Найти тему
Siur Indigo

Про кадансы и типовые обороты в конце построений

Вот иногда слышишь "каданс, каданс". А что этот ваш каданс? Давайте разберемся.

Будет сначала просто, потом немного сложно, а как разберемся - снова просто :)

Для понимания темы нужно знать, что такое ладовые функции T, S, D и их обращения - 53, 6, 64 и т.д. Потому если вы не сталкивались никогда с теорией музыки и функциями, советую почитать мою статью об этом, а потом переходить к материалу, что написан ниже.

В танце это ритм. В стихе и прозе, кстати, тоже. В музыке отчасти тоже, потому что каданс всегда останавливает ритм в своем окончании.

Но в музыке это не только остановка. Это еще и гармонический оборот. То есть некая вполне определенная последовательность гармоний (аккордов, если так понятнее), которая завершает какой-то логический отрывок формы - предложение, период или даже целое произведение или его часть.

Итак, определение будет такое: каданс - характерный гармонический или мелодический оборот, который служит для разбиения речи и в той или иной мере завершает построение.

Я не просто так написал "построение". Потому как каданс может использоваться в конце фразы, предложения, периода или даже целого произведения. Структурно всё это именно построения.

Кстати, каданс и каденция - одно и то же.

Бывает несколько видов кадансов, разберемся с каждым.

1. ПО ХАРАКТЕРУ

В первую очередь кадансы отличаются по характеру окончания - полный, половинный, прерванный.

Полный каданс. Всегда заканчивается на тоническом трезвучии. Также, в полном кадансе обязательно представлены функции T, S, D. Полный каданс является устойчивым, потому как должен заканчиваться на тонике.

Вообще - любой каданс, который заканчивается тоникой, называется устойчивым, а который заканчивается на неустойчивом звуке или созвучии - неустойчивым.

Совершенный каданс. Он же - автентический. Движение происходит через ступень доминанты, как более устойчивую. То есть речь про окончание D-T. Обязательно заканчивается тоническим трезвучием без обращения (взятым от I ступени).

Несовершенный каданс. Разница с совершенным кадансом только в том, что доминантовый или тонический аккорд не обязательно находятся в позиции 53, а могут быть в виде обращений, то есть строятся от менее устойчивой ступени. Чаще всего остановка происходит на одном из звуков доминантового трезвучия.

Половинный каданс (он же - неустойчивый каданс). Заканчивается на доминантовой (D) или (редко) субдоминантовой (S) гармонии. Бывают и более редкие случаи, когда закончиться может в иных гармониях - например, двойной доминанте (DD). Кроме тоники.

Следует помнить, что некоторые ступени могут относиться одновременно и к S, и к D.

Прерванный каданс (он же - ложный каданс). Нарушение полного автентического каданса, когда тоника (T) подменяется иной гармонией побочной доминанты и т.п.

Часто прерванным называют каданс, где после D следует VI ступень вместо тоники.

Прерванный каданс - хороший способ выйти за рамки стандартных (T, S, D) функций и разнообразить музыкальное произведение. Порой это необходимо, потому как использование одних и тех же соотношений в музыке притупляет интерес к ней, делает ее предсказуемой. А этот способ позволит провести разрешение через заимствованный аккорд и развить тему в новой тональности. Как пример - можем ввести аккорд VI ступени и представить, его (например) субдоминантой, а дальше вывести в тональность, для которой он этой субдоминантой и является. Это добавляет красок музыке.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНО

Дополнительно можно их разделить функционально (т.е. по отношению нетонических аккордов к тонике) - автентический или плагальный. Оба этих каданса являются устойчивыми. Выше я уже говорил о них - оба они являются разновидностями простого полного каданса. Разница лишь в функции, которую они используют - S или D.

Автентический каданс (простой, полный). Перед тоникой обязательно звучит доминанта. Например: D-T или T-D-T или S-D-T.

Плагальный каданс (простой, полный). Перед тоникой звучит субдоминанта. Например: S-T или T-S-T.

Сложный каданс. Очень похож на полный автентический или полный плагальный, но представлен более широким ходом аккордов. Сложный каданс всегда содержит обе функции S и D, но идти может или в направлении T-S-D, или T-D-S.

3. ПО ПОЛОЖЕНИЮ В ФОРМЕ

Также можно разделять кадансы по их положению в музыкальной форме - заключительные, срединные, дополнительные и вторгающиеся.

Заключительный каданс. Чаще всего это наиболее завершенные построения, построенные на полном кадансе.

Срединный каданс. Такое завершение может встретиться в окончании какой-то части произведения - например, в конце второго предложения периода.

Дополнительный каданс. Это повторный каданс после заключительного. В этом случае чаще всего композиторы использовали плагальный каданс.

Вторгающийся каданс. Этот вариант возможен при наложении, когда окончание каданса совпадает с началом следующего построения - предложения, фразы, периода и т.д.

При построении кадансов следует отметить, что функции T, S и D могут выполнять разные аккорды:

  • тоническую - аккорды I и VI ступеней
  • субдоминантовую - IV и II ступеней
  • доминантовую - V, III и VII ступеней.

Как функционально определить одиночные звуки - сильно зависит от контекста. Потому что, например, II ступень может быть как субдоминантой, так и доминантой, и даже двойной доминантой (D к D).

Немного про К64 (кадансовый квартсекстаккорд) и другие популярные ходы

Тот самый, который мы в группе обозвали "каподастровый сквиртаккорд" (простите, если кого вогнал в краску).

К64 и Т64 это одно и то же. Вопрос в контексте. Он используется в автентических полных, в половинных и в прерванных кадансах перед D. Он приходится на более сильную долю, чем D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного к D7.

По звуковому составу это тонический аккорд, но являясь задержанием к доминанте, выполняет именно доминантовую функцию. Традиционно используется между S и D.

  • Половинный каданс: S6 - K64 - D.
  • Заключительный каданс: S - K64 - D7 - T.

Фактурно K64 располагается на квинтовом тоне в басу, потому и получается, что в нем удвоена именно квинта, а не тоника, и поэтому он больше несет в себе функцию доминанты, чем тоники.

D7 (малый мажорный септаккорд)

Строится на V ступени мажора или гармонического минора. Используется намного чаще, чем D53, потому что имеет более выраженное и сильное тяготение к тонике.

Его диссонирующий тон (септима аккорда, а не лада) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (аккорда) также разрешается вниз в приму тоники. Терцовый тон аккорда можно разрешить на секунду вверх (в I ступень лада) или повести на терцию вниз (в V ступень лада), тогда при разрешении получится полное тоническое трезвучие T53.

В полном совершенном кадансе D7 берется только в положениях примы (неполный D7), терции или квинты, т.к. D7 из септимы разрешается в T53 в положении терции, что крайне нежелательно для завершения периода.

После разрешения D7 в VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53, а дальше - дополнительный каданс.

Для тех, кто занимается гармонизацией: при соединении K64 и D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 или ум5) - в данном случае это допустимо.

Пара примеров

Такие примеры обычно приводят, чтоб поиграть их и закрепить знания на слух. Но кому сложно в голове это строить, попробуйте сначала на бумаге сделать подобные последовательности, а затем их послушать.

Где не указаны цифры, значит функционально должен быть аккорд группы, не в конкретном расположении 53, 6 или 64.

  1. K64 - D - D7 - T
  2. S - K64 - D - D7 - T
  3. S6 - K64 - D - D7 - T - S - T
  4. D7 - T
  5. K64 - D7 - T
  6. S6 - K64 - D7 - VI - S6 - K64 - D7 - T

Вариантов может быть миллион. Это так, парочку типовых накидал.

Нотки не пишу умышленно. Учитесь мыслить функционально.

Пусть этот материал пригодится вам заканчивать произведения "правильно" :)