Одним из главных элементов 14-го пакета антироссийских санкций Евросоюза может стать запрет на импорт в Европу сжиженного природного газа (СПГ) из России. Чем это может грозить российской экономике и, главное, бюджетным доходам?
«Принятие 14-го пакета санкций против России — это один из самых важных шагов. Мы намерены включить в него запрет на импорт сжиженного природного газа», — заявил министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем на встрече глав МИД и министров обороны Евросоюза в Люксембурге. Новый санкционный пакет может быть принят до конца весны (но это неточно) и может быть направлен прежде всего на борьбу с обходом прежних ограничений компаниями третьих стран. О запрете на импорт российского СПГ до сих пор речь, по крайней мере в публичном пространстве, не шла. Причем важно понимать, что в нынешней трактовке ЕС собирается запретить не России продавать СПГ в Европу, а себе покупать. То есть нарушить такие санкции могут только сами европейские государства.
До сих пор против главной статьи экспортных доходов российского бюджета — продажи нефти и газа — введена только одна ограничительная мера. В январе 2023 года начал действовать согласованный странами G7 потолок цен на российскую нефть 60 долларов за баррель. К этой мере не присоединились Китай и Индия, ставшие крупнейшими покупателями российской нефти. При этом на мировом рынке российская нефть продается выше потолка, а способов отследить ее смешение с нефтью из других стран у инициаторов нефтяного потолка нет. Сейчас страны «Большой семерки» обсуждают идею понижения нефтяного потолка для России ради ограничения российских нефтегазовых доходов. Но никакого решения по этому поводу пока не анонсировано — ни по срокам, ни по цене.
Нефтегазовые доходы России в 2023 году падали, но постепенно начали восстанавливаться при снижении их доли в общем объеме экспортных доходов. В результате по итогам первого квартала 2024 года, по данным Министерства финансов РФ, доходы федерального бюджета составили 8,7 трлн рублей и выросли год к году на 53,3%. Нефтегазовые доходы принесли казне 2,9 трлн рублей, то есть треть всех поступлений. Но главное, что по сравнению с первым кварталом 2023 года, когда начал действовать нефтяной потолок, они выросли на 79,1%: трудно представить себе более красноречивый показатель неэффективности этой санкции.
Никаких прямых ограничений против российского газа Евросоюз до сих пор не вводил, но поставки трубопроводного газа из России в Европу снизились после начала СВО сначала из-за добровольного уменьшения закупок некоторыми государствами, а позднее из-за повреждения трубопроводов «Северный поток — 1» и так и не введенного в эксплуатацию «Северного потока — 2». При этом закупки у России как раз сжиженного природного газа Европа, пусть и незначительно, наращивала.
По данным Евростата, в 2023 году поставки российского сжиженного природного газа (СПГ) выросли по отношению к 2022-му на 3%, до 12,7 млрд кубометров. Причем более 85% этого объема (11,16 млрд) закупили три европейские страны, никогда не являвшиеся основными покупателями трубопроводного газа из РФ, — Испания, Бельгия и Нидерланды.
Для сравнения, всего в страны Европы, включая Турцию, Россия в прошлом году продала 45 млрд кубометров трубопроводного газа. Примерно такой же объем поставок Международное энергетическое агентство прогнозирует и по итогам 2024 года. В 2021 году эти поставки составляли 155 млрд кубометров.
В результате, хотя сейчас поставки российского трубопроводного газа в Европу находятся на самом низком уровне примерно за 50 лет, с начала 1970-х, это все равно в 3,5 раза больше, чем продажи СПГ. При этом доля российского газа в газовом балансе Европы сократилась примерно с 50% в 2021 году до 13% в 2023-м.
То есть и без запрета поставки сжиженного природного газа в Европу не смогли бы компенсировать России потери от снижения объемов экспорта трубопроводного. А Европа так или иначе научится обходиться без любого российского газа, если не изменится политическая конъюнктура.
Переориентация поставок российского газа с европейского рынка стала неизбежностью. По итогам февраля 2024 года Россия впервые обогнала Туркменистан по поставкам трубопроводного газа в Китай. Из 5,346 млрд кубометров, импортированных КНР по трубопроводам за этот месяц, 2,5 млрд были российскими. При этом понятно, что полностью заместить европейский газовый рынок азиатскими, южноамериканскими или африканскими поставками России вряд ли удастся. Перевести на другие рынки поставки газа намного сложнее, чем нефти.
Так что, если исходить из масштабов поставок российского СПГ в Европу, запрет на его импорт из России едва ли существенно скажется на нефтегазовых доходах страны. Гораздо большей проблемой могут оказаться возможные меры США по блокировке любых новых энергетических проектов России, в частности «Арктик СПГ — 2» компании «Новатэк».
Пока в мире не было ни одной удачной попытки лишить какое-либо государство доходов от экспорта энергоносителей. Представить себе реально действующее полное эмбарго на экспорт российской нефти и газа в мировом масштабе невозможно. Но при этом очевидно, что попытки «коллективного Запада» разными способами снизить российские нефтегазовые доходы в нынешней политической реальности не прекратятся. Поэтому России придется и уже приходится искать пути обхода санкций, новые рынки сбыта и стараться увеличить другие статьи экспортных доходов.