Сегодня пойдет рассказ о месте с очень необычным названием. Это село Студенец Тульской области. Здесь расположен огромный заброшенный храм Георгия Победоносца и несколько сохранившихся построек усадебного комплекса. Это место с очень богатой историей. В разные годы этой землей владели князья из знатных русских родов. В 1792 имение приобрел князь Дмитрий Александрович Прозоровский у князя Николая Сергеевича Долгорукова. Прозоровский некоторое время занимал пост московского полицмейстера, а в 1799–1801 годах являлся Предводителем Тульского губернского дворянства. В 1810 году имение в этом селе вместе с соседними деревнями приобрел полковник Николай Семенович Вяземский. Имение было "солидное, для дохода". Земли были плодородные, действовали различные производства. Его женой была Александра Петровна, урождённая Римская-Корсакова. В 1833 году имение перешло по наследству к их старшему сыну Андрею Николаевичу Вяземскому.
Младший сын Вяземского - Александр Николаевич участвовал в восстании на Сенатской площади в 1825 году в Петербурге. За это он был лишен наследства. Но вопреки завещанию, старший брат Андрей Николаевич отдал Александру половину имений в Рязанской губернии.
В 1809 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова здесь была возведена двухэтажная деревянная Георгиевская церковь, на каменном фундаменте. В период с 1871 по 1894 гг. рядом с ней на средства прихожан был построен большой каменный храм. По периметру была каменная ограда. До наших дней ограда не сохранилась, да и сам храм находится в плачевном состоянии. В 1890 году на месте старой деревянной церкви была построена часовня, которая просуществовала до 60-х годов прошлого века. Она была разрушена по решению местного колхоза.
По дороге сюда мне встретилось несколько образцов сельскохозяйственной техники, поля распаханы. Видимо колхозное наследие все еще на плаву, в отличии от храма и усадебных построек...
В 20 веке этот храм был приспособлен для хранения удобрений и стремительно начал разрушаться. Штукатурка внутри отвалилась вместе с фресками. Сейчас лишь в некоторых уголках храма и на окнах сохранились образцы уникальной лепнины. Потолки поросли мхом. Кое где капает сверху вода. Картина удручающая. На крыше уже разрастаются деревья. В алтарной части установлена икона -Троица Андрея Рублева.
В стенах есть небольшие углубления, они предназначались для улучшения акустики во время служб и песнопений. Фасад выполнен в византийском стиле. Белые кресты снаружи напоминают кресты тамплиеров. В свое время храм был центром богатого имения.
Итак, хотелось бы вернуться к истории, связанной с одним из владельцев имения Студенец. Напомню, что в 1833 году имение перешло по наследству к Андрею Николаевичу Вяземскому. Князь был "высок ростом, прекрасно сложен, строен, лицом очень красив". В 1831 г. он участвовал во взятии Варшавы, за что удостоен орденом св.Владимира 4-й степени. В 1834 году князь Андрей Николаевич Вяземский был произведён в ротмистры, в 1837 году назначен состоять по особым поручениям при Московском военном губернаторе, в 1839 году произведён в полковники с зачислением по армейской кавалерии. В 1848 г. произведен в генерал-майоры. Карьера его развивалась стремительно.
А в 1834 году у него случился роман. Он вскружил голову одной замужней даме - Наталье Александровне Моршанской. Намерения князя к ней были серьезны. Он решил жениться на ней. Сложно судить о нравах людей, живших в то время, но за развод он заплатил её мужу 40 тысяч рублей. Вот такие были времена и нравы. В тот же год они обвенчались. По воспоминаниям тёти Андрея Николаевича Вяземского, Елизаветы Петровны Яньковой: «Княгиня Наталья была очень видная и статная женщина, прекрасная собой, ей было около тридцати, а князю Андрею несколько лет более, и по годам, и по наружности, со вторым мужем они были прекрасная пара». Наталья Александровна «была со всеми учтива: и лакеям, и горничным, своим и чужим всегда говорила «Вы», что по тем временам казалось смешным и странным, «чересчур по-иностранному».
Если карьера князя Андрея Николаевича Вяземского складывалась удачно, то семейная жизнь вовсе нет. Молодые жили здесь в усадьбе. В 1835 году у них родилась дочь Александра, но к сожалению в 1841 году скончалась. По воспоминаниям родственницы Вяземских, после рождения в 1840 году второй дочери Лидии, Наталья Александровна бросила мужа и дочь и удрала с кем-то в Петербург. Официально супруги не разводились. Дочь Лидия росла без матери. Привлекала своей красотой различных авантюристов. 4 мая 1856 года отец Лидии Андрей Николаевич Вяземский скончался. Имение перешло ей по наследству.
В 1857 году ее мать Наталья Александровна возвращается в Студенец и затем забирает Лидию в Петербург. В Петербурге молодой девушке быстро подыскали приличного жениха. Им оказался Николай Павлович Иордан. Немец по рождению. Офицер Австрийского полка. Вместе с приданым они возвращаются сюда в Студенец. В браке у них рождается четверо детей.
Николай Павлович был крепким хозяйственником. В селе он организовал различные производства. Построил различные хозяйственные строения. Разбил сады, в которых росли около 1000 яблонь. Занимался обработкой своей земли площадью 300 десятин, ещё около 100 десятин он сдавал крестьянам в аренду за плату. Занимался разведением крупного рогатого скота. Открыл в селе трактир. Построил винокурню. Привел усадьбу в образцовый вид. Также он построил и новый усадебный дом, украшенный колоннами и лепниной. Ничего из этих украшений не сохранилось. В хозяйственной деятельности использовал различные машины, необычные для того времени. Все было отлажено с немецкой педантичностью. Часто приезжали гости из других имений, чтобы посмотреть как всё это у него работает.
В 1896 году Николай Павлович взял кредит. На эти средства он приобрел имение в соседнем селе Глебково, увеличив тем самым размеры своих пахотных земель.
Иордан был прекрасным человеком. Он очень любил своих детей, и дал им самое лучшее образование и воспитание, какое только мог. Дочерей он выдал замуж, сыновей он поставил на хорошую службу. Сам он служил честно и безукоризненно в различных должностях. После смерти Николая Павловича в 1903 году земля перешла к его наследникам. Его дочь Антонина унаследовала имение. Сын Александр в период с 1905-1914 год работал Земским начальником 4-го участка в Веневском уезде. В 1910 году он так же был гласным Уездного Земского Собрания и членом Землеустроительной комиссии. Дочь Мария состояла в браке с купеческим сыном Махотиным Виктором Ефимовичем. Владельцами Студенца Иорданы числись вплоть до 1918 года.
Сейчас от былого великолепия усадебного комплекса не осталось и следа. В советский период в здании усадьбы до 1991 года размещалась сельская школа. Теперь здание напоминает полуразрушенный барак. Лишь старинная лестница внутри напоминает о прошлом, тонко поскрипывая при встрече гостей заброшенного здания.
Не знаю, есть ли шансы на спасение этой усадьбы. Но после прогулки по полуразрушенным зданиям усадьбы и заброшенному храму, внутри появилась лишь тоска и уныние. Увядающее величие прошедшей эпохи заражает каждого побывавшего здесь чувством грусти. Разрушающиеся стены этих зданий были свидетелями разных времен, как хороших, так и плохих. Скорее всего хорошие времена ушли навсегда. Но кто знает...
И все же, уезжая, я испытал и чувство благодарности за возможность стать очевидцем остатков истории. Цените каждый момент своей жизни, каким бы он вам не казался.
До новых встреч. Жду от вас комментариев. Подписывайтесь, ставьте палец вверх!
Видеоверсия прогулки по селу Студенец: https://youtu.be/TAt2125Mxd0?si=IOvKnWoweeQ4OqBI