История с ожерельем

1,9K прочитали

Поболтаем мы сегодня с вами о фильме "История с ожерельем", действие которого происходит в конце XVIII века. И сделаем это и потому, что это, в общем, довольно милый фильм с красивыми костюмами, а с другой стороны - отличный пример того, как сову натягивают на глобус. :) Простите, но по-другому я это назвать никак не могу.

Главное действующее лицо - Жанна де Ла Мотт, реальное историческое лицо. Дама, которая сыграла едва ли не основную роль в знаменитом "деле о бриллиантовом ожерелье", что и легло в основу фильма.

И, знаете, у меня нет ни малейших претензий к тому, что во многом создатели фильма изменили биографию реальной Жанны. В конце-то концов, их задача - сделать так, чтобы нам, зрителям, было интересно. однако есть проблема - эти изменения очень плохо ложатся на главную канву повествования...

Её оставили приблизительно такой же, какой она вошла в историю. Я когда-то писала о роли, которую сыграло тут белое простое платье, модное в ту эпоху, но если изложить всё в нескольких фразах, то:

Кадры из фильма "История с ожерельем" (2001)
Кадры из фильма "История с ожерельем" (2001)
  • есть дорогое бриллиантовое ожерелье, которое Мария Антуанетта не захотела покупать
  • есть люди, которые решили нажиться на этом ожерелье
  • кардинала де Роана обманным путём заставляют приобрести ожерелье, якобы для королевы, которая якобы хочет его купить, но не хочет делать это официально, и выбирает его в посредники
  • забирают это ожерелье у него якобы для передачи королеве, и...
  • и больше ожерелья никто никогда не видел; разобрали на камни, видимо
  • афера раскрылась, всех участников наказали

Всё. То есть налицо мошенничество. Как ни крути.

Но в том-то и дело, что создатели фильма крутят. Они из всех сил пытаются представить Жанну пострадавшей стороной. Она хорошая! А что придумала и воплотила мошенническую схему (в фильме именно Жанна продумывает все детали), так это... жизнь такая!

Кадр из фильма "История с ожерельем" (2001)
Кадр из фильма "История с ожерельем" (2001)

С самого начала зрителя буквально заставляют сострадать Жанне. Она, бедняжка, лишилась дома и семьи - отец сочувствовал беднякам, чуть ли не выступал против монархии, и... именно поэтому мирно жил с очаровательными женой и дочкой у себя в поместье, ни о чём не беспокоясь, и именно поэтому туда ворвались солдаты, и его, потомка династии Валуа (пусть по линии и незаконного сына короля Генриха II), убили без суда и следствия, а дом немного (не до конца) подожгли.

Жанна вырастает, и лелеет лишь одну мечту - вернуть дом и имя. Она и за беспутного графа же Ла Мотта выходит, чтобы получить доступ ко двору - но королева её не принимает! Когда, наконец, Жанне удаётся добиться того, чтобы её прошение рассмотрели, ей дают понять, что на восстановление в правах у неё нет шансов. Ужасно, словом.

А потом... Как она скажет уже на следствии, забрезжил луч надежды! Только этот луч - надежда разбогатеть за счёт кардинала де Роана. Его не жаль! Он развратный негодяй! Видели бы вы, что он Жанне предлагал, нехороший человек - мол, давай, опускайся передо мной на колени, буду тебя "исповедовать"...

Кадр из фильма "История с ожерельем" (2001)
Кадр из фильма "История с ожерельем" (2001)

Поэтому... Поэтому давайте через него доберёмся до бриллиантов! И Жанна вовлекает в дело не только своего любовника, но и мужа.

На время им удалось своего добиться. Ожерелье начинают распродавать. И вот ликующая Жанна покупает свой дом, который все эти годы неизвестно кому принадлежал и стоял неиспользованным. И всё для того, чтобы Жанна, с ликованием в него ворвавшись, сидела перед камином, над которым вырезаны лилии Валуа, и, глотая слёзы, радовалась - вот, сбылась мечта, она вернула свой дом и своё честное имя! А что путём мошенничества... нет-нет, про это не надо думать вообще.

Промо-фото к фильму "История с ожерельем" (2001)
Промо-фото к фильму "История с ожерельем" (2001)

Когда же тучи начинают сгущаться над головами героев, и любовник предлагает Жанне бежать, она гордо отказывается - нет! Она не может! Ведь она только что вернула себе своё имя! "Неужели имя - это настолько для тебя важно?! - О, да! Но словами этого не объяснить..." Конечно! Нельзя объяснить, почему настолько важно честное дворянское имя, ради которого пришлось пойти на подложные письма от имени другого человека, наём подставного лица и, фактически, воровство. Было очень интересно, на что в этот момент рассчитывает героиня - если всё вскроется, то дом, купленный на добытые нечестным путём деньги ей, конечно, оставят?..

И вот уже на суде Жанне дают последнее слово. Оно, конечно, поразительно. Мол, за последние несколько месяцев она поняла (конечно, поняла - посидев в тюрьме), что честь - она не в имени! Она в сердце! Это, напоминаю, говорит та, которую справедливо обвиняют в мошенничестве.

Когда же Мария Антуанетта решает посмотреть в лицо той, кто писала письма от её имени (любовные письма кардиналу!), погубила репутацию и, фактически, подорвала монархию, звучит вопрос: "Что же я вам такого сделала?" На что Жанна, поколебавшись, отвечает: "Вы меня не приняли". Читай - вот, Ваше Величество, всё честно, Вы меня не приняли, не ответили на порыв души, а я за это воспользовалась Вашим именем и украла бриллианты, и сама все свои вопросы решила, без Вас. Однако вслух Жанна только добавляет: "Я не хотела Вам навредить!" Жаль, что королева не отвечает ей "ага, конечно", но это по глазам видно.

Кадр из фильма "История с ожерельем" (2001)
Кадр из фильма "История с ожерельем" (2001)

Жанну наказывают - порка и клеймение. Но все зрители кругом её жалеют и плачут - бедняжка ведь совершенно ведь ни за что пострадала! (Вот это, кстати правда - королеву никому не жаль). А два года спустя Жанна, сбежав, наконец из тюрьмы, уже в Англии, читает публике свои воспоминания. И публика эта, надо полагать, сплошь французские эмигранты. Стало быть, роялисты. Конечно, "логично", что они восхищаются Жанной!

Вот знаете, на что я доверчивый зритель и читатель, и всегда верю режиссёрам и писателям, но тут даже я не выдержала. :) "Честь" и "мошенничество" не очень-то совместимы.

Но! Актёры симпатичные, наряды и причёски - неплохие, и более-менее соответствуют моде 1780-х, картинка - красивая. Словом, "Дело об ожерелье" - не худший фильм для субботнего вечера.

PS Хотите больше подобных статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды!