Немного предыстории о том, как родилась эта очень большая и сложная статья.
ВНИМАНИЕ! В рамках этой статьи си обозначается как H, а си бемоль как Hb, но не как B. Это неверно, но статья писалась давно и перерисовывать картинки с поправкой на корректное обозначение спорной ноты я не хочу.
Сегодня общались с другом о музыке и при обсуждении была сказана фраза, что гитаристы вообще редко пользуются бемольными тональностями, предпочитая им диезные. То есть A# вместо Hb или G# вместо Ab, и так далее.
Чтож. Запасшись благими намерениями, я решил скинуть ему табулатуру, где аккорды песни представлены аккордами только диезной формы. Но претерпел эпический крах. И именно об этом будет статья.
О восприятии и особенностях инструментов
В целом я в какой-то степени согласен, что это удобная практика. Особенно в приложении к электрогитаре.
Кто не знает, особенность инструмента в том, что вместо мажора или минора зачастую вообще берется квинта, не несущая в себе характера тональности (он определяется терцией). Если на перегруженном звуке играть трезвучие, будет звучать грязно. Потому его или разделяют между двумя инструментами, или играют терциями (опять же в две гитары), или одна играет квинтами, а тональность задают другие инструменты. Соответственно, взять квинту от любой ноты – пальцы стоят на ладах автоматически.
То есть гитаристу принципиально нет разницы, как записать – Hb или A#. А, вот, например, запись типа E# будет неудобна. Вместо нее читабельнее записывать просто F. И так далее. И хотя приноровиться можно к любой нотации, но так действительно комфортнее.
Опять же, открытый лад. Ты не можешь его понизить и взять какой-нибудь Ebm. Это неудобно, всё идет вверх от него. А значит повышение психологически логичнее, чем понижение.
Соответственно отсюда и идет, видимо, предпочтение писать A# вместо Hb и т.п. А когда большинство партитур записано в таком формате, к нему привыкаешь, и бемоли начинают мозолить глаз и читать их становится неудобно.
Заметьте, я сейчас не говорю о том, что это правильно.
Здесь я буду клонить к тому, что при определенных условиях гитарист, всё же, вынужден будет записать Hb вместо A#, несмотря на привычку повышать, а не униж… понижать.
Ограничения
Итак. Для объяснения данной задачи придется определить некоторые рамки, в которых надо работать. Как же без рамок-то? :)
Условий будет четыре.
1. Тональность произведения – ми минор (Em)
Можно было бы не привязываться к тональности произведения, тогда (в рамках атональной музыки) проблема бы не возникла. Но это совсем другая история, которая работает по другим законам. Потому тональность есть.
2. При ключе обязательно проставлены знаки. То есть фа диез.
Многие музыканты в своих партитурах не пишут ключевых знаков, предпочитая проставлять их непосредственно перед взятыми нотами. То есть тот же наш фа диез прописать не один раз в начале партии, а потом подразумевать везде, что написанная нота "фа" — это, на самом деле, "фа диез", а вместо этого при ключе пусто, а фа диез был бы при каждом употреблении.
Я считаю это лишним нагромождением знаков в партитуре, которую потом читать неудобно. Потому знаки при ключе должны быть. Опять же – мы работаем в рамках лада и тональности. А значит эта самая тональность и лад должны быть определены изначально. Ми минор, с присущим ему ключевым фа диезом.
3. Для записи нот будем использовать Guitar Pro 5.
Предпочитаю его более новым версиям, потому что единственное что от него требуется – быстро записывать ноты. Буквально на коленке делать почти любой сложности партии, которые потом легко редактировать и не забывать. Но у программы есть некоторые ограничения. Например, она не позволяет альтерировать некоторые ноты: невозможна запись нот Cb, H#, Fb, E#. Этот энгармонизм там не продуман. То есть вместо Cb будет записано H, вместо H# будет C, вместо Fb будет E, а вместо E# будет F.
С точки зрения удобства чтения с листа это удобно. Но при корректной записи тональной музыки иногда возникают проблемы. Именно о них – ниже. Просто возьмем за аксиому, что указанные ноты у нас нет возможности альтерировать.
4. Мы не будем себе позволять записывать в нотах секстаккорд, а в аккорде писать его энгармонический аналог.
То есть для созвучия "A#-C#-F" мы запишем аккорд "F aug+3/A#", но никак не "A#m", хотя по звучанию они идентичны и ля диез минор пишется и читается проще. Потому что в трезвучии ноты расположены по терциям и кварт там нет. Квартовый голос такого секстаккорда перебрасывается вниз и уже по такому трезвучию составляется название – так правильно.
Послабления
Несмотря на то, что в вокальной музыке ноты (например) A# и Hb – разные, в рамках данного разбора будем подразумевать, что у нас равномерный темперированный строй и строгое соответствие энгармонизмов. То есть ноты A# и Hb (и все аналогичные случаи) – это один и тот же звук. Как на фортепиано.
Об обозначениях в этой статье
- Названия нот обозначены заглавными латинскими буквами. A (ля), H (си), C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль)
- Я не использую букву "B" для обозначения си бемоля. Вместо этого везде пишу "Hb".
- Диезы обозначаются "#", дубль-диезы "##", бемоли "b", дубль-бемоли "bb", а бекары – "[o]". Увы, не могу для последних использовать тут спецсимволы. Потому будет вот такое буквенно-символьное обозначение, доступное на любых устройствах.
Разбор по теме статьи
Собственно, почему я прицепился к пресловутому си бемолю и ля диезу? Потому что именно с этим я столкнулся в своей партитуре.
Начнем с разницы в записи. Помним, что звучит здесь одно и то же.
Hbm (си бемоль минор): Hb-Db-F
A#m (ля диез минор): A#-C#-E#
Обратили внимание на "ми диез"? Который по своей сути энгармоническое "фа". Так вот – при записи нотами читать его неудобно. Гитаристу всё равно – он квинту взял и не заметил. А вот остальным инструментам придется читать эту дичь с листа, особенно печально здесь чувствуют себя музыканты клавишных инструментов с фортепианной раскладкой клавиатуры.
То есть с точки зрения удобства чтения здесь, конечно, запись си бемоль минора будет предпочтительней (напоминаю про оговоренные рамки).
А теперь вернемся к тональности произведения. К ми минору. Ключевой знак – фа диез.
В контексте тональности мы не можем повышать первую ступень. То есть в ми миноре у нас невозможен E#. Это главная опорная точка главной тональности. А раз нельзя E#, то и трезвучие с его использованием – тоже нельзя. И опять приходим к аккорду Hbm вместо A#m.
При этом в аккорде ля диез минора только две из трех нот возможны в хроматической гамме ми минора - A# и C#. Если же брать не хроматическую, то A# является признаком лидийского лада (4 повышенная ступень натурального мажора), а C# - признак дорийского лада (6 повышенная ступень натурального минора). E# в верхнем голосе, как я уже сказал, недопустим в рамках тональности произведения.
Аккорд же си бемоль минор тоже имеет характерные ноты. Он не попадает в хроматический звукоряд ми минора. При этом Hb это уменьшенная квинта (тритон) к тонике, Db признак миксолидийского лада (7 пониженная натурального минора), а F[o] – признак фригийского лада (2 пониженная натурального минора). Три ноты хоть и специфические, но допустимые в тональности.
Допустим, это всё сложно и не убедительно. К теории еще вернемся, а пока давайте попробуем нарушить правила в нотаторе. Я использую Guitar Pro 5.
И тут есть проблема.
Ми диез.
Guitar Pro не умеет ми диез. Для него это всегда нота фа. А в рамках тональности – фа бекар.
Поэтому желая записать ля диез минор мы вынужденно получим в нотации запись A#-C#-F, что не является трезвучием, а по записи – секстаккорд.
Причем, в такой записи он к тональности желаемого нами A#m он никакого отношения не имеет. Напоминаю об ограничении №4.
Потому что между C# и F здесь кварта, а не терция. Значит это секстаккорд и чтоб привести его к форме трезвучия, перекинем верхний голос на октаву вниз.
Получилось трезвучие F-A#-C#. Формально это фа мажор, если не углубляться в дважды увеличенные. Но. Здесь два увеличенных звука. Увеличенная терция F-A# и увеличенная квинта F-C#.
Тут головой можно двинуться, чтоб сделать грамотное голосоведение и правильное разрешение всего одновременно.
Так вот. Мы получили увеличенный аккорд от фа мажора. Он обозначается как "F aug". Но при этом у нас еше и увеличенная терция в нем. А увеличенные ступени в гитарных аккордах принято писать знаком "+" и номером ступени. В данном случае будет "+3". Таким образом аккорд начинает называться уже "F aug +3". Но и это еще не всё. В произведении он играется от ноты A#, а басовый звук в гитарной записи всегда обозначается после слэша, если он отличается от тонического. То есть будет "/A#".
Таким образом наш A#m при правильной записи превращается в "F aug +3 /A#". Мало того что название аккорда такое, что без справочника сразу фиг сыграешь, так еще и обман выходит. Звучит-то у нас минор. А пишется увеличенный для мажора. Уверены, что не запутаетесь?
И вот на этом этапе, даже если абстрагироваться от минорного характера аккорда и того, что мы пытаемся его интерпретировать как мажорный, что проще записать – "Hbm", которого мы пытались избежать или же "F aug +3 /A#"?
Теперь к разрешению аккорда. Если не вдаваться глубоко в теорию и правила гармонизации, то обычно пониженные ступени понижаются еще сильнее, а повышенные – повышаются. Про квинтовые ходы и разрешения в тонику и октаву я уже молчу.
Возвращаемся к нашему F aug +3 /A#. Интерпретируем его вне ми минора, как титульную тональность – фа мажор. На картинке в примере выше это 4-й такт.
Повышенную V ступень мы сначала приводим к VI. Но она тоже неустойчивая. Ведем в VII. Она еще более неустойчива, но тяготеет к тонике. То есть через две итерации разрешится в тонику – ноту фа. Смотрим в указанном такте верхний голос. Движение C#-D-E-F в рамках фа мажора.
Повышенную III ступень через кварту разрешим в квинту, а оттуда уже в тонику. Там же смотрим средний голос. Движение: A#-Hb-C-F. Ну или на крайний случай можно из квинты уйти в терцию A[o], чтоб придать характерно мажорного звучания разрешению.
А теперь накладываем на альтерацию ми минора вот-это-вот-всё.
Давно страшных снов не видели? А тут придется еще и вторую пониженную разрешать, потому что фа (тоника аккорда) превратится в тыкву…. То есть во вторую пониженную ступень ми минора и ее тоже надо будет разрешить.
Вам точно это надо?
И последний аргумент. Уверены, что в рамках тонального соотношения этого музыкального произведения такое голосоведение не разрушит всю фактуру? Ведь если не нарушать законов музыки в области голосоведения и гармонизации, получается очень странное звучание.
Так что в таких случаях лучше отбросить стереотипы и просто записать Hbm.
Потому что в ми миноре запись аккорда A#m технически невозможна. В рамках оговоренных ограничений, разумеется.
Надеюсь, вам понравился этот разбор. Если среди вас есть желающие правильно гармонизовать трезвучие A#-C#-Fбекар в рамках тональности ми минора, можете попробовать – его можно сделать лучше.
Учите матчасть и пишите красивую музыку! :)