Точную дату рождения сестры Некрасова, Анны Алексеевны, исследователи назвать не могут. Из церковной метрической книги, хранящейся в Ярославском архиве, известно, что дочь Некрасовых Анна была крещена 24 апреля 1823 года. Николай Алексеевич относился к младшей сестре с нежностью и заботой.
Анатолий Федорович Кони вспоминал:
«Некрасов очень любил сестру и относился к ней с большим вниманием и участием. В ее строгом лице, со следами замечательной красоты, были черты сходства с братом. Она, по-видимому, не прошла, однако, подобно ему, годов лишений и нравственных уколов, испытываемых человеком, стоящим на границе, за которою начинается уже несомненная и неотвратимая нищета, грозящая бесповоротно увлечь «на дно». Поэтому «борьба за существование» меньше отразилась на ней…»
Во времена, о которых пишет А.Ф. Кони, Анна Алексеевна жила в семье Ераковых. Пережив неудачный брак и покинув супруга, Генриха Станиславовича Буткевича, Анна Алексеевна вынуждена искать способы к независимому и достойному существованию. Она получила место гувернантки в семье Александра Николаевича Еракова, выдающегося русского инженера, близкого друга Николая Алексеевича. Супруга А.Н. Еракова, Анна Львовна, скончалась в 1850 году, на попечении Александра Николаевича осталось четверо малолетних детей. Их воспитанием занялась Анна Алексеевна Буткевич, а позже, в середине 1860-х годов связала свою судьбу с Ераковым, став его гражданской женой.
Внучка А.Н. Еракова, Лидия Михайловна Давыдова вспоминала Анну Алексеевну с большой теплотой и благодарностью:
«Чертами лица напоминавшая брата, красивая, стройная, в черном платье, облегавшем ее величавую фигуру, с газовым длинным вуалем на своих вьющихся волосах, с черным божьим крестом, на тонкой серебряной цепочке на груди», – такою встает в моем воспоминании Анна Алексеевна. Беспредельно преданная брату, обожавшая его, во время его тяжелой болезни уходу за ним она отдала все свои силы, а памяти его – всю свою душу».
Лидия Михайловна Давыдова отмечает удивительное воздействие Анны Алексеевны на окружающих:
«Замкнутая, сдержанная, своим умным, красивым лицом и ей присущей особой манерой держаться. Полной достоинства, она, при своем появлении всегда обращала на себя внимание, привлекая и сохраняя сердца тех, кого она допускала в свою близость, на других, кого она почему-либо и, вероятно заслуженно, держала в отдалении, она ошибочно производила впечатление несколько суровой и это заставляло в ее присутствии подтягиваться, считаться с своими словами и поступками».
С теми же, кого она допускала в свой круг, Анна Алексеевна была добра, чутка и на редкость участлива.
Дом Ераковых был открыт для всех выдающихся людей своего времени: известные литераторы, друзья Н.А. Некрасова, выдающиеся общественные деятели, знаменитые артисты регулярно собирались в уютной гостиной, где наряду с хозяином дома, принимала гостей и Анна Алексеевна. То же можно сказать и о зимней даче Ераковых близ Петербурга, где находили приют нуждающиеся студенты, попавшие в трудное положение учительницы и гувернантки. Всем им оказывалась посильная помощь: «Скромность в потребностях и привычках, забота и внимание к окружающим, особенно – обездоленным, доведенное до самопожертвования, вот что было предметом забот Анны Алексеевны», – вспоминала Л.М. Давыдова.
После смерти брата Анна Алексеевна не снимала траур, замкнутость, и так свойственная ей, приобрела более явный характер. Приемы стали крайне редкими, сама же Анна Алексеевна посвятила жизнь служению памяти Николая Алексеевича. Унаследовав права на издания произведений Некрасова, она занялась подготовкой к публикации посмертного собрания стихотворения поэта (1879, 1882), а также сборника «Некрасов русским детям» (1881); ее инициативе принадлежит устройство сельскохозяйственного училища в имении Некрасова Чудова Лука (завершать начатое пришлось А.Ф. Кони, душеприказчику Анны Алексеевны, школа открылась в 1892 году и просуществовала до 1906 года).
Анна Алексеевна явилась инициатором установки памятника на могиле Некрасова на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (скульптор М.А. Чижов, архитектор В.А. Шрейбер, 1881); учреждение стипендии в память Н.А. Некрасова при Санкт-Петербургском университете, передача средств от продажи посмертных изданий поэта в Литературный фонд на выплату пособий нуждающимся – все это заслуга А.А. Буткевич. К сожалению, задуманная ею биография Некрасова осталась неосуществленной.
Анна Алексеевна пережила любимого брата всего на четыре года. Поездка на Новодевичье кладбище зимой 1882 года стала для нее роковой. Простуда перешла в воспаление легких. 20 февраля (3 марта) Анна Алексеевна скончалась. Похоронена А.А. Буткевич рядом с братом на кладбище Новодевичьего монастыря.
«Незаметная могила справа от входа, в Новодевичьем монастыре, у подножья памятника поэта, как она этого желала, говорит о той, которая, расточая щедро свое душевное богатство, отдав брату и близким всю свою жизнь, несмотря на все свое значение, не искала для себя другой роли, как быть тенью своего великого брата», – писала в воспоминаниях Л.М. Давыдова, внучка А.Н. Еракова.
«Я умел не бояться клевет,
Не был ими я сам озабочен;
Но я знал, чье во мраке ночном
Надрывалось сердце в печали,
И на чью они грудь упадали свинцом,
И кому они жизнь отравляли.
И пускай они мимо прошли,
Надо мною ходившие грозы,
Знаю я, чьи молитвы и слезы
Роковую стрелу отвели….»
Н.А. Некрасов. Посвящение к поэме «Мороз, Красный нос»
Автор текста - Ю.В. Васильева, хранитель музейных предметов 1 категории. Васильева Ю.В.