Вот иногда слышишь "каданс, каданс". А что этот ваш каданс? Давайте разберемся.
Будет сначала просто, потом немного сложно, а как разберемся - снова просто :)
Для понимания темы нужно знать, что такое ладовые функции T, S, D и их обращения - 53, 6, 64 и т.д. Потому если вы не сталкивались никогда с теорией музыки и функциями, советую почитать мою статью об этом, а потом переходить к материалу, что написан ниже.
В танце это ритм. В стихе и прозе, кстати, тоже. В музыке отчасти тоже, потому что каданс всегда останавливает ритм в своем окончании.
Но в музыке это не только остановка. Это еще и гармонический оборот. То есть некая вполне определенная последовательность гармоний (аккордов, если так понятнее), которая завершает какой-то логический отрывок формы - предложение, период или даже целое произведение или его часть.
Итак, определение будет такое: каданс - характерный гармонический или мелодический оборот, который служит для разбиения речи и в той или иной мере завершает построение.
Я не просто так написал "построение". Потому как каданс может использоваться в конце фразы, предложения, периода или даже целого произведения. Структурно всё это именно построения.
Кстати, каданс и каденция - одно и то же.
Бывает несколько видов кадансов, разберемся с каждым.
1. ПО ХАРАКТЕРУ
В первую очередь кадансы отличаются по характеру окончания - полный, половинный, прерванный.
Полный каданс. Всегда заканчивается на тоническом трезвучии. Также, в полном кадансе обязательно представлены функции T, S, D. Полный каданс является устойчивым, потому как должен заканчиваться на тонике.
Вообще - любой каданс, который заканчивается тоникой, называется устойчивым, а который заканчивается на неустойчивом звуке или созвучии - неустойчивым.
Совершенный каданс. Он же - автентический. Движение происходит через ступень доминанты, как более устойчивую. То есть речь про окончание D-T. Обязательно заканчивается тоническим трезвучием без обращения (взятым от I ступени).
Несовершенный каданс. Разница с совершенным кадансом только в том, что доминантовый или тонический аккорд не обязательно находятся в позиции 53, а могут быть в виде обращений, то есть строятся от менее устойчивой ступени. Чаще всего остановка происходит на одном из звуков доминантового трезвучия.
Половинный каданс (он же - неустойчивый каданс). Заканчивается на доминантовой (D) или (редко) субдоминантовой (S) гармонии. Бывают и более редкие случаи, когда закончиться может в иных гармониях - например, двойной доминанте (DD). Кроме тоники.
Следует помнить, что некоторые ступени могут относиться одновременно и к S, и к D.
Прерванный каданс (он же - ложный каданс). Нарушение полного автентического каданса, когда тоника (T) подменяется иной гармонией побочной доминанты и т.п.
Часто прерванным называют каданс, где после D следует VI ступень вместо тоники.
Прерванный каданс - хороший способ выйти за рамки стандартных (T, S, D) функций и разнообразить музыкальное произведение. Порой это необходимо, потому как использование одних и тех же соотношений в музыке притупляет интерес к ней, делает ее предсказуемой. А этот способ позволит провести разрешение через заимствованный аккорд и развить тему в новой тональности. Как пример - можем ввести аккорд VI ступени и представить, его (например) субдоминантой, а дальше вывести в тональность, для которой он этой субдоминантой и является. Это добавляет красок музыке.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНО
Дополнительно можно их разделить функционально (т.е. по отношению нетонических аккордов к тонике) - автентический или плагальный. Оба этих каданса являются устойчивыми. Выше я уже говорил о них - оба они являются разновидностями простого полного каданса. Разница лишь в функции, которую они используют - S или D.
Автентический каданс (простой, полный). Перед тоникой обязательно звучит доминанта. Например: D-T или T-D-T или S-D-T.
Плагальный каданс (простой, полный). Перед тоникой звучит субдоминанта. Например: S-T или T-S-T.
Сложный каданс. Очень похож на полный автентический или полный плагальный, но представлен более широким ходом аккордов. Сложный каданс всегда содержит обе функции S и D, но идти может или в направлении T-S-D, или T-D-S.
3. ПО ПОЛОЖЕНИЮ В ФОРМЕ
Также можно разделять кадансы по их положению в музыкальной форме - заключительные, срединные, дополнительные и вторгающиеся.
Заключительный каданс. Чаще всего это наиболее завершенные построения, построенные на полном кадансе.
Срединный каданс. Такое завершение может встретиться в окончании какой-то части произведения - например, в конце второго предложения периода.
Дополнительный каданс. Это повторный каданс после заключительного. В этом случае чаще всего композиторы использовали плагальный каданс.
Вторгающийся каданс. Этот вариант возможен при наложении, когда окончание каданса совпадает с началом следующего построения - предложения, фразы, периода и т.д.
При построении кадансов следует отметить, что функции T, S и D могут выполнять разные аккорды:
- тоническую - аккорды I и VI ступеней
- субдоминантовую - IV и II ступеней
- доминантовую - V, III и VII ступеней.
Как функционально определить одиночные звуки - сильно зависит от контекста. Потому что, например, II ступень может быть как субдоминантой, так и доминантой, и даже двойной доминантой (D к D).
Немного про К64 (кадансовый квартсекстаккорд) и другие популярные ходы
Тот самый, который мы в группе обозвали "каподастровый сквиртаккорд" (простите, если кого вогнал в краску).
К64 и Т64 это одно и то же. Вопрос в контексте. Он используется в автентических полных, в половинных и в прерванных кадансах перед D. Он приходится на более сильную долю, чем D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного к D7.
По звуковому составу это тонический аккорд, но являясь задержанием к доминанте, выполняет именно доминантовую функцию. Традиционно используется между S и D.
- Половинный каданс: S6 - K64 - D.
- Заключительный каданс: S - K64 - D7 - T.
Фактурно K64 располагается на квинтовом тоне в басу, потому и получается, что в нем удвоена именно квинта, а не тоника, и поэтому он больше несет в себе функцию доминанты, чем тоники.
D7 (малый мажорный септаккорд)
Строится на V ступени мажора или гармонического минора. Используется намного чаще, чем D53, потому что имеет более выраженное и сильное тяготение к тонике.
Его диссонирующий тон (септима аккорда, а не лада) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (аккорда) также разрешается вниз в приму тоники. Терцовый тон аккорда можно разрешить на секунду вверх (в I ступень лада) или повести на терцию вниз (в V ступень лада), тогда при разрешении получится полное тоническое трезвучие T53.
В полном совершенном кадансе D7 берется только в положениях примы (неполный D7), терции или квинты, т.к. D7 из септимы разрешается в T53 в положении терции, что крайне нежелательно для завершения периода.
После разрешения D7 в VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53, а дальше - дополнительный каданс.
Для тех, кто занимается гармонизацией: при соединении K64 и D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 или ум5) - в данном случае это допустимо.
Пара примеров
Такие примеры обычно приводят, чтоб поиграть их и закрепить знания на слух. Но кому сложно в голове это строить, попробуйте сначала на бумаге сделать подобные последовательности, а затем их послушать.
Где не указаны цифры, значит функционально должен быть аккорд группы, не в конкретном расположении 53, 6 или 64.
- K64 - D - D7 - T
- S - K64 - D - D7 - T
- S6 - K64 - D - D7 - T - S - T
- D7 - T
- K64 - D7 - T
- S6 - K64 - D7 - VI - S6 - K64 - D7 - T
Вариантов может быть миллион. Это так, парочку типовых накидал.
Нотки не пишу умышленно. Учитесь мыслить функционально.
Пусть этот материал пригодится вам заканчивать произведения "правильно" :)