Найти в Дзене
ЛИКБЕЗ с ОТРОГА.

Рация Дятлова И. в походе 56-го.

Схемы из записной книжки Игоря 57-й год.
Схемы из записной книжки Игоря 57-й год.

Аксельрод о походе 56 -го.


Большим вкладом Дятлова в организацию похода были два приемопередающих ультракоротковолновых устройства его конструкции, предназначенные для связи между плотами. Я был завхозом группы, на обязанности моей кроме всего прочего лежало распределение груза между участниками группы, и с этой стороны у меня после похода была серьезная претензия к Дятлову. Т.е. я доверял ему самому взвесить свое радиоустройство и \ он обсчитал меня на 3 килограмма.\ Это выяснилось день на третий.

Техматчасть.

Тогда у любителей было на УКВ два диапазона.
8 метров-38-40 МГц.
2 метра-144-148 МГц.
Ещё был выделен диапазон 10 метров, 28-29,7 МГц. хоть по факту это ещё КВ, но на верхней его части уже использовалась частотная модуляция, как на УКВ.
FM-операции обычно выполняются на верхнем конце диапазона (во многих странах ретрансляторы также находятся в диапазоне 29,5–29,7 МГц).

К тому же, радистанции Р-109, и Р-114, при частотах 20-28 МГц всё равно называли УКВ-шными.
2 метровый был проблемным в радиодетялях, частота очень высокая. Для любителя уровня Игоря, того времени, просто нерельно. К тому же там только прямая видимость при связи, что на реках в горах, не всегда обеспечить можно.
10 метров возможен, но скорее всего всё таки 8 метровый он использовал для плотов. На этом же, скорее всего, и была его связь с домом в Первоуральске.
Примерно на этих частотах Р-108, её масса 21 кг, весь комплект.
Мощность 1 Вт. Дальность на штыревую антенну в 1,5 м= 6км.
Питание осуществляется от никель-кадмиевых батарей (четыре аккумулятора типа КН14, две батареи 2НКП-20, 2НКП-24[3] или батареи 2КН-32). Напряжение питания от 4,4 до 5,2 В (2 x 2,4 В)[1]. Время работы при соотношении передача-приём 3:1 варьируется от 12 (КН14) до 17,5 ч (2НКП-20) в зависимости от батареи.
Потребление; Приём — 0,85 А
Передача — 1,85 А

Р-108, её масса 21 кг, весь комплект. Это и батареи, и антенны. Так что сама коробка где-то 15-17 кг.
Им радио нужно было для связи между плотами. Вряд ли бы они разбегались больше чем на 2 км. А это значит, что мощность можно было сделать меньше, сделать на одну фиксированную частоту, "примочки" дополнительные не делать, а значит и вес у него точно был  меньше.. Это ещё более увеличивает процент мошенничества. То есть, 3 кг от 17, в процентах меньше, чем от 12 кг. Так же увеличивается и глупость такой подтасовки. Одно дело скрыть 3 кг при весе в 30, сложнее заметить, другое, при весе в 12 кг.
А теперь вспоминаем, для чего именно нужно было радио, а значит радиостанций было две. И значит не только Игорь их тащил, ведь не мог он быть в двух местах одновременно, кого-то ещё он должен был обучить пользованию. И до выхода к реке, нужно было провести проверку. Из этого тупость его, ещё больше возрастает. Вторая станция была в доступе других людей, а значит, возможность выявления подтасовки с весом, вырастает на порядок.

Теперь к Аксельроду и трём кило. Нет признаков, что в радио он разбирался больше, чем покрутить верньер приёмника. Так что если даже принять, что он понимал, что радиостанция без питания, это бессмысленный груз. А значит уберём, всё таки возможное недопонимание, что Игорь измерял вес с батареями, антенной, и возможно ещё что-то вспомогательное, что не внутри самого ящика, а Аксельрод голую станцию. Всё равно есть разница между специалистом, и просто потребителем. Игорь точно понимал, насколько хватит батарей, и что возможны всякие случайности, поэтому минимум один дополнительный комплект взял.
И надо же, какое совпадение, комплект питания весит именно три кг. Без разницы, раздельно 4 аккумулятора, по 1,2 вольта, и весом 0,75 кг. Или же две батарея по 2,4 В, весом по 1,5 кг.
Тупящих, которые начнут, а что он разъяснить не мог, отправляю учить матчасть по психотипу Игоря, хотя бы на уровне воспоминаний Бартоломея, как раз того времени. Не такой у него характер, что бы оправдываться, "не понимаете, идите на фиг, перед собой я честен, и лучше вас знаю".
Игорь.
И без разницы, хорошо это или плохо, такое свойство характера, по современному, это интроверсия называется. Важно, что не надо его считать за идиота.
А только именно идиот, мог так глупо подставится, надеясь, что никто за весь поход ничего не проверит. Да ещё старшего брата, среди его друзей, рискуя опозорить.

Вот ещё от Аксельрода.


Дятлова я в то время знал плохо, так что первое наше знакомство относится к 1956 году (имея в виду близкое знакомство). Наша Саянская группа состояла, в основном, \из выпускников института и инженеров. \ Возможно поэтому второкурсник Дятлов держался несколько замкнуто, ни с кем особенно близко не сходясь.


И что, Игорь таких авторитетов, для него они точно ими были, решил тупо
нае обмануть. Как какой-то двенадцатилетний пацан, авось пронесёт. И на его характер в том походе обращаем внимание, так он и бросился бы оправдываться, скорее бы ещё закнулся в себе. А остальные, люди взрослые, не стали бы "вече с партсобранием" устраивать.

Кстати, у Аксельрода как-то непонятно написано.
Выяснил на третий день, а претензия не в походе возникла, а после. То есть, может Аксельрод вообще решил скандал не поднимать, когда выяснил, на тормозах спустил, конечно с согласия руководителя, например для сохранения хорошей психологической обстановки.
А начальником в том походе был Королёв, и его допрос есть. И там, и про маршрутную книжку, которую Игорь не сдал, и про рации разговор, и странно, что этот случай не упомянул. Может именно потому, что нечего упоминать то, выяснил тогда он причину этих трёх кило. А после похода вообще забылось. А значит у Игоря вообще не было возможности объяснить эту разницу Аксельроду. А сам Аксельрод и до 90-х не понял бы, откуда при правильном измерении, эти 3 лишних кило взялись. Радиотехника вне сферы его интересов была.

От Будрина о том походе и рациях. То же человек и сейчас не особо понимает, иначе с чего у него рация в единственном числе. Но тут новое, оказывается, почти в самом начале, минимум одну утопили. Когда же Аксельрод про вес узнал.
И о чём я и говорил, что как минимум ещё один человек должен был с рациями учится работать. Так что Игоря надо за идиота считать, если думать что он надеялся, что с весом кого-то обмануть сможет.

В начале похода я помогал ему настраивать его рацию,  которой предполагалось обеспечить радиосвязь между плотами, при сплаве по реке Кизир.
Но это у нас не вышло, потому что Кизир река быстрая. Плоты у нас были плохо управляемые. Они попали в первый же завал, и рацию мы утопили.

И настраивать уже в походе, это полная тупость, всё Игорь ещё до выхода бы настроил, а Будрин мог просто обучаться, как на ней работать.