Найти тему
Таро-клуб

О пропавшем гобелене

Оглавление

Алексей Лобанов
Алексей Лобанов

В коллекциях исторических арканов из колод времен герцогов Миланских Висконти-Сфорца, дошедших до наших дней, отсутствуют два сюжета. И если о пятнадцатом аркане Марсельского Таро − «Дьявол» можно считать, что и не было такого в герцогской галерее, то шестнадцатый аркан «Башня» точно был.

Что служит тому предпосылкой? Два довода. Первый – эта карта есть во всех колодах более позднего времени, тогда как культурологической идеи с однозначной смысловой нагрузкой символ башни ещё не несёт. Отсутствуют в эпоху Ренесанса и башня из слоновой кости, и высокий терем, в который нет хода никому, и остров посреди Рейна с подземным ходом. Всё это появилось много позднее, когда порядок карт прочно и жёстко установился. И не  Вавилонская башня  изображена на аркане с её смешением языков и наказанием за гордыню человеческую. То есть, случай запуска в набор козырей нового сюжета марсельскими мастерами, как вполне возможно, произошло с «Дьяволом», с «Башней»-богодельней можно исключить.

Зато, если ознакомиться с историей города Милана, предшествующей становлению рода Висконти, появление картины с разрушенной башней становится стопроцентно ожидаемым.

Для начала воспользуемся проверенным источником информации. Например, текстом из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. Что там известно о правителях Милана, в чьё время создавались гобелены, послужившие прототипом арканов Таро.

Висконти (Visconti) – итальянский аристократический дом. Первый исторически известный из этого дома был Элипрандо, назначенный в 1037 г. миланским вице-графом (vice-comes или visconte); сын его, Оттон, принял отцовский титул как прозвище и назвался Висконти. Его потомки играли видную роль в Милане и Ломбардии, оспаривая первенство у дома делла Toppe. Оттон Висконти (1207–1295) тридцать восемь лет управлял Миланом, но после его смерти власть перешла опять к делла Toppe, над которыми окончательно восторжествовал только Маттео Висконти Великий (1250–1322), получивший в 1311 г. сан императорского викария и миланского графа. Правнук последнего, Джангалеаццо (1347–1402), принял титул герцога в 1395 г. Сын его, Филипп-Мариа (1391–1447), имел только дочерей, и власть перешла к его зятю Франческо Сфорца.

А теперь посмотрим в Википедии список миланских правителей: начинается он с 1197 года, когда в городе, восстановленном после полного разрушения Барбароссой, установилась самостоятельная власть.

-2

Правители Милана из семейств Делла Торре и Висконти

1197–1241: Пагано I делла Торре
1247–1257: Пагано II делла Торре
1253–1256: Манфреди Ланчиа
1257–1259: Мартино делла Торре
1259–1264: Оберто Паллавичино
1263–1265: Филиппо делла Торре
1265–1277: Наполеоне (Напо) делла Торре
1277–1294: Оттоне Висконти
1294–1302: Маттео I Висконти
1302–1311: Гвидо делла Торре
1311–1322: Маттео I Висконти (реставрация)
1322–1327: Галеаццо I Висконти
1329–1339: Аццоне Висконти
1339–1349: Лукино Висконти
1339–1354: Джованни Висконти
1354–1385: Бернабо Висконти
1354–1378: Галеаццо II Висконти
1354–1355: Маттео II Висконти
4 августа 1378 – 1 мая 1395: Джан Галеаццо Висконти
1 мая 1395 – 3 сентября 1402: Джан Галеаццо Висконти
3 сентября 1402 – 16 мая 1412: Джан Мария Висконти
12 июня 1412 – 13 августа 1447: Филиппо Мария Висконти
13 августа 1447 – 25 марта 1450
25 марта 1450 – 8 марта 1466: Франческо I Сфорца
20 марта 1466 – 26 декабря 1476: Галеаццо Мария Сфорца
26 декабря 1476 – 22 октября 1494: Джан Галеаццо Сфорца
22 октября 1494 – 2 сентября 1499: Лодовико Мария Сфорца
6 сентября 1499 – 5 февраля 1500: Людовик XII
3 февраля 1500 – 10 апреля 1500: Лодовико Мария Сфорца (реставрация)
17 апреля 1500 – 16 июня 1512: Людовик XII (реставрация)
16 июня 1512 – 8 октября 1515: Массимилиано Сфорца
11 октября 1515 – 19 ноября 1521: Франциск I
19 ноября 1521 – 3 октября 1524: Франческо II Мария Сфорца
23 октября 1524 – 24 февраля 1525: Франциск I (реставрация)
26 февраля 1525 – 1 ноября 1535: Франческо II Мария Сфорца (реставрация)

Герцоги Милана из династии Висконти

1 мая 1395 – 3 сентября 1402: Джан Галеаццо Висконти
3 сентября 1402 – 16 мая 1412: Джан Мария Висконти
12 июня 1412 – 13 августа 1447: Филиппо Мария Висконти

Амброзианская республика

13 августа 1447 – 25 марта 1450

Герцоги Милана из династии Сфорца

25 марта 1450 – 8 марта 1466: Франческо I Сфорца
20 марта 1466 – 26 декабря 1476: Галеаццо Мария Сфорца
26 декабря 1476 – 22 октября 1494: Джан Галеаццо Сфорца
22 октября 1494 – 2 сентября 1499: Лодовико Мария Сфорца
6 сентября 1499 – 5 февраля 1500: Людовик XII
3 февраля 1500 – 10 апреля 1500: Лодовико Мария Сфорца (реставрация)
17 апреля 1500 – 16 июня 1512: Людовик XII (реставрация)
16 июня 1512 – 8 октября 1515: Массимилиано Сфорца
11 октября 1515 – 19 ноября 1521: Франциск I
19 ноября 1521 – 3 октября 1524: Франческо II Мария Сфорца
23 октября 1524 – 24 февраля 1525: Франциск I (реставрация)
26 февраля 1525 – 1 ноября 1535: Франческо II Мария Сфорца (реставрация)

-3

Как видно, предшественниками будущих герцогов Миланских были представители семейства делла Торре. Семейства весьма многочисленного, очень благородного происхождения, чей прародитель участвовал в Крестовом походе и там и погиб в бою при осаде Дамаска. По ссылке в Википедии можно найти даже современный сайт этого рода, где рассказывается легенда о близнецах, приехавших из бургундского поселения Тур д'Овернь во времена Карла Великого − легендарного Шарлеманя,  испросивших руки и сердца у двоих дочерей местного графа и основавших новую семью с гербом, на котором была изображена Башня под влиянием местных лангобардов, превратившихся из приехавших де ля Тюр в коренных Торриани, по бумагам делла Торре. Пагано Торриани, внук погибшего крестоносца, возглавил управление города после Битвы при Леньяно и Констанцкого мира, передав затем должность тезке-племяннику, а тот – дальше по родственной линии. Власть духовную семья тоже стремилась захватить, но в папской канцелярии решили не потакать светским властям, и назначили в Миланским архиепископом Оттоне Висконти, а Раймонду делла Торре  предложили место в соседней Аквилее. Такая вот система сдержек и противовесов, можно сказать, была установлена его святейшеством. Однако консенсуса в управлении столицей Ломбардии, как тогда называли Милан, у двух семейств не получилось.

Спорили господа Торриани с господами Висконти сурово. Настолько, что Архиепископа Миланского в сам Милан не пустили, оставив его на несколько лет ютиться в пригороде. И во дворец, полагающийся ему по статусу, Оттоне Висконти смог попасть, только разбив городское ополчение в бою. За что отыгрался на главе клана Наполеоне Делла Торре со всей средневековой жестокостью, заключив его в клетку на внешней стене замка в городке Комо. Родичи Наполеоне устроили в Милане партизанскую войну.  И Маттео Висконти Великолепный, племянник архиепископа, на девять лет был отлучен от управления городом, несмотря на должность Капитана народа – руководителя городской стражи, второго лица после подесты – главы городского Совета.

Поэтому в замке графов, а затем и герцогов Миланских, место для картины, изображающей падших с высоких стен конкурентов, явно нашлось. И Башня там, по обычаю художников Возрождения символически обозначающая конкретных персон, присутствовала наверняка. Да и герцогам Сфорца наверняка льстило, что первым главой Милана был внук крестоносца, прозванного Гигантом, а внук наёмника, прозванного Силой, стал законным правителем Миланского герцогства. Ведь Франческо даже на парадном портрете надел не герцогскую корону, а красную шапку предводителя наемников. Такую же, как на «2 жезлов» в колоде Райдера Уэйта.

Куда же делся гобелен потом? Почему не сохранился подобно остальным золоченым шедеврам, выполненным городскими мастерами? Можно только предполагать, когда и почему был уничтожен грозный рисунок.

За три года олигархической Амброзианской республики замок правителей Милана, как символ тирании (нужно признать, что были причины так относиться к династии), разобрали, а камни его отдали в уплату гильдии каменщиков, осуществлявших демонтаж. Но республика не смогла удержать свои земли, и вынуждена была пригласить Франческо Сфорца, чтобы восстановить границы неожиданно сократившейся чуть ли не вдвое территории. Руководитель наёмников земли вернул и даже чуток прирезал от соседних, но и замок на прежнем месте выстроил заново. По последнему слову тогдашней фортификационной техники с приглашением талантливого архитектора Антонио Филарете. Филарете создал центральную башню Миланского замка  в таком же стиле, в котором его коллега Аристотель Фиораванти возводил стены Московского Кремля.  Новое здание стали называть замком Сфорца–Кастелло Сфорцеско. Однако, наследники Франческо, чьё малодушие упомянул в своём «Государе» Никколо Макиавелли,  не смогли удержать власть, и к началу XVI века чередовали её с французскими королями.  (В списке из Википедии Людовик XII и Франциск I не принадлежат к династии Висконти Сфорца, а являются представителями семейства Валуа). В 1521 году в башню Филарете, на втором этаже которой располагался пороховой арсенал, ударила молния. Взрыв был мощным с большим количеством жертв и разрушений, строение восстановлению не подлежало. Камни снова разобрали, а Сфорца покинули Милан. Дальняя наследница принесла символ дома Висконти – Миланскую гадюку (змей-бисцион, глотающий или исторгающий младенца) – невероятно, но факт – на герб белорусского города Пружаны. Но эту историю о змеином образе мы оставим на будущее. Пока же констатируем разрушение замка и  герцогского Дома Миланской династии Висконти-Сфорца.

Можно предположить, что среди погибших в той катастрофе кто-то был дорог тогдашним собственникам Миланских гобеленов. И владельцы в трауре уничтожили полотно, напоминающее о трагической потере.

-4

Жители города не спешили восстановить разрушенное величие. Более того, Наполеону Буонапарту, организовавшему на территории Миланского герцогства Цизальпинскую республику, предлагали вообще снести Кастелло Сфорцеско, как символ самовластья, так же как в Париже снесли Бастилию.  Наполеон одобрил только создание площади перед  стенами, но разрушать твердыню не стал. В 1833 году замок начали реставрировать, придав ему романтический средневековый колорит, но саму Башню Филарете восстановили только в 1905 (!) году, спустя почти четыре столетия после удара молнии. А XVI Аркан художники Атанас Атанассов и Луиджи Скапини, каждый по своему, восстановили по рисункам следующих веков в стиле сохранившихся Старших Арканов Висконти. Потому в разных изданиях колод арканы «Башня» столь не похожи.

Такие вот истории сопровождают самый разрушительный Старший Аркан, называемый в некоторых колодах «Богодельней» ( La Mason Dieu), и символизирующий форс-мажорные обстоятельства неодолимой силы.

Впрочем, в истории Милана всё закончилось благополучно. Разрушенное отреставрировали, утраченное во многом восстановили, прежнее гармонично окружили новым.  И сейчас в замке три музея, картинная галерея, последняя незаконченная скульптура Микеланджело – Пьета Ронданини и памятник чешскому святому Яну Непомуцкому.  Вокруг замка большой парк с памятной Аркой Мира, аналогом Парижской Триумфальной Арки. Впрочем, Арка – это уже символика следующего XVII Аркана.

---------------
#tarot
#TarotClub
#TarotSchool
--------------------------------------
Алексей Лобанов,
Гранд-мастер Таро, Вице-президент Таро-Клуба
---------------------------------
Еще больше интересных публикаций о Таро - в нашей ТАРОТЕКЕ -
https://tarotclub.ru/index.php/taroteka
-------------------------------------------
Журнал Хроники Таро № 11 / 15, Сайт журнала - http://tarot.life/
---------------------------------------------
Читайте статьи из журнала Хроники Таро
на сайте Таро-Клуба - https://tarotclub.ru/index.php/taroteka/khroniki-taro