Найти тему
Юрий Кот

Где заканчивается Русский мир? Выдержки из моей новой книги "История Малороссии"

Давайте поговорим о русскости и русском мире, чтобы определить его границы.

В своей диссертации я попробовал предложить собственное определение данного понятия по причине апофатичности русскости, коренящейся в апофатичности русской души и самой России. Напомню, что понятие «апофатика», которое переходит из богословия в философию и науку, обозначает невозможность достижения абсолютной истины относительно любого феномена и области знания.

Соответственно, русскость предстает как непостижимая вселенная духа, которая, очевидно, требует нестандартных методов исследования, поскольку и сам «дух» не может быть исследован строго научно, и к тому же это «непостижимая вселенная».

Русскость, в отличие от русскоязычности, – фундаментальное свойство русской души и русской культуры, обладающее особой сердечной и нравственной способностью благоговейно-уважительной отзывчивости к национальным ценностям и отеческим святыням при одновременной открытости и восприимчивости к «всечеловеческому» и «вселенскому».

Как мы видим определение русскости лежит в цивилизационной плоскости более, чем в этнической. Хотя и этот момент также имеет место.

Так, наиболее значимые работы на тему русскости принадлежат известному российскому философу, историку русской философии А.А. Королькову. Так вот он пишет, что «Русскость – менее всего характеристика этническая, это качество души и сердца».

Важны размышления автора над парадоксами русскости и русского, связанные с несовпадением с этническими характеристиками. «Русский может совсем не быть носителем русскости, – пишет автор, – между тем как носитель африканской крови способен стать высшим проявлением русскости, что и продемонстрировал в нашей истории русский гений Александр Сергеевич Пушкин». И поэтому, с точки зрения автора, грузин или татарин могут обладать качествами русскости в большей степени, чем этнический русский. Откуда следует такой важный вывод: «Всемирность русской культуры, всемирная отзывчивость не уничтожают реальность русскости».

В работе «Русскость культуры, русскость философии» А. А. Корольков делает ряд важных для нас наблюдений, среди которых тот факт, что в словаре В. И. Даля нет слова «русскость», что не мешает воспринимать его как свое, близкое, родное и что чуткий к русскому слову человек никогда его не отвергнет. Автор отмечает, что разговор о русскости не исключителен, и, например, И. Г. Фихте в знаменитых «Речах к немецкой нации» писал о немецкости своего народа.

Исследователь отмечает, и мы не можем с ним не согласиться, что русскость воспринимается как неологизм, поскольку это слово появляется в критический момент, когда само явление стало убывать из всех сфер культуры. То есть слово появляется тогда, когда возникает опасность гибели того, что оно обозначает, наподобие появлению экологии в ситуации возникшей угрозы над природой, а культурологии в ситуации, когда пошатнулась сама культура.

В данной книге «История Малороссии» я исследую историческое понятие «малороссийство» как важнейшую и корневую часть русской цивилизации. В результате исследований приходишь к выводу, что сама идея малороссийства возникает в те тяжёлые периоды русской истории, когда наши южные окраинные земли вынуждены бороться за своё русское начало, за право быть русскими, за принадлежность к русскому миру и за его внутреннюю основу - свою русскость. Так вот именно в такие моменты истории малороссийство возникает в лексиконе нашего народа как символ борьбы русских юго-западной окраины русской земли, то есть малороссов, с экспансией со стороны Запада и предателями всего русского, западопоклонниками украинцами. Так было в 17 веке. Так было и в начале 20 века. Так происходит и сегодня.

По тем же причинам сегодня актуальность изучения русскости в философии сложно переоценить. Это своего рода духовный предохранитель нашего народа, актуальность которого срабатывает в критические моменты истории. Сегодня это попытка Запада уничтожить нашу с вами русскую цивилизацию. Потому мы говорим о многонациональности русского народа. Поскольку русскость является именно цивилизационным контекстом бытия, который объединяет представителей разных народов под сводом русского мира как принявших русские идеалы, русские ценности как свои.

И конечно же, важнейшей задачей является сохранение русскости: «Остаться русским, сохранить русскость – значит нести в себе духовность, сокровище нашей истории, духовность русскую, соединив в себе вселенские истины христианства с сердечной восприимчивостью, давшую то, что называл И. А. Ильин просветленной чувственностью, христиански просветленной чувственностью»; «Коль удержим в себе русскость, русскую душу, русские характеры, русскую культуру, русские исторические традиции, будем интересны и ценны другим народам».

Сохранение русскости как «субстанции» цивилизации Русского мира, таким образом, и есть сохранение русской культуры. Это есть одновременно и задача личного нравственного самосознания человека, и важнейший элемент современной культурной политики России. Среди наиболее значимых характеристик русскости можно отнести ее антипсихологизм, т.е. душевность в противоположность психологичности, отзывчивость на родное, материнское начало, неприятие биологизаторского национализма, всечеловечность, открытость к иному, сердечность, религиозность.

Исходя из имеющегося понимания «русскости» позволю себе также предложить свой вариант определения понятия «русский мир» и понимание границ, за которыми он заканчивается.

Русский мир, основанный на духовной сверхэтничности русскости, а также на историософской сущности русской идеи, можно определить как духовный бастион традиционных ценностей (Катехон), удерживающий мир от антропологической деградации и физического уничтожения.

Исходя из вышеизложенного, можно подтвердить истину, сказанную недавно нашим президентом Владимиром Путиным о том, что Россия нигде не заканчивается. Фактически наш лидер говорит именно о понятии «русский мир».

Если исходить из сверхэтничности русскости как основы русского мира, то фактически любой житель планеты способен стать частью русского мира, приняв наши цивилизационные идеалы.

Если к этому добавить ещё и историософскую нагрузку русской идеи, которая является идеей русского мира в выражении его духовной сущности, то есть рассматривая историю человечества через призму Божьего промысла, можно прийти к выводу, что временные границы русского мира проходят там, где противники нашего цивилизационного проекта противостоят ему. В этом смысле я полностью соглашусь с Бердяевым, который определил нашу миссию:

«Русские размышления над историософической темой привели к сознанию, что путь России – особый. Россия есть Великий Востоко-Запад, она есть целый огромный мир, и в русском народе заключены великие силы. Русский народ есть народ будущего. Он разрешит вопросы, которые Запад уже не в силах разрешить, которые он даже не ставит во всей их глубине».

Если же мы исходим из сотериологической функции Русского мира, его катехонического состояния духовного бастиона традиционных ценностей, который призван не допустить антропологической деградации человечества и его физического разрушения, то мы понимаем, что границы Русского мира являются линией фронта борьбы за жизнь всех людей, даже тех, кто пытается нас уничтожить.

В условиях современных реалий, когда ядерный потенциал только России и США способен уничтожить человечество несколько раз по кругу, понимание всечеловеческой сотериологической сути Русского мира является не фигурой речи, а жизненной необходимостью каждого жителя планеты Земля. Позволю себе напомнить слова нашего президента Путина о том, что в случае начала ядерной войны, мы попадём в рай, а они в ад. То есть в живых не останется никого. Понимание такого исхода существования человечества на земле в случае, если наши враги не остановятся и будут продолжать действовать на уничтожение Русского мира, позволяет мне сделать следующие выводы.

Итак, Русский мир является удерживающим человечество от физического уничтожения, что включает в себя всех, в том числе и желающих нас уничтожить, можно сказать, что границы Русского мира действительно не заканчиваются нигде, поскольку охватывают жизнь каждого человека на Земле.

Подытоживая, позволю себе поздравить всех вас, дороге мои читатели. Вы русские! И это значит, что вы есть часть народа, имеющего свою жизненную миссию. Народа, который уже тысячу лет стоит на страже человечества и удерживает его от самоуничтожения. Народа, в котором объединяются всечеловеческие смыслы добра, любви, мудрости, веры. Мы русские! С нами Бог!