Брюссельские бюрократы задумали очередную санкционную каверзу против России, на этот раз под прицелом поставки сжиженного природного газа (СПГ)
Европейские политики, похоже, забыли о суровой зиме и пустых в прошлом газохранилищах, мечтая о запрете российского СПГ. Но чем обернется этот газовый кульбит для Европы и России?
Санкционный зуд не утихает
Санкции против российского СПГ могут появиться в следующем пакете, - заявил глава МИД Швеции Тобиас Билльстрём, словно забыв, что его страна закупает российский газ с проекта "Криогаз-Высоцк".
Видимо, шведский министр надеется согреться пламенной речью о европейской солидарности.
Европа на газовой игле
Европа сидит на российской газовой игле – Россия является вторым поставщиком СПГ в ЕС после США. Испания, Бельгия и Франция – главные потребители российского газа. Как они собираются замещать эти объемы? Видимо, надеются на американских друзей, которые с радостью продадут им СПГ по заоблачным ценам.
Потенциальный запрет на импорт российского СПГ создаст серьезные проблемы для европейского рынка, так как за последние два года зависимость Европы от СПГ сильно возросла - президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов.
Юридический туман
Запрет на импорт российского СПГ приведет к лавине судебных разбирательств. Европейские компании, связанные долгосрочными контрактами с российскими поставщиками, окажутся между молотом и наковальней. С одной стороны – санкции ЕС, с другой – обязательства по контрактам.
Одностороннее расторжение долгосрочных контрактов или изменение их условий может привести к международным арбитражным искам, - директор юридической группы «Яковлев и Партнеры» Мария Яковлева.
А что Россия?
Россия не останется в накладе. Азиатские рынки с радостью примут российский СПГ, тем более что цены там выше, чем в Европе. Так что, пока Европа будет кусать локти, Россия будет пожинать плоды своей газовой стратегии.
Таким образом, европейские санкции против российского СПГ – это выстрел себе в ногу. Европа рискует остаться без газа, запутаться в юридических баталиях и потерять надежного поставщика. А Россия найдет новые рынки сбыта и укрепит свои позиции на мировой газовой арене.