Найти тему

Книга "Восстаньте из праха" ("Мир реки"), Филипп Фармер

Всем привет! Это канал «Феи, роботы, пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. Сегодня экстра выпуск, в котором я хочу рассказать об одной фантастической книге, которую недавно закончил читать. Автор этой книги - американский писатель Филипп Хосе Фармер. Книга в некоторых переводах называется «Восстаньте из праха», в других «В тела свои разбросанные вернитесь». У этой книги замечательный синопсис. Как только читаешь её краткое содержание, сразу хочется начать ее читать и узнать, чем же дело кончится.

Итак, все люди, когда-либо жившие на Земле, в один момент воскресают. Все они просыпаются на берегу бесконечно длинной реки на другой планете. Все они снова молоды и здоровы, их тела не старше 25 лет. Те, кто умер моложе - в своем возрасте, детей и подростков. Все лишены одежды и волос. А вокруг, кроме реки, равнины и гор, больше ничего нет. Никаких предметов быта, никаких инструкций и объяснений, что же произошло. Все люди перемешаны: жители XX века соседствуют с неандертальцами, средневековые европейцы смотрят на древних аборигенов Австралии, и так далее. И вот вместе с главным героем нам предстоит узнать, как же будет жить этот странный новый мир, и кто стоит за таким глобальным воскресением.

-2

Здесь, пожалуй, сделаю небольшую паузу для того чтобы поговорить, в каком контексте был написан этот роман. Впервые он был издан в виде повести в 1966 году, а в виде романа отдельно переиздан в 1971. На американском рынке фантастики «золотой век» к этому времени уже прошел, Азимов, Хайнлайн и Кларк уже внесли свой вклад в наследие научной фантастики. Но при этом фантастика все ещё воспринималась как чтение для подростков, основная цель которого – привить им интерес к науке.

Филипп Хосе Фармер как раз был одним из первых писателей, который решил, что и в фантастике можно поднимать сложные вопросы, говорить о насилии и сексе, а также вводить неоднозначных героев, бунтарей с серой моралью. Лет через десять Роджер Желязны и Майкл Муркок сделают такой подход общеизвестным, и начнётся «Новая волна» научной фантастики. Однако пока что, несмотря на получение премии Хьюго, этот роман не принёс автору ни мировой славы, ни сумасшедших гонораров. Фармер писал «Восстаньте из праха» и его продолжения в свободное от работы время. Так что может быть это одна из причин, объясняющих недостатки романа, о которых я поговорю позже.

-3

Итак, возвращаемся к роману. Все человечество (как мы узнаем позже, 36,5 миллиардов человек) просыпается на берегу реки. Дети, подростки и помолодевшие взрослые. Все вперемешку, ни одежды, ни орудий, ни городов, ни сельского хозяйства. Других обитателей в мире реки, похоже, нет. Вдоль берега стоят таинственные устройства, которые раз в день снабжают каждого человека пищей. А также сигаретами, алкоголем, средствами гигиены и лёгкими наркотиками, независимо от пола, возраста и культурного происхождения подошедшего.

Главный герой, кстати, реально существовавший английский путешественник XIX века, смотрит по сторонам. Вокруг смятение. Кто-то кричит, что его обманули, и вовсе не такую Вальхаллу он ожидал увидеть. У кого-то случается кризис веры, и человек понимает, что вся его земная жизнь была не для такого вот посмертия. Кто-то тщетно пытается найти родных и близких, кто-то, наоборот, наслаждается молодостью и здоровьем и стремится свести счёты, или взять все от этой новой загробной жизни.

-4

Почти мгновенно выясняется, что все люди остались людьми. Даже после воскресения они стремятся драться, заниматься сексом и убивать друг друга. Вскоре все узнают, что смерть в этом новом мире не навсегда. Убитые на следующий день возрождаются случайным образом в новом месте. Может быть там же, а может быть в тысячах километров от места гибели.

Без инструментов, орудий и всех прочих достижений цивилизации самым эффективным общественным строем оказывается жизнь каменного века. Чем древние люди, тем более они приспособлены к такому существованию в дикой природе. И вот неандертальцы и древние шумеры со снисходительной улыбкой учат цивилизованных людей XIX и XX века изготавливать каменные топоры и вязать пучки травы, чтобы укрыться от ветра и прикрыть наготу. Рушится устоявшаяся веками мораль. Чопорная дама викторианской эпохи, прожившая долгую жизнь, воспитавшая внуков и никогда не изменявшая мужу, вдруг оказывается в привлекательном теле, вдали от привычной среды и в окружении толпы голых мужчин.

-5

Главный герой узнают окружающий мир, расспрашивает тех, кто жил после него. Удивляется, что многие пережившие вторую мировую считают его британским империалистом и расистом. Сам он с циничностью «белого человека» готов каменным топором сражаться с дикарями и принимать ту мораль, которая позволит наиболее эффективно выжить. Вскоре он собирает очень странный отряд. В него входят, помимо главного героя, женщина, послужившая прообразом Алисы в Стране чудес, американский активист XX века, неандерталец и один случайно попавший на землю инопланетянин. Все эти люди строят лодку, чтобы отправиться вверх по реке и узнать, кто же стоит у истоков всего этого мира.

Если честно, то после этого роман читается куда скучнее. Такое ощущение, что автор сам плохо представлял, что же ему делать с таким шикарным и многогранным фантастическим допущением. Описывать культуру, обычаи и языки разных народов, которые оказались смешанными на обоих берегах реки – это сложно и кропотливо. Вести долгие разговоры о морали, религии и о том, как они менялись от века к веку - тоже не слишком увлекательно, хотя и познавательно.

-6

Автор разбавляет действия боевыми сценами, когда на корабль нападают пираты-рабовладельцы, и весь отряд оказывается в плену у двух диктаторов. В одном из поселений на берегу реки нашли общий язык древнеримский генерал и нацист Герман Геринг, которые планируют захватить все окрестные земли.

Вот на этом моменте мы внезапно прощаемся со всеми второстепенными героями, как будто автору просто надоело про них писать. Вместо этого главный герой несколько раз подряд умирает, посещает разные точки этого мира. Везде человечество погрязло войнах и междоусобицах, везде процветает экономика зари человечества. Правители, царьки и вожди, стремятся занять своих подданных строительством или муштрой, просто потому что иначе людям нечего будет делать.

Где-то на периферии появляются таинственные агенты тех, кто организовал все это воскресшие. Они тайно следят за поступками людей. Мы исследуем новую религию, возникшую взамен всем земным верованиям. Новые пророки уверены, что нужно остановить цепочку этих перерождений и перейти в настоящий загробный мир.

-7

Несколько раз повествование просто перескакивает большие периоды времени. В конце концов главному герою выпадает возможность поговорить с неким советом старейшин, который стоит за всеми загадками мира Реки. Но, разумеется, никаких прямых ответов он от них не получает, потому что впереди ещё четыре книги. Причем эта встреча подается как главный сюжетный поворот– вы только представьте, та версия, которую высказывали в самом начале книги (что оживают все на другой планете, с помощью технологий инопланетян) – именно эта версия окажется правильной!

Читая роман, я часто удивлялся, насколько нерационален подход главного героя и всех остальных персонажей. Как же научный метод? Как же исследования и новые знания? Оказавшись в новом мире, с другими созвездиями и явно терраформированным ландшафтом, герои не проявляют никакого интереса к изучению. Никто не пытается измерить ускорение свободного падения, рассчитать местоположения планеты относительно Земли, вести статистику распределения человечества или проводить эксперименты с системой воскрешения.

Даже при чтении возникают вопросы к устройству мира. Например, если ожили все когда-либо жившие, то куда же делись грудные младенцы, которых должно быть немало среди этих миллиардов? С какого момента истории начинается оживление – с человека разумного, или человек умелый тоже получил бессмертие? В каком виде оживают те, у кого были психические отклонения или поражение головного мозга?

-8

В следующих книгах цикла Фармер постарался ответить на часть таких технических вопросов. Воскресают все, у кого было осознание себя как личности. Именно такие волны мозга записывали устройства, тайно установленные на Земле.

Но все равно, не совсем понятно, как работает механизм создания новых тел. За время первой книги в мире Реки проходит семь лет. Все дети подросли и стали взрослыми. А вот взрослые не стареют. Вроде бы как у всех молодость вечна. Но ведь тела ничем не отличаются от тех, что были у людей на Земле – как это реализовано? Почему процесс старения останавливается? Также, оказывается, что вместе с едой все жители получают противозачаточные средства. Значит, если бы не эта мера, то возможно было бы появление потомства. Но ведь если тело не стареет и не меняется – как бы тогда происходило развитие плода?

При повторной смерти человек воскресает в новом месте, а тело его воссоздаётся. Опять-таки, что было с теми, у кого были врожденные физические отклонения? В новый мозг как-то попадает сразу весь объем знаний, как земных, так и полученных в этом мире. Значит, где-то должна существовать внешняя система хранения всех мыслей и памяти. Но никаких указаний на это нет.

-9

Вопросов много, и далеко не все были проработаны самим автором. Вообще весь роман он скорее философский, нежели научный. Интереснее, как будут меняться люди, а не то, как именно они были воскрешены. По меркам фантастики тех лет – вполне подходило читателям.

Как я понял из рецензий, следующие четыре романа представляют собой более приключенческую фантастику. В уже описанном мире путешествуют и сражаются новые команды героев. Протагонистом становится помолодевший Марк Твен, а главным его противником – небезызвестный король Иоанн Безземельный, он же принц Джон. Потом герои первого и второго романа встретятся, чтобы добраться-таки до истоков реки и узнать, что все происходившее было (вот это сюрприз!) социальным экспериментом инопланетян. То есть просто подтвердить ту версию, которая была озвучена буквально на первых страницах первого тома.

-10

Возможно, если бы на момент написания книги уже существовала бы культура сложного фэнтези и фантастики, то роман «Восстаньте из праха» стал бы действительно примером многослойного и комплексного повествования. Потому что на мой взгляд ему не хватает целостности. Здесь нет ни глобального обзора человеческой культуры, ни интересного экшена, ни героев, которым хочется сопереживать. Но вот главный фантастический замысел очень впечатляет. Если вы читали следующие книги этого цикла, напишите пожалуйста в комментариях - стоит ли их читать, и чем же там кончится история персонажей? Спасибо, что читали!