Открывая книгу Ольги Рожневой с благозвучным названием "Тихая пристань", вспоминаю слова именно из этой известной песни. Далеко не безобидная эта игра, а, порой, жёсткая и жестокая. Именно о море говорят: кто в нем не бывал, тот Богу не молился.
"Ты, видишь, как на море ветер все рвет,
Ты, видишь, как синее стонет, ревет.
Вот волны, как горы, вот бездны кипят
Вот брызги сребристые к небу летят...( Из стихотворения епископа Гермогена)
Но гораздо страшнее могут оказаться бушующие волны моря житейского, могущие поглотить бессмертную человеческую душу и опустить ее в кипящую бездну страстей и пороков. Как страшно оказаться в такой стихии один на один , не умея плавать! Но даже если ты - опытный пловец и корабль твой крепок, не факт, что ты доберешься до той самой тихой пристани, особенно, если не знаешь, где она.
Что представляет собой эта тихая пристань и где она находится - так представился мне смысл названия романа уже в первых его страницах. И хотя ответ на этот вопрос звучит из уст Оптинского старца Иосифа только в конце повествования, многое, читаемое между строк, понятно уже заранее.
Для меня был интересен сам поиск тихой пристани главными героями. У каждого из них был свой путь. Кто-то умело преодолевал волны житейского моря сам, глядя на спасительный свет путеводного маяка. Кто-то тонул и был спасаем невидимой рукой. Наши герои, казалось бы, не из слабого десятка, но и они нуждаются в помощи опытного кормчего, так как свет маяка хоть и не гаснет, прорываясь сквозь бушующую стихию, но, порой глаза героев словно покрыты невидимой пеленой или смотрят совсем в другую сторону.
📘📘📘
Это роман воспитания. Во-первых, вместе с главным героем мы полностью проходим путь от младенчества до юности и следим за процессом становления его личности. Во-вторых, во время чтения не покидает ощущение, что автор, вольно или невольно, воспитывает самого читателя. Этот момент бросается в глаза и кажется, порой, навязчивым. Возможно, расчет был сделан на 14-18-летних читателей, но у меня постоянно был вопрос: зачем подробно объяснять то, что и так понятно? Однако, мое впечатление ничуть не умаляет труд писателя, многие очевидные "истины" в наше время настолько затушеваны и искажены, что, порой, нужно их открывать заново, Ольге Рожневой это удалось.
В книге показаны идеалы: девушки, юноши, дружбы , любви... В этих идеалах также чувствуется личное мнение автора и можно в чем-то с ним и поспорить. Кому-то они, вообще, покажутся "устаревшими", дореволюционными. Да, что-то уже осталось далеко в прошлом и никогда не вернётся. Но никогда не устареют понятия чистоты и чести. До конца всех веков будет истинна пословица "Береги платье снову, а честь смолоду".
Другое дело, юношеские идеалы! Вот этот момент для меня был очень важен. Сколько их в юном возрасте бывает и сколько их рушится! Казалось бы, всё просто и понятно, и ты заранее знаешь, как будешь жить, дорога жизненного пути широка и удобна. Но только поднимаешь ногу, чтобы сделать первый шаг, видишь перед собой тупик и понимаешь, что совсем не знаешь куда идти.
Или, наоборот, ты следуешь за мечтой, но, воплощая её, понимаешь, что ошибся, что в своих желаниях хотел совсем другого. Главное, не бояться ошибиться, а разочаровавшись, не впасть в уныние, подумав, что всё кончено. Порой кажущийся конец и является настоящим началом.И хорошо, если рядом с молодым человеком окажется опытный наставник.
Автор задаёт и более глобальные вопросы, на которые однозначного ответа нет:
Ну, не знаю, насколько верен сам вопрос. Я до сих пор помню кадетский корпус А. Куприна, детство которого в этом учреждении оказалось "поруганным", из которого он вышел с "кровавой, долго сочившейся раной".
Бросается в глаза идеализация дворянства. Образованные люди, нужные книжки в детстве читали, им прививались нравственные ценности, объяснялось, что такое хорошо и что такое плохо. Сыну "темного" и необразованного крестьянина Степе, любителю выпить и "походить по девкам" невдомёк, что он является потомком дворянина. Автор, "скромно умалчивая" о подробностях разгульной жизни представителей темного народа, всё же даёт понять, насколько она грязная.
Однако незаконная связь его деда мальчика с простой девкой называется влюбленностью. А жениться не смог, дескать потому что "самому последнему остолопу было понятно: не может барин на простой девке жениться". А куда смотрела дворянская честь? Автор оправдывает: и корову дал, и деньгами не обидел... В общем, всё культурно. Но осадок неприятный в душе у читателя остаётся. И вопросов к дворянству у меня очень много.
Контрастом к этому случаю выглядит осуждение Сашеньки, воспитанницы Смольного института, пришедшей в больницу навестить друга. Мать раненого Стаса Паевского, знатная дама, видит в поступке девушки что-то низкое, падающее тенью на репутацию Смольного института, который заботится о высокой нравственности своих воспитанниц. Так и хочется спросить: а как же Евангельская заповедь о посещении болящего? Почему Саша тайком ушла навестить любимого друга? Да потому, что её не отпустили бы. Впрочем, автор прав, так оно и было, когда правила оказывались выше любви. И величайшим чудом были люди, которые вопреки устоявшимся законам благородного общества сохраняли веру и самые лучшие нравственные качества.
В книге 800 страниц. Чтение увлекательное, насыщенное, и именно поэтому приходилось прерываться. Слишком много информации - часто слышится в наше время эта фраза. Вроде размеренная дореволюционная жизнь, но сколько мыслей, рассуждений! Не подумайте, что было не интересно. Вот, если бы наша молодежь размышляла столь же много! Но не покидало сомнение, что автор пытается вместить невместимое. В итоге, после начала глав о Русско-Японской войне мне уже казалось, что я читаю страницы учебника о причинах и неудачах этого исторического события. И опять же: офицеры молодцы, а, вот, солдаты не очень. Кто знает, где эта истина?
И всё-таки, труд автором проделан большой. Кто ещё не знаком с историей или подзабыл, с интересом прочитает о не самых лучших страницах нашей истории. Описание многих исторических событий можно хорошо представить, тем более, что книга гармонично дополнена старинными фотографиями и картами того времени.
Если вы думаете, что в книге всё прекрасно и уютно, как на обложке, то, значит, вы ещё не читали этой книги. Приключений и неожиданных событий в романе хватает. Далеко не всё описано в розовых тонах. Есть довольно грубые моменты, которые несмотря на аккуратный подбор слов, представляются в самом гадком смысле. Если честно, я не поняла, зачем автор их упоминает. Всё-таки книга допущена к распространению Издательским советом Русской православной церкви, рекомендуется издательством как 16+. Если уж роман нацелен на юношество, как я пришла к выводу после прочтения, то такие моменты рядом с советами о целомудрии и воздержании выглядят очень странно.
В книге описан и поиск веры. Много сомнений у главного героя, много вопросов задаёт он сам себе. И как понятны эти вопросы и сомнения современному человеку. Мне нравится, что в вопросе веры герой честен, хотя многие в то время сохраняли веру лишь формально.
"Пусть ветер бушует, пусть море кипит
Но в пристани тихой ничто не страшит.
Тут люди спокойны, бедам тем конец
Которые на море терпит пловец..."( Из стихотворения епископа Гермогена)
Житейское море с бурей страстей и бездной скорбей в этом романе раскрыто сполна. Найдет ли каждый из героев свою пристань? Несмотря на то, что старец Иосиф на её ясно указал, никто не знает, доберутся ли они до нее? Не каждому человеку это возможно. Возможно, автор напишет продолжение, я бы с удовольствием прочитала бы.
Не всё в книге понравилось, но это означает лишь то, что она не оставляет читателя равнодушным.
Желаю каждому обрести свою "тихую пристань".
Ранее я познакомилась с отзывами об этой книге на каналах Чтение.Впечатления.Открытия и Ветер в книгах.