Сегодня большое количество времени у меня ушло на поиск программного обеспечения, которое удовлетворяло бы моим требованиям.
Давным-давно в интернете процветали войны между поклонниками аппаратного и программного синтеза звука. И я могу смело заявить, что обе стороны оказались не правы. Есть свои особенности у каждой из сторон и я хочу сегодня тебе о них рассказать. А еще поделиться своим опытом в поиске подходящих программ.
О лееринге
Для начала хотел бы раскрыть одно интересное понятие, которое можно копать в двух различных направлениях. Это лееринг звуков.
Как понятно из названия, лееринг это многослойность звука. И она может быть разной.
Вариант 1. То, что в синтезаторах называется режимом "Dual" (split про другое, потому его касаться не буду). Например, хочется чтоб звучало одновременно какое-то пианинко и скрипочки, а еще хор. И допустим, что оно всё исполняет одну и ту же партию.
Тогда можно было бы просто наиграть всё в MIDI, прогнать каждым звуком отдельно, записать поканально и потом суммировать где-то в DAW. Хороший вариант, но мало применим для концертной работы.
Это лееринг по набору звуков. Когда из нескольких разных тембров составляется один более сложный. Это можно реализовать и в синтезаторах обоих типов. Плюс-минус с разной шириной возможностей.
Вариант 2. Когда заходит речь про "живость" исполнения и динамику (не динамическую обработку типа многополосного компрессора и т.п., а именно в академическом понятии - силу нажатия и передаваемые через это эмоции), возникают другого плана задачи. Если звук именно синтезируется, то там проще. Есть формула, в соответствии с которой тон-генератор может по-разному себя вести в зависимости от силы нажатия на клавишу (Velocity). А вот если использовать семплы, для реалистичности и соответствия живому инструменту для каждой силы нажатия нужен отдельный семпл.
Это и есть лееринг по Velocity. И именно ему посвящена, большей частью, эта статья.
Другие варианты. Можно смешивать оба описанных способа, достигая очень интересного звучания. Еще я сталкивался с интересной функцией, когда звук имеет условный "фейд" - нарастание и затухание в зависимости от октавы, в которой он берется. Это было в Roland AX-Synth, если создавать звуки через его программу на компьютере. То есть например, низ у меня басовый, верх струнно-хоровый. Чем выше октава, тем тише звучит бас и тем сильнее и ярче звучат атмосферные звуки. Так, играя пассажи, получалось достичь плавного перехода от одного звука к другому.
Об особенностях синтеза звука и создания "живости" инструментов.
В аппаратных синтезаторах за создание звука отвечает тон-генератор и способ синтеза звука. Последние бывают разными (не о них речь, потому углубляться не стану) - на основе волновой формы, FM, гранулярный и т.д.
Если звук создается из волновой формы, там работает формула, в соответствии с которой генерируются разные звуки не только для каждой ноты (высота тона), но и для силы нажатия на клавишу. Может даже использоваться несколько волновых форм. Так получается, что инструменты типа фортепиано звучат намного живее. Потому что где-то должно быть больше слышно деревяшку корпуса, а где-то наоборот - звучание струн.
Тут с одной стороны проще добиться относительной реалистичности, но речи о подобии какому-то настоящему инструменту в полной форме идти не может. Для этого надо записать инструмент и используя его настоящий звук, создавать виртуальный аналог. Тут на арену выходят семплеры - единственный тип программ, способный с этим справиться в определенной степени. Ну, или записываться изначально на этом инструменте.
Объясню. Если записать всё только громкими звуками, а потом в семплере настроить чувствительность к силе нажатия, работать будет только блок усилителя звука. При слабом нажатии звук будет тихий, при сильном - громкий. НО. Это будет один и тот же звук. Как если бы с одной силой музыкант играл рядом с тобой или далеко. В настоящих инструментах так не бывает.
Запомнили эту особенность любого семплера.
Промежуточные итоги.
Так, для задачи создать звучание натурального инструмента, мы не можем использовать синтез звука. Только запись этого инструмента. А значит выбор программного обеспечения сводится исключительно к семплерам.
НО. Тут есть трудность.
1. Не все семплеры умеют размапить звук. Это значит, что чаще всего закидывается звучание одной ноты, а далее программно она транспонируется для всей доступной раскладки клавиш. Это очень сильно искажает натуральное звучание, потому такой вид семплеров нам не подходит. Оно нужно для синтетических звуков или ударных.
2. Почти никакие семплеры не умеют леерить звук по велосити.
В тех программных семплерах, которые позволяют работать с картой звуков (т.е. для разных клавиш назначать разные семплы), почти во 100% случаев нет лееринга по силе нажатия. То есть я могу на одну ноту назначить несколько разных семплов - например, пианино и струнные, или еще сколько-то (тут можем упереться в число семплов, с которыми умеет работать конкретная программа). И они будут звучать вместе. И можно даже настроить их балланс относительно друг друга. Но сила нажатия будет управляться модулем усилителя. А значит, нам это тоже не подходит.
И вот мы пришли к выводу, что тут мы можем использовать или живой инструмент, или синтезатор, создающий тембры из волновых форм, которые в свою очередь были сняты с реальных инструментов.
Из программных же семплеров я знаю только два, которые способны справиться с такого вида леерингом. Это Native Instruments Kontakt и встроенный в Propellerhead Reason семплер NN-XT. Но у них есть другая гадкая особенность.
Первый (контакт который) ест ресурсы компа, как черная дыра. Каждый синтезирующий модуль отбирает около 400 мегабайт оперативной памяти, а если старенький процессор (у меня стоит i5 четвертого поколения), то относительно сложные звуки для каждого модуля обойдутся примерно в 20-30% его ресурса. Много вы дорожек сделаете с таким расходом? Только на фризах каналов ехать. Но это ужасно неудобно в сложных аранжировках - большая часть времени будет уходить на фриз/анфриз, когда надо подправить пару нот.
Второй (NN-XT) работает только внутри Propellerhead Reason (первый минус) и имеет ужасный неудобный интерфейс (второй минус). Есть, конечно, способ подключить одну DAW к другой в качестве Rewire, но тут опять же упремся в ресурсы компа и неудобство пользования. Соответственно, пока переключаешься между программами, легко потерять идею, которую надо реализовать максимально быстро. Работать же полноценно в Ризоне мне как-то не зашло. Он красивый, но для масштабных задач неудобный (субъективно). В итоге будешь тратить нервы вместо того, чтоб писать красивое.
Других семплеров, способных на лееринг по Velocity, я не знаю. Перебрал их штук 20 разных. Все обрезанные по нужному функционалу.
Что в итоге?
Тут могу предложить несколько вариантов разной степени негуманности.
1. Писать аранжировку каким-то похожим звуком, а для студийной версии пойти и записать живой инструмент. Долго. Сложно. Дорого. Реально не во всех студиях звукозаписи (например, когда это рояль какой-то определенной марки).
2. Пожертвовать реалистичностью, но не динамикой игры. Тогда можно записаться на аппаратном синтезаторе. Его тон-генератор вполне справится с этой задачей, а если микс насыщенный, непохожесть на какой-то аналог из реального мира можно замаскировать другими тембрами.
3. Пожертвовать динамикой. Тогда можно семплировать интересующий инструмент с одинаковой силой нажатия. Учитывая особенности программных семплеров - в пределах октавы они вполне адекватно транспонируют звуки. Значит можно записать звуки ноты "до", например, во всех октавах (я именно так делаю), закинуть их все в семплер и размапить по всему диапазону. Тогда каждая нотка будет транспонироваться на половину октавы вниз и половину вверх, что тембр не испортит. Но - динамики по силе нажатия не будет. Вернее, она будет громкостью, но не изменением тембра.
В целом нет ничего плохого в использовании что аппаратных синтезаторов, что программных, что семплеров. Но тут надо смотреть на ту цель, которая стоит перед музыкантом (в данном случае аранжировщиком, либо исполнителем).
Если есть вопросы - пишите в мой телеграм канал: https://t.me/kbd_backstage