ДОБРО
Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено. Бог – бесконечен, и добро Его – бесконечно.
Как падение наше состоит не в истреблении добра из естества нашего – это отличительный признак падения отверженных ангелов – а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом: то падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесью зла, недостойны Бога.
В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло.
Превосходно описывает Апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра; причем по необходимости зло проникает из естества, искажает его добро, и низлагает замыслы ума тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу.
Добродетель может быть неправильною, и зло может облекаться личиною добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, повреждено им... И ограниченность наша, и состояние падения требуют, чтобы действия наши непременно были предваряемы рассмотрением.
Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было, иначе понятие о добре не может быть полным, чистым, совершенным.
Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию.
Хранись делать добро падшего естества!
..............................
ДОБРОДЕТЕЛИ
Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей.
«О добродетелях, противоположных осьми главным греховным страстям».
Страсти – злые навыки; добродетели – навыки благие.
Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству; ко всем подвижник должен принуждать себя; все должен испросить у Бога смиренною, соединенною с сердечным плачем молитвою.
Охраняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла... не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными... и тщеславным их услаждением.
Душа, богатая евангельскими добродетелями, глубже и глубже погружается в смирение, и в глубинах этого моря находит драгоценные перлы: дары Духа.
Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в состояние, способное принять Спасителя.
Совершенство христианской, а потому и человеческой, добродетели в обновленном естестве есть благодатное богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями.
Добродетель может быть неправильною, и зло может облекаться личиною добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, и повреждено им. И ограниченность наша, и состояние падения требуют, чтобы действия наши непременно были предваряемы рассмотрением.
Сколько дух выше тела, столько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом; сколько дух выше тела, столько грех, принятый и совершенный духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом.
Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтобы пребыть добродетелью, нуждается в терпении..
Здешняя жизнь – точно поле, усеянное различными посевами хлеба и овощей люди – точно делатели; один способен водиться за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб иной лишь исторгать терние. Каждый да трудится в том участке добродетелей, к которым он способен, к которым призван Богом, являющим призвание Свое разумному созданию теми способностями душевными... которые Он даровал этому созданию.
Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель не добродетель.
Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести.
Упражнения в добродетелях, несоответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодною.
Тогда только приемлет Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры; сами же по себе они недостойны Бога.
Может человек совершить душевные добродетели собственными силами, а добродетели духовные в человеке – дар в нем милосердного Бога, подающего этот дар нищим духом, алчущим и жаждущим правды Христовой.
Молитва есть мать добродетелей.
Молитва, будучи дщерью исполнения евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей.
Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа. Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рождаемых молитвою: первые – душевны, вторые – духовны.
Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево, и войдешь в рай.
Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием.
Евангельское учение есть единственный источник всех истинных, христианских, богоугодных добродетелей.
Пост есть начальное орудие всех добродетелей.
Все благие помыслы и добродетели имеют сродство между собою: точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сродство между собой.
Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели.
Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собою. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели.
Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели.
Сердце, возделанное скорбями, напоенное унижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели.
...................................
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/44