советский учёный-палеонтолог,писатель-фантаст
- Место рождения - Вырица, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
Согласно метрической книге Воскресенской церкви посёлка Суйда Царскосельского уезда, Иван Антонович Ефремов родился 23 апреля (10 апреля по старом календарю) 1908 года, в советское время официальной датой его рождения считалось 22 апреля 1907 года.
В 1967 году в примечаниях к краткой автобиографии он писал, что, как и многие в 1920-е годы, прибавил «себе года», хотя не исключено, что его возраст определила медицинская комиссия.
Отец, Антип Харитонович Ефремов, купец 2 гильдии, происходил из заволжских крестьян-староверов.
Отслужив и проработав помощником казначея, он начал своё дело в Вырице.
Антип поначалу арендовал Вырицкий лесопильный завод, а впоследствии создал собственное производство и занял видное положение среди местных земских деятелей и благотворителей.
Женился он поздно, поставив крестьянке Варваре Александровне условие, что брак будет заключён после рождения наследника ― Иван стал законным сыном по решению суда 18 декабря 1910 года. Примерно в то время Антип Харитонович сменил имя на «Антон».
Ефремовы жили в просторном доме в Вырице, годом ранее Ивана родилась сестра Надежда, а брат Василий ― годом позже.
О своём детстве Ефремов говорить не любил, хотя оно вряд ли было трудным или несчастным.
Его способности проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных.
Ефремов вспоминал о детском пристрастии к тяжёлым вещам — к свинцовым часовым гирям, медным ступкам и утюгам, а также к минералам, особенно кристаллам.
Летом 1914 года Антон Харитонович отправил семью в Бердянск (врачи рекомендовали Василию южный климат), где Иван поступил в гимназию.
В 1917 году родители развелись, а в конце 1918 года мать с детьми перебралась в Херсон.
В 1919 году она вышла замуж за красного командира и уехала с ним.
Дети остались у родственницы, которая в конце года умерла от сыпного тифа. Этот период стал одним из наиболее драматичных в жизни Ефремова, ему пришлось испытать на себе политический хаос Гражданской войны.
Трое детей оказались брошенными на произвол судьбы, зимой 1920 года им приходилось продавать вещи, чтобы выжить в условиях полной нищеты, голода и болезней. При бомбардировке Очакова Иван был контужен и с этого времени начал немного заикаться. Он прибился к автороте и помогал на автобазе.
Узнав, что отец забрал брата и сестру из Херсона в Петроград, уехал вслед за ними с твёрдым намерением учиться.
О школьном периоде жизни Ефремова известно мало: ни он сам, ни биографы не указывали, где именно он жил в Петрограде, общался ли с родственниками.
Писатель избегал вспоминать родителей, отношения с которыми, по всей видимости, характеризовались отчуждённостью.
В очерке «Путь в науку» (1964) Ефремов писал, что «остался без родителей в возрасте двенадцати лет». Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Иван работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, шофёром. Последнюю работу пришлось оставить, чтобы сдать выпускные экзамены.
Юноша увлёкся наукой о вымерших животных (Палеонтология).
Судьбоносным стало знакомство в начале 1923 года с академиком Сушкиным — на Ивана произвела впечатление статья учёного о северодвинской пермской фауне и он написал академику письмо. Однако вакансии в Геологическом музее, где Сушкин заведовал галереей, не было.
В 1923 году Ефремов сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и весной 1924 года уехал на Дальний Восток.
Будущий палеонтолог плавал матросом на судне у берегов Сахалина и по Охотскому морю.
По рекомендации Сушкина в 1924 году Ефремов поступил на биологическое отделение физико-математического факультета ЛГУ.
В 1925 году у Сушкина освободилось место препаратора в Геологическом музее, и Иван стал научно-техническим сотрудником Академии наук.
В том же году он успел отплавать на Каспии командиром гидрографического катера.
В 1926 году, на третьем курсе, он оставил учёбу.
С середины 1920-х годов его жизнь проходит в палеонтологических и геологических экспедициях, маршруты пролегали по Поволжью, северу Европейской части СССР, Уралу и Средней Азии, затем — в малоисследованных областях Восточной Сибири, Якутии и Дальнего Востока.
По подсчётам самого Ефремова, он руководил 26 экспедициями из 31, в которых участвовал (17 экспедиций были палеонтологическими и 14 ― геологическими).
В ходе первой экспедиции в 1926 году удалось разработать местонахождения земноводных в известняках нижнего триаса (гора Богдо близ озера Баскунчак), обнаружить остатки темноспидальных амфибий и других лабиринтодонтов (группа вымерших амфибий, обитавших на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры).
Результаты Ефремов отразил в своей первой научной статье (1928).
В 1929—1930 годах Ефремов дважды исследовал медистые песчаники (пермский период) в Каргалинских медных рудниках в Оренбуржье, изучал «динозавровый горизонт» северных предгорий Тянь-Шаня (1929).
Его карьера как учёного и организатора науки продвигалась быстро.
В 1930 году организован отдельный Палеозоологический институт, позднее переименованный в Палеонтологический (ПИН). С 1930 года Ефремов — научный сотрудник I разряда, с 1935 года — учёный специалист, с 1937 года — заведующий отделом низших позвоночных в Палеонтологическом институте.
Первая половина 1930-х годов оказалась насыщенной: в Ленинграде с 1929 по 1935 год учёный совмещал геологические полевые исследования с полной нагрузкой в Академии наук (хотя никогда не преподавал, поскольку не мог долго говорить).
В 1932―1935 годах прошёл курс геологоразведочного факультета Ленинградского горного института и стал горным инженером. Диплом с отличием он получил в 1937 году.
В 1935 году по совокупности научных работ была присвоена степень кандидата биологических наук, по разделу «Палеонтология» без официальной защиты.
В 1930 году Ефремов женился на Ксении Николаевне Свитальской, дочери профессора Горного института; брак распался до 1935 года.
С начала 1930-х годов Ефремов проводил геологические экспедиции в поисках нефти, угля, золота, руды и других полезных ископаемых. Помимо Урала, исследования проводились в малоизученных регионах ― Сихотэ-Алине, Амуро-Амгуньском междуречье, центральных районах горной Якутии и Восточной Сибири, включая Верхне-Чарскую котловину.
С июня по ноябрь 1931 года Ефремов ― начальник отряда Нижне-Амурской экспедиции, исследовал долину реки Горин, район озера Эворон.
В 1932 году его отряд в тяжёлых погодных условиях прошёл 600 км по рекам Нюкже, Верхней Ларбе и Аммуначе, осуществил геологическую съёмку, обследовал долину реки Геткан до Тынды (Олёкмо-Тындинская экспедиция).
Одна из сложнейших в его жизни ― Верхне-Чарская экспедиция 1934―1935 годов, в которой проводились, в частности, поиски нефти. Температура нередко опускалась ниже минус сорока градусов. Протяжённость маршрутов превысила 2700 км, были обнаружены уголь, медь и железо. Результаты картографирования и топографической съёмки позднее использовались при создании Большего советского атласа мира.
В 1935 году ПИН переехал в Москву.
С 1935 года начались раскопки крупных ископаемых у села Ишеево (современный Башкортостан), которые велись ежегодно до 1939 года — последнего полевого сезона Ефремова
Ефремов спускался в старые шахты, часто рискуя жизнью; он надеялся на новые находки в уже исследованных местонахождениях, попутно изучая условия сохранности остатков.
В 1936 году он женился на зоологе из ПИН Елене Дометьевне Конжуковой. Родившийся в том же году сын Аллан был назван в честь литературного персонажа (главного героя цикла приключенческих романов Райдера Хаггарда).
На Международном геологическом конгрессе в Москве (1937) учёный прочитал доклад о наземных позвоночных перми и нижнего триаса.
В том году Ефремов вполне мог быть арестован, когда среди множества учёных был репрессирован его бывший тесть, а в начале 1938 года арестовали руководителя его первой экспедиции.
Ожидая ареста, учёный сжёг большую часть дневников и писем.
Его опасения были небеспочвенными, поскольку Ефремов, помимо прочего, переписывался с немецким палеонтологом Ф. фон Хюне.
Экспедиции в 1930-е годы проходили в Сибири и на Дальнем Востоке, поэтому он, несомненно, знал о лагерях и спецпоселениях. Отсылкой к сталинским репрессиям можно считать осуждение в «Лезвии бритвы» средневековой «охоты на ведьм» и упоминание об ужасах пыток, повторённое в «Часе Быка».
В марте 1941 года за работу «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР» Ефремову была присвоена учёная степень доктора биологических наук.
Высшая аттестационная комиссия (ВАК) присвоила звание профессора в 1943 году.
В начале Великой Отечественной войны занимался эвакуацией коллекции Палеонтологического института.
В конце 1941 ― начале 1942 года — консультант экспедиции «особого назначения» в Свердловске, Оренбурге и Приуралье.
Весной 1942 года в Свердловске он перенёс тяжёлую форму лихорадки тифозного типа, получив тяжёлую болезнь сердца. Болезнь надолго приковала его к постели. Учёный находился в Алма-Ате, а в 1943 году — во Фрунзе.
В эвакуации он много занимался организационной работой, пытаясь работать над монографией по тафономии. В Алма-Ате приступ болезни повторился. Из эвакуации вернулся в конце 1943 года.
Вершина исследовательской деятельности Ефремова ― руководство в 1946, 1948 и 1949 годах тремя палеонтологическими экспедициями в Монголию. О перспективах региона было известно ещё в 1920-е годы, после американской экспедиции Р. Ч. Эндрюса. Проекту был дан зелёный свет: Ефремов стал руководителем экспедиции.
Ефремов хорошо знал о раскопках американских учёных, но не во всём соглашался с их выводами и хотел проверить гипотезу.
Экспедиция стартовала только в августе 1946 года; Ефремов принял важное решение, которое определило её успех: он рискнул провести раскопки не по запланированному маршруту, а в неизведанном регионе Южной Гоби. Учёный рассчитывал на серьёзные находки уже в первом полевом сезоне.
Хотя экспедиция планировалась как предварительная и разведывательная, она добилась крупного успеха.
Из-за обработки большого количества материалов следующую экспедицию пришлось перенести на 1948 год.
Подготовка третьей экспедиции оказалась проще ввиду уже очевидного влияния работ на международный престиж советской палеонтологии.
За два сезона (1948 и 1949) было привезено 120 тонн палеонтологических коллекций.
Теоретические догадки Ефремова подтвердились: Гоби не была пустыней со времён мезозоя, как ранее считалось, а в течение десятков миллионов лет представляла собой заболоченные низменности, богатые флорой и фауной.
В годы экспедиций Ефремову удалось написать ряд статей, в 1950 году вышел фундаментальный труд «Тафономия и геологическая летопись», который два года спустя получил Сталинскую премию второй степени.
В 1953 году Ефремов исполнял обязанности директора и осенью выдвигался в члены-корреспонденты, но неудачно.
Учёный, тем не менее, мечтал о раскопках в Индии, Бирме, Афганистане. Он продолжил работу над монгольской тематикой и пермской фауной, подготовил ряд экспедиций на территории СССР.
В 1958 году Ефремов совершил месячную поездку в Китай, участвовал в подготовке китайской экспедиции во Внутреннюю Монголию, но не смог её возглавить по состоянию здоровья. Его последняя научно-популярная статья ― «Космос и палеонтология» (1967).
Если в экспедициях он самостоятельно принимал решения, то в институте зависел от начальства, что негативно отразилось на его самочувствии и настроении.
Физические нагрузки и климатические адаптации сказались на его здоровье.
В Гоби он работал с невралгией правой руки и болями в области сердца.
С начала 1950-х годов он начал болеть, а к середине 1950-х годов проблемы с сердцем обострились, и в 1955 году Ефремов получил временную инвалидность (которую впоследствии продлевал).
Официально ушёл из ПИН в 1959 году.
В 1950-е годы была написана научно-популярная книга «Дорога ветров», в которой Ефремов изложил свои впечатления о монгольских экспедициях.
«Дорога ветров» была издана в 1956 году.
В 1960-е годы книги Ефремова печатались большими тиражами, его произведения открывали сборники научной фантастики и представляли советскую фантастику за рубежом.
В 1961 году от декомпенсации порока сердца умерла его вторая жена. В последние годы Ефремов долго и тяжело болел, его здоровье неуклонно ухудшалось.
В 1962 году он женился на Таисии Иосифовне Юхневской, чья любовь и забота продлили ему жизнь.
В марте 1966 года после острого сердечного приступа (кардиальная астма с отёком лёгких) Ефремов остался жив благодаря жене, которая вовремя сделала инъекцию.
Иван Ефремов умер в Москве 5 октября 1972 года на 65-м году жизни от сердечной недостаточности.
Самые знаменитые произведения:
- “Час Быка”
История экспедиции землян далекого будущего к планете Торманс, населенной потомками давно бежавших с Земли людей, где в результате образовалось общество, которое делится на "короткоживущих" – дешевую рабочую силу и "долгоживущих" – жителей, представляющих ценность благодаря своим знаниям и талантам.
- “Лезвие бритвы”
Приключенческий роман с несколькими сюжетными линиями, объединенными тайной легендарной черной короны Александра Македонского, и научная фантастика, наполненная фактическим материалом, теоретическими положениями и гипотезами и, главным образом, тонкий, как лезвие бритвы, философский трактат о духовном могуществе человека, торжестве разума, поисках красоты и любви.
- “Туманность Андромеды”
Классика отечественной фантастики, книга о прекрасном мире далекого будущего, «Мире Великого Кольца», населенном смелыми, отважными людьми, совершающими рискованные научные эксперименты и опасные межпланетные путешествия.
- “Таис Афинская”
Действие романа происходит в эпоху Александра Македонского и основателя новой правящей династии Египта Птолемея I. В этом последнем романе писателя описаны многие исторические фигуры того времени, перенесенные из глубины веков на страницы книги. Главная героиня — историческая личность, гетера Таис.
(источник - Интернет)
#писатели #авторы #книги #именинникиапреля #ИванЕфремов #ЧасБыка #ЛезвиеБритвы