Найти тему
Глиняные проделки

Кто тут в гончары последний? Никого? Ну так я первым буду.

Всем добра!

Обычно это пишут в конце, а мы вот решили с этого начать, ибо начинать лучше всегда с главного. Так, теперь представимся: мы - это обитатели маленькой уютной (все говорят) мастерской "Глиняные проделки". Вот и познакомились. Что же, за мной, читатель!

Немножко истории, чтобы вы прочувствовали, что мы тут люди серьёзные, а не просто так. Гончарное ремесло уходит своими корнями глубоко-глубоко в прошлое, к эпохе древнего палеолита, а это, на минуточку, более 25000 лет назад! Сколько всего изменилось на нашей планете за это время, целые цивилизации обратились в ничто, птица додо вымерла, а, скажем, Вестоницкая Венера - древнейшая из керамических находок - прекрасно себя чувствует и по сей день. Очень, кстати, симпатичная работа. Видите, лепка из глины - древнейшая история на земле. Что-то в этом есть такое настоящее, такое из глубины - взять кусок глины и, подобно Творцу, создать то, чего ещё не было, то, что останется в веках, войти с ним в вечность! (не слишком патетично? пожалуй, что нет).

Та самая Вестоницкая Венера. Красотка, правда!
Та самая Вестоницкая Венера. Красотка, правда!

Вот мы сказали, взять кусок глины. А где эту глину брать, и какая лучше подойдет? В первом приближении - любая, если мы говорим о лепке, как о весёлом времяпровождении. Можно накопать её в лесу. Все в детстве копали глину и лепили из неё разное. Некоторые даже в костре обжигали. А что - интернетов ещё не было, не спросишь у гугла, что, мол, делать-то теперь, какого производителя муфельную печь приобрести, какую программу обжига выставить... Мы так в самом начале существования мастерской и делали - копали глину в старом известняковом карьере. От ностальгии. И из спортивного интереса. Возни, правда, много: накопай, потом с водой размешай, процеди через сито пару-тройку раз да в гипсовые формы вылей, чтобы лишняя вода ушла, перемять потом ещё нужно (150 движений рекомендуется сделать). В общем - вариант не для ленивых. К тому же, уж слишком непредсказуемо ведёт она себя при сушке и обжиге, может треснуть на самом интересном месте. Хорошо, если вы не очень нацелены на результат, потому что если очень - может быть огорчение. В общем, для игр с глиной и для опытных мастеров самокопаная глина, может, и подойдёт, а для мастер-классов - не очень. Поэтому, чтобы не огорчаться, лучше взять готовые керамические массы в специальном керамическом магазине. Выбирать их очень просто - светлая выгоднее смотрится на тёмных брюках и футболках, красную же лучше вытирать об белые свитера и прочее.

Они такие разные. И всё равно они вместе.
Они такие разные. И всё равно они вместе.

И вот из бесформенного комка глины начинает появляться НЕЧТО, сначала неявное, потом всё смелее и смелее, и, наконец - оживает. Тьфу, снова какая-то патетика.

Не знаю как вам, а нам так очень хочется поговорить про лепку из глины - как мы лепим, как у нас лепят, что лепят и зачем на самом деле. Какие дети и какие взрослые. И что можно заметить, если понаблюдать и поразмышлять. Особенно если ты (не)случайно ещё и психолог по образованию. Наблюдать - самое увлекательное. Не мешать разворачиваться вечной (ну, вот опять) игре Божественного. Восхищаться.

Вот Ева слепила балерину, выяснила опытным путём, что она не очень-то может стоять на своих пуантах, и продолжила лепить других балерин, очень устойчивых, заканчивающихся сразу после балетной пачки, без ног. А вот Ваня красит окна глиняной машинки и поясняет: "Это окно - белой краской, чтобы смотреть. А это - чёрной, чтобы не смотреть." Ну, гениально же!

Если детям и другим людям не слишком настойчиво помогать, они раскрываются. С такой ситуацией скорее всего сталкивался каждый родитель - приносит чадо поделку или рисунок с занятия, а ты видишь - работа хороша, да только на 50% (или 100%, как повезёт) это творчество педагога. И тут всех можно понять - ведь все хотят, чтобы дитятко принесло с занятий что-нибудь красивое - и педагог, и родитель, да и сам ребёнок. Ребёнок, конечно, не сразу этого хочет, а когда его научат, что красиво, а что ещё не очень, его неумелыми ручонками намазюканное. И все вокруг довольны. Педагог: вот каких мастеров я делаю из простых детей! Родитель: вот какой у меня ребёночек одарённый. А ребёнков никто и не спрашивает обычно, мал ещё малевич. Мы в нашей мастерской не склонны поддерживать такой подход. Или склонны. Так всё неоднозначно. Вот Алиса. На протяжении полугода раз в неделю она "не умеет лепить". В смысле, "у меня ничего не получается". А потом вдруг - Раз! - "не трогай, ты мне всё испортишь, я САМА!" Но первые-то полгода ей лепили всё, что она просила. И ничего. Уверенность в своих силах проклюнулась и окрепла. И теперь такой скульптор проснулся - завидки берут.

Родителей, конечно, жалко. Ну, подумайте. Ладно, пару раз сходили на мастер-класс, слепили что-то несуразное. А если год каждую неделю ходить? А если и два не отпускает? Процессы - они ведь не быстрые. И не всегда понятные с первого взгляда. Человек остаётся один на один с глиной, изучает, познаёт её и свои возможности, открывает что-то в себе и в мире, учится принимать себя, другого, обстоятельства - ведь это чудо, это бесценно! И на это целая жизнь уходит. (По непроверенным данным даже и не одна). И вот глядишь на эти груды глиняных поделок другими глазами и думаешь: " А всё-таки не зря!" А если дома место кончилось, то можно и бабушке подарить. Она обрадуется.

Спят усталые игрушки.
Спят усталые игрушки.