Найти тему
Пахомов Петр

Исключить имя Русской обители. О трудных днях Пантелеимонова монастыря

книга с печатью монастыря
книга с печатью монастыря

Невидимый собор и борьба с панславизмом

Входим в монастырь и сразу ощущаем в полной мере греческую планировку: стесненное, с узкими проходами, с нависающими зданиями. Входим и сразу упираемся в боковую часть Пантелеимонова собора. Экономия места при больших размерах монастыря. Это неудивительно монастырь начал строиться при греках на месте Вознесенского монастырька, находившегося на берегу. Память об этой обители сохранилась в Вознесенском параклисе сейчас расположенного внутри Покровского корпуса. Греки стали строить новый монастырь при помощи Скарлата Каллимаха. К 1803 году русская обитель была полностью разорена и как сообщает описание монастыря "афонский протат, обратив внимание на бедственное положение монастыря, и при этом, имея в виду свои племенные интересы. Вошел к святейшему патриарху Каллинику с представлением исключить имя русской обители из числа святогорских монастырей, принадлежащие же Руссику, земли продать другим греческим афонским монастырям и, за уплатою оставшихся за обителью долгов, остальную сумму обратить на общественные нужды афонских монастырей". Но не сработало патриарх Каллиник вспоминает, что "неприлично и неполитично было бы упразднить Русскую афонскую обитель в такое время, когда Россия, своими последними войнами с Турцией, приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан..." И вместо этого дает грамоту о восстановлении в обители общежития. До этого, когда обитель располагалась в Старом Руссике, она жила по идиоритмическому уставу. В 1726 году русский путешественник Василий Григорович-Барский обнаружил в обители четырех иеромонахов: двух русских и двух болгар, с болгарином игуменом во главе. В 1744 году он уже не находит ни одного русского монаха в русской обители. Он сам находит объяснение в том, что из-за военных действий трудно стало российским инокам выходить из своего отечества, и тут же сам опровергает: греки "россам же или сербам или болгарам отнюдь в нём жительствовать не попущают, бояшися, да не како его благословенно возьмут в свою власть, аки древнюю свою обитель". И как часто это происходило в других обителях: все славянские рукописи и книги оказались распроданными. О событиях в Старом Руссике я слишком резко написал. В книге "Русские афонские монахи" "В 1733 году русские покинули Старый Руссик, по свидетельству Барского, они бежали оттуда, когда греки устроили кровавую разборку. " Барский писал о разборке, но без точной привязки по времени. Как мы, надеюсь, узнаем из последующего, увы, такие разборки были вполне возможны. Интересно, что почитатель восточных Патриархов, знаток Восточной церкви А.Н. Муравьев написал про это злодеяние и конец Старого Руссика: "... Умножившиеся в ней греки, по закоснелой своей зависти к русским, совершили в ней страшное Злодейство, которому даже не хочется верить. Втайне сговорившись между собою, они в одну ночь вырезали всю неосторожную братию русскую и, чтобы простыл самый след их злодейства и даже стёрлось имя русское со Святой Горы, сожгли их древнюю обитель." (Андрей Николаевич Муравьев и российская дипломатия на Православном Востоке. Составитель И.Ю. Смирнова). Деликатнейший человек и хороший ученый архимандрит Августин (Никитин) отметил другую особенность:"Продолжающийся во второй половине XVIII столетия войны России с Турцией прекратили сообщение Афона с Россией и предоставили монастырь святого Пантелеимона, как и другие афонские обители, их собственным средствам: это положение дел особенно повредило славянским монастырям, а именно: Свято-Пантелеимоновскому монастырю, Зографу, Хиландарю (другие обители, такие как Свято-Павловская, Филофеевская, Ксиропотамская перешли в полное владение греков)." Возникает только мысль это случайность или кое-кто умел из всего, даже чужого горя, извлечь выгоду.
Естественно, положение разгромленной обители стало совсем плачевным. И если бы епископ Христофор, находящийся на покое, в далеком 1677 году не выкупил бы участок земли у монастыря и после его смерти келлия не вернулась бы обратно в собственность монастыря, дело было бы совсем плохо. Чтобы как-то организовать фактически новый монастырь, нашли старца из старца Савву, иеромонаха соседнего Ксенофского скита. И с помощью благодетелей дело сдвинулось с места. Когда благодетель Скарлат Каллимах был казнен, и умер старец Савва, монастырь возглавил о. Герасим, который привлек после долгих мытарств, к возрождению о. Иеронима (Соломенцева). Благодаря мудрости и духовности и его и его ученика игумена Макария удалось восстановить русскую обитель. И, конечно, не без помощи Божией Матери, Которая пожелала, чтобы Афон оставался Ее вертоградом, Ее уделом, а не узконациональным, и поэтому безбожным учреждением. Войдя в монастырь, мы практически упираемся в южную стену Пантелеимоновского собора.

Иеромонах Исидор
Иеромонах Исидор

Во вратах мы видим магазин библиополи. И у всех посещавших монастырь в 90-е годы сразу возникает воспоминание о магазине, бывшем в здании, тогда еще не отремонтированного здания архондарика. Всех встречал архондаричный иеромонах Исидор (Бережной). Встречал радостно, весело. Сначала определял паломников в келлии, а потом приводил в книжный магазин, бывшей его гордостью. И предлагал иконки, сувениры и книги, которых в те годы было не так много. Везде ставил штамп монастыря и спрашивал: Как зовут вашу матушку? Или деток или тещу. И всегда у него находилась соответствующая иконка, и тот час появлялась соответствующая памятная печать с тыльной стороны. Какая радость у супруги, тещи и др. В те годы получить сувенир с самого Афона! Правда, незаметно набегала довольно приличная сумма, но если человек имел средства доехать до Афона, то находил средства увезти с него кусочек памяти. Сейчас он не занимается такими вопросами. Сейчас он старец и его украшает длинная седая борода, и в последнее свое посещение я его видел уже в скиту Ксилургу, относящимся к Пантелеймонову монастырю.

Афонская кружка из библиополи. Печать с изображение вмч. Пантелеймона со временем совсем стерлась
Афонская кружка из библиополи. Печать с изображение вмч. Пантелеймона со временем совсем стерлась

Олива еще цветущая
Олива еще цветущая

На территории обители росла олива, выращенная от плода той оливы, под которой был усечен великомученик. Она не пострадала во время страшных пожаров в монастыре, но спустя некоторое время совершенно засохла. Правда, слышал, что вроде снова привезли косточку и снова выросла олива. Дай Бог!

Эконом монастыря иеросхимонах Павел (Дурнев, 1833–1895 гг.)
80-е гг. XIX в
Эконом монастыря иеросхимонах Павел (Дурнев, 1833–1895 гг.) 80-е гг. XIX в

На южной стене собора вмч. Пантелеймона снаружи еще недавно виднелось большое черное пятно, похожее на копоть. Монахи называли это место стеною непослушания. По преданию здесь был похоронен эконом обители иеромонах Павел (Дурнев), который без благословения игумена в его отсутствие начал строительство архондарика (по местному преданию). После его смерти образовалось черное пятно. В настоящее время пятно было стерто. Вероятно, в новейшее время, кто-то побоялся не нужных мыслей или ассоциаций. Преставился он 5 декабря 1895 года.
Духовник монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданова) так описал его похороны: «Он был самим главным сподвижником по хозяйственной части монастыря о. Иерониму и о. Макарию: все постройки были под его надзором
произведены с одобрения сказанных старцев. Ума он был большого, и после смерти сих старцев он был фактическим хозяином и (можно сказать) игуменом, ибо без него ничего почти не делалось, и все ему повиновались. Похороны его были настолько торжественны, что превзошли даже великих наших старцев. Сам патриарх [Константинопольский] Иоаким III добровольно приехал отпевать его и все игумены общежительных монастырей, народу было много, так что тесно было и по двору ходить, все почести были возданы ему, как фактическому начальнику монастыря» .
"Бабьи басни", храм святителя Митрофана и сложности захоронений в Пантелеимоновом монастыре