскоростную магистраль планируют к 2028 году. Насколько это выполнимо или нет судить не будем, однако вспомним, что политически важные инфраструктурные объекты в России могут строиться достаточно быстро (взять Крымский мост, например). Но возможно ли будет за четыре года построить новую станцию у нового терминала?

Нет! Не при каких условиях и даже если начинать строить буквально завтра.

Относительно свежая схема развития метрополитена в Петербурге. Обсуждаемый нами участок отмечен 2033 годом
Относительно свежая схема развития метрополитена в Петербурге. Обсуждаемый нами участок отмечен 2033 годом

Давайте прежде всего воссоздадим картину. "Лиговский проспект-2" - это планируемая станция Красносельско-Калининской линии. Этим долгожданным и одновременно проблемным участком город занялся еще более десяти лет назад.

На момент подготовки материала метростроители заканчивают только первый небольшой фрагмент будущей шестой линии с двумя станциями - "Юго-Западная" и "Путиловская". Несмотря на повышенную готовность пускового участка и планам по вводу до конца 2024 года, попасть на станции пассажиры смогут только в 2025-м году - из-за возникших организационных сложностей при строительстве пересадки на станцию "Кировский завод".

Строительство вестибюля станции "Юго-Западная". Апрель 2024 года
Строительство вестибюля станции "Юго-Западная". Апрель 2024 года

Далее новоиспеченную линию будут развивать в два направления - на юго-запад в сторону Сосновой Поляны и в сторону центра - к автовокзалу на Обводном. По первому участку практически готов сложный проект, по второму даже начались работы - в декабре 2023 - феврале 2024 года в сторону будущей станции "Броневая" были запущены два проходческих щита. Этот центральный участок включает в себя четыре глубокие станции: "Броневая", "Заставская" (пересадка на "Московские ворота"), "Боровая" и "Каретная" (пересадка на "Обводный канал").

Вот только этот участок будут строить шесть лет и, соотвественно, чтобы приступить к следующему, включающему как раз обсуждаемый нами "Лиговский проспект-2", нужно как минимум объявить конкурс на разработку проекта, разработать проект, согласовать его в Главгосэкспертизе и лишь затем появится возможность выходить на строительные площадки - по опыту предшествующих лет и городских традиций смело закладываем 4 года на эти операции.

Схема для понимания обстановки с шестой линией
Схема для понимания обстановки с шестой линией

При этом отметим, что этот, уже четвертый по счету участок шестой линии метро будет едва ли не самым сложным не только на линии, но и вообще в истории петербургского метро. Строительство будет вестись преимущественно на территории Центрального района Санкт-Петербурга с плотной исторической застройкой и домами-памятниками, большим количеством инженерных сетей, так и еще и придется преодолевать Неву. Огромные сложности без преувеличения добавит и потребность в организации пересадочных узлов: на "Лиговском проспекте-2", соответственно, на "Лиговский проспект-1", и самый хардкор на станции с проектным названием "Знаменская" - там каким-то волшебным образом придется выполнить сопряжение со станцией 1955 года "Площадь Восстания" и тесной "Маяковской".

Советское видения сопряжения трех станций метро под Площадью Восстания
Советское видения сопряжения трех станций метро под Площадью Восстания

По текущим планам новый участок от станции "Каретная" до станции "Полюстровский проспект" будет состоять из пяти станций: "Лиговский проспект-2", "Знаменская", "Суворовская", "Смольный" и "Полюстровский проспект". Даже без учета нового вокзала каждому петербуржцу будет очевидно - в таком формате достроенная шестая линия от Полюстрово до Сосновой Поляны станет очень серьезным подспорьем, оттянет на себя значительное количество пассажиров с Кировско-Выборгской линии и обеспечит метрополитеном в шаговой и не очень доступности сотни тысяч жителей Петербурга. Но вот только когда?

Очень нескоро. Названный на актуальной перспективной схеме срок - 2033 год - скорее оптимистичный, чем реальный. Строительство пяти глубоких станций, две из которых пересадочные (а значит по сложности и объемам работ как 1.5-2 обычных), займет минимум 6-7 лет. И теперь легкая арифметика: 2033-7=2026.

Иными словами, чтобы пассажир нового скоростного поезда смог быстро и комфортно попасть в метро в 2033 году, начинать строить это метро нужно как минимум в 2026 году. А чтобы сделать это нужен готовый проект, который надо было начинать делать...в 2022 году.

Сделаем выводы и, подводя итоги, отметим - тенденция по скорому появлению в нашей стране, не побоюсь этого слова, полноценной высокоскоростной магистрали, которая сделает два крупнейших города Российской Федерации еще доступнее друг для друга, безусловно радует. Но какое-то количество лет (надеемся, что не очень долгое - в пределах семи) пользоваться новым терминалом в Петербурге будет чуть менее комфортно, чем ожидается. Если, конечно, вы ездите на вокзал на метро...)

Спасибо за ваше внимание друзья! Комментарии как всегда для ваших бесценных мнений! Делимся, общаемся, спорим и соглашаемся.