Так как для современных людей, такие вещи, как Ад и Рай, карма, цикличность жизни стали чем-то абстрактным, обыватели заполняют просторы смыслов, как могут, и порой их фантазия принимает грубые и циничные формы. Более всего, это видно в историях Жиля де Энфеля, показанной в середине 1 сезона, и в нескольких сериях 3 сезона, в которой показывается пошлость попыток мальчика помучить своих обидчиков через творчество и приземлённые фантазии.
Жиль очень любит показывать свою крутость и поражать воображение не очень умных людей (ибо только на них это и способно подействовать) спецэффектами. Плащ как у Дракулы, грозный вид, дерзкая подача - у многих есть такие знакомые, про которых известно, что говорят они пафосно, а на деле оказываются трусами и делают ноги.
История де Энфеля характерна в рамках аниме об Адской девочке на нескольких уровнях. С одной стороны, видимо, его рассказ о себе правдив, и когда-то он действительно был человеком, и в детстве его родные родители отправили в Ад, потому что боялись. С другой стороны, в течение последних десятилетий такие персонажи множатся и становятся популярными, потому что что несмотря на призывы воспитывать в себе критическое мышление и тенденцию к "трушности", парни типа Жиля всегда найдут себе фолловеров. В истории таких героев теле- и интернет-хроники всегда есть часть правды и часть вымысла. Аниме "Адская девочка" несмотря на множество историй и немного измененной концепции от 1 до 4 сезона развивается по чётким внутренним правилам, и одно из них заключается в том, что из Ада нельзя вознестись на небеса и вернуться к жизни по собственной воле. Тех, кто попал туда по ложному обвинению или находится в качестве заложников у Паука, только он и может отпустить, и это происходит крайне редко. Так что, Жиль, скорее всего, не был в Аду, но по каким-то причинам стал им одержим.
То, что он бросает вызов Адской девочке, да еще и пытается глумиться над ней, показывает, что люди слишком сильно в себя поверили и не чураются проверять на прочность основы мироздания таким зашкварным способом, как было показано в 1 сезоне. С одной стороны, люди в новом веке как никогда верят в Ай, но теперь эта вера стала верой потребителей и тех, кто не хочет преодолевать свои пороки и слабости, а хочет быстро удовлетворить свои желания и призвать Ай словно рыбку, которая в силу своей работы иногда становится у людей посылках.
Не один раз уже было сказано, и отнюдь не только мною, что первый и третий сезоны имеют много схожих черт. Герои разных серий также часто совпадают в отдельных поворотах своих судеб. Но что касается сверхъестественных закономерностей, связанных с детьми, то здесь сходств куда больше, как на символическом, так и на сущностном уровне.
Одна из самых проникновенных историй в 3 сезоне, история мальчика Кайто, у которого появляется мачеха, сначала крайне доброжелательная и заботливая, но, забеременев от его отца, начинает относится к пасынку как к досадной помехе, а вскоре и вовсе транслирует отцу желание избавиться от Кайты.
В этой истории можно заметить параллели с историей Жиля де Энфеля, который сначала был забавным малышом, притягивающим внимание обоих супругов, но потом стал для них обузой. Если бы адский мальчик остался в живых, возможно, для своих фолловеров он впоследствии стал такой же надоедливой говорящей головой. Мачеха Кайто постепенно взращивать отчаяние, разочарование к родителям в сердце Кайто и потребность убить сестрёнку, находящуюся в утробе мачехи, и в течение всего этого времени на его бейсболку заметен детский аватар Жиля - Человек-Яйцо. Во время первой встречи новая жена отца Кайты сама подарила ему эту бейсболку. Мультяшный персонаж меняет выражение лица на протяжении серии: ближе к концу он демонстрирует садистскую улыбку, показывая, как себя чувствует отчаявшийся ребёнок, решившийся на месть.
Однако, если в первом сезоне броскими, но частыми штрихами авторы показывали распространённость в молодёжной среде увлечение городскими легендами и быстрыми способами поквитаться с обидчиками, то в третьем сосредоточились именно на подростковой и студенческой среде. В городке Сайгавара не только процветает увлечённость всём мистическим, но и предпринимаются серьёзные попытки изучить закономерности работы Адской почты и найти исключения из общего правила сделки между Адом и человеком.
Именно в этой серии мы впервые видим не просто состоявшегося и образованного взрослого человека, мы видим одержимость темой Ада, взвешенные рассуждения и в то же время подверженность некоторым заблуждением заслуженного ученого - Сёго Мизороги, в честь которого даже назвали открытое им научное явление.
Большое значение в деятельности таких людей играет чья-то воля поделится своим знанием и открытием, которые тоже для того, кто к ним пришёл, последствием тяжёлого испытания и фанатизма. Я сейчас говорю о Хаджиме Шибата, чья книга снова фигурирует в аниме. Разумеется, в этой серии полноценно задействована повзрослевшая Цугуми. Эта история примечательна многими вещами, в том числе демонстрацией того, что книга может не только передать горький опыт и предостережение будущим поколениям, но и послужить для кого-то топливом для ведения фанатичного изучения какой-то идеи. И не просто исследования, а иногда и опасных действий, которые затрагивают других людей, в том числе и детей.
В этой серии герои, в основном профессор Мизороги произносит несколько очень интересных и весьма символичных для всего аниме фраз.
* "Ад - это фальшивка, созданная людьми" (О том, что прикрываться наказанием обидчика высшими силами очень удобно для тех, кто не хочет брать на себя ответственность самостоятельно решать конфликт и брать судьбу в свои руки, а затем сваливать на Адскую девочку тяжесть от осознания собственных ошибок);
* "Искусственная ненависть" (Часто мы не ненавидим, а испытываем другие сильные чувства, но из-за того, что не умеем разбираться в себе и не хотим копать глубоко, проще объявить весь негатив таким сильным словом с, казалось бы, однозначным смыслом. А еще эта фраза недвусмысленно намекает, что можно заразиться ненавистью, боясь отстать от группы или подвергнуться травле либо обвинению в трусости - собственного это мы в подробностях наблюдали во второй половине 2 сезона в арке Такумы.);
"Здесь мы можем говорить на равных" (О непреодолимом желании людей ухватить Бога за бороду, выиграть хотя бы какую-то партию, нарваться на похвалу Творца). В этой фразе профессор, несмотря на все свои научные исследования и заслуги, падает в глазах умных зрителей на уровень мальчика, которому страшно перед неизведанностью мира, и в то же время хочется ощутить себя значимым и получить признание. Мы понимаем, что Жиль де Энфель хотел того же, испытывал те же чувства. Он мог бы вполне адресовать такие слова Энме Ай.
Эта серия сжимает около ста серий аниме до одной истории, но зато в ней хорошо видно всё то, что хочет сказать команда авторов внимательному зрителю, и какими иногда благородными мотивами руководствуются некоторые, но на поверку это оказывается лишь застарелым детским желанием побороть страх и отчаяние перед несправедливостью и нелогичностью мира.
Когда я только начинала писать эссе данного цикла, я планировала назвать один из текстов так.
О Такуме подробно было сказано в нескольких статьях предыдущих глав. В этой статье его не стоит вспоминать подробно, а говорить вскользь и вымученно было бы пошлостью. Помимо золотого состава помощников Ай, трёх ролевых моделей девочек, бывших в статусе Адских девочек, и существ, которые присоединяются к основным персонажам во втором и третьем сезоне, есть отдельная когорта героев, играющая периодическую, но крайне важную связующую роль между персонажами разных сезонов, и помогающих проследить общие закономерности для всех сезонов.
В 1-3 сезоне временами появлялись те, кто пытался если не встать вровень с Адской девочкой и потусторонними существами, то хотя бы заставить их обратить на себя внимание, решить свои личные проблемы за счёт творческих и научных процессов. Глядя на них со стороны, мы видим тщетность этих попыток. Однако благодаря ниним мы видим, что есть некоторые статичные законы, причём они действуют и на людей, и на Адскую девочку и её приближённых.