Уникальный материал про знаменитого путешественника Федора Конюхова.
Итак, начало статьи находится вот тут. В ней мы рассказали, как готовился первый в истории поход на лыжах через океан — из СССР в Канаду. И какую роль в этом сыграл известный путешественник, Федор Конюхов.
Первая интернациональная экспедиция (4 канадца и 7 советских граждан), должна была начаться торжественно. Событие освещала советская пресса и западные журналисты.
К месту старта прибыли телевизионные группы, фотокорреспонденты, кинохроника. «Полярный мост» был сенсацией.
Сложность экспедиции состояла в том, что к ней готовились не 7, а 10 путешественников. Как выбрать того, кто останется?
Пятерых участников похода определили сразу. Ими стали Владимир Леденев, Анатолий Мельников, Вася Шишкарев, Юра Хмелевский, Дмитрий Шпаро. Все они вместе побывали на полюсе еще 9 лет назад, и их участие в экспедиции было безоговорочным.
Также в состав вошел Михаил Малахов, так как у него единственного было медицинское образование, и он заменял врача.
На последнее место претендовали четверо путешественников. Наш герой Федор Конюхов, Кондратко, Федяков, Беляев. Все были одинаковы достойны участвовать в экспедиции. Все мечтали пойти в этот поход.
Федор Конюхов пришел в экспедицию позже всех. Ему, человеку из дальневосточной глубинки, все давалось очень тяжело. По профессии он художник, по складу души — бродяга, а по натуре — добряк.
С виду слабый и немного несуразный, лохматый, с бородкой, косноязычный, он быстро нашел подход к ребятам. Всегда приходил на помощь, и все тяготы переносил молча, с терпением и выдержкой.
Наконец, Дмитрий Шпаро решил взять седьмым участником Беляева.
В последний день канадцы согласились, чтобы в походе участвовало не 7, а 8 советских граждан. Шпаро хотел взять Анатолия Федякова. Все с этим согласились. Все — кроме Федора Конюхова.
Когда Дмитрий Шпаро огласил свое решение, Федор вдруг вскочил:
Нет, парни! Я должен быть с вами! Не могу я вернуться домой вот так, бесславно! Не могу!
Конюхова пытались успокоить — не вышло. Он твердил свое снова и снова. Наконец, стал просить чтобы его хотя бы взяли с собой на мыс Арктический, откуда должна была стартовать экспедиция. Мол, вы идите сами по себе, а я пойду один, сам по себе.
Федор натурально плакал и дрожащим голосом умолял ребят не бросать его. Кое-кто из экспедиции пожалел Конюхова и предложил взять его 9-м участником, попробовать договориться на счет этого. Но Дмитрий Шпаро понимал, что это невозможно, поэтому твердо стоял на своем — в поход идет 8 советских и 4 канадца, и все тут.
Поняв, что его не возьмут с собой, Федор Конюхов потерял контроль над собой. В ярости он стал кричать, что уничтожит экспедицию. Выбежал из комнаты, а через минуту вернулся с теодолитом на треноге — в бешенстве он схватил первое, что попалось под руку, и кинулся драться.
С трудом мужики скрутили Федора. Он не успокаивался. Угрожал сжечь дома участников экспедиции, убить их близких, судиться. Наконец, решил связаться с КГБ и уничтожить экспедицию. Он снова и снова повторял одно и тоже:
Я должен идти, должен идти, должен идти….
Все мужчины, заядлые путешественники, поняли — Федор не шутит. Он действительно способен воплотить все, чем угрожает. Как оставить его и уйти в экспедицию на 3 месяца? У всех семьи, дети. Невероятно. Немыслимо!
Долго думали, что делать. Наконец, Дмитрий Шпаро принял решение. Федор Конюхов немного успокоился. И даже извинился перед участниками экспедиции. Но продолжал твердить свое:
Возьмите меня с собой… Буду делать все самое тяжелое, сложное. Только возьмите!
С большим трудом канадцы согласились взять Конюхова. Но при условии, что советские сами полностью оплатят его участие в экспедиции. А это, на минуточку, стоило 8 000 долларов. Для 1988 г деньги немыслимые.
Так Федор Конюхов отправился в путешествие, о котором мечтал. И благополучно прошел его от начала до конца.
Он пытался вести себя так, будто ничего не случилось. Будто не он кидался на мужиков драться, рыдал, проклинал всех вокруг и угрожал, звонил в КГБ и вновь рыдал.
Ребята так и не простили его — барьер, который вырос между ними, преодолеть не удалось.
Друзья. Каждый решает сам про себя, насколько прав был Федор Конюхов в той ситуации. Он мечтал о славе, о великих путешествиях. И готов был ради достижения желаемого и потерять лицо, и унизиться, и убить кого-то, если придется. Возможно ли это? Допустимо ли? Повторимся — каждый решает для себя сам.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете в нашем телеграмм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!