Найти тему
Siur Indigo

Золотая секвенция, три аккорда, тяготение и ладовые функции TSD

Еще до обучения на технической специальности в ВУЗе я озадачался вопросом, можно ли как-то в общем виде представить модель для всех видов аккордов. Есть же принцип, по которому они строятся. Одинаково из тональности в тональность.

Да, такой принцип есть. Это функции.

Я рассматриваю их либо в рамках лада, либо относительно первой ноты, от которой строится интервал, трезвучие или аккорд.

Небольшое отступление об обозначениях. Номер ступени всегда обозначается римской цифрой.

Собственно, как проще запомнить - аккорд б3-м3-м3 (большая терция - малая терция - малая терция) или же просто аккорд от V ступени лада со звуками через ступень? Мне кажется, что второе. Потому что ключевые знаки автоматически определят где чистые ноты, где диезы или бемоли, а остальное ляжет автоматически.

Да, эта система применима для европейского темперированного строя, где 7 нот и 12 полутонов. Для других систем счисления правила будут тоже другими. Но суть сохранится - определенный порядок расположения звуков относительно лада или относительно точки (ноты) начала отсчета.

Понятия тоники (T), субдоминанты (S), доминанты (D) и подобные словесные возможны только в рамках лада. В атональности понятие тоники невозможно по своей сути. По этой причине данная статья будет рассматривать систему функций именно в контексте лада.

Сами по себе ноты, интервалы, трезвучия не дают понимания взаимодействия. Влиять на восприятие они начинают лишщь когда происходит их сопоставление. Когда мы слышим их последовательность. Именно в этот момент наш мозг начинает пытаться найти устойчивое положение или точку, относительно которой всё построено. Это называется тяготением.

Самая устойчивая нота или гармония - та, после которой не возникает желания изменить какой-то из звуков. Это и есть тоника лада.

В теории музыки принято ладовые ободначения функций обозначать большими или малыми буквами в зависимости от лада - заглавными для мажора и строчными для минора.

Например, тоника мажорного лада - T, а тоника минорного - t. Аналогично с субдоминантой (S и s) и доминантой (D и d). Если уйти от понятия мажора и минора (т.к. бывают и другие лады, которые не являются явно мажорными или минорными), то, во-первых, понятий субдоминанты и доминанты там может не существовать и, во-вторых, тогда удобнее пользоваться не функциями T-S-D, а просто обозначением номера ступени. Но, опять же, это уже будут иные ладовые отношения.

Здесь мы говорим не просто о ладовых функциях, а даже более конкретно - о ладовых функциях в мажоре и миноре.

Как я уже говорил, устойчивость ступеней изначально формировалась исключительно за счет восприятия тяготения в ладу, когда во времени можно сопоставить несколько нот или их сочетаний. Так мы получили устойчивые, относительно устойчивые и неустойчивые ступени.

  • I - устойчивая
  • II - неустойчивая
  • III - относительно устойчивая
  • IV - неустойчивая
  • V - относительно устойчивая
  • VI - неустойчивая
  • VII - неустойчивая

Все относительно устойчивые, хоть и слабо, но тяготеют в сторону единственно устойчивой ступени: III в I, и V в I.

Неустойчивые имеют тяготение или к устойчивым или к относительно устойчивым ступеням: II и VII в I, IV в III, VI в V.

Визуально это можно показать так (знаки "<" и ">" здесь играют роль стрелочек): 
I < II, III < IV, V < VI, VII > I

Последнее, что хочется сказать о тяготении - оно всегда направлено от более слабой ступени к ближайшей более сильной.

Тут можно провести параллель с нашим миром - сила притяжения заставляет предметы падать. Соответственно, неустойчивые ступени тяготеют вниз: II > I, IV > III, VI > V. Единственным исключением будет седьмая ступень, т.к. первая к ней ближе, чем пятая, да и устойчивей. Потому VII тяготеет в I, а не вниз к V.

Вообще, проводите себе параллели с какими-то естественными образами - так будет проще понимать очень многое.

Теперь о функциях.

Если разместить трезвучия на всех ступенях натурального лада, то получится так:

  • в мажоре: I - мажорное, II - минорное, III - минорное, IV - мажорное, V - мажорное, VI - минорное, VII - уменьшенное
  • в миноре: I - минорное, II - уменьшенное, III - мажорное, IV - минорное, V - минорное, VI - мажорное, VII - мажорное

Обратите внимание на характер лада. Одинаковый с первой ступенью он что у мажора, что у минора только на IV и V ладах. Остальные отличаются.

  • I ступень - тоника - на устойчивой ступени
  • IV ступень - субдоминанта - на неустойчивой ступени
  • V ступень - доминанта - на относительно устойчивой ступени

Вот и получается, что в рамках этих трех функций субдоминанта (логично) тяготеет к доминанте, а та уже к тонике. Это наиболее естественное движение.

Про три аккорда

Для любящих "три аккорда" - получаем ваши стандартные Am (тоника) - Dm (субдоминанта) - Em или Em7 (доминанта), и так по кругу. Аналогично с параллельным мажором - C (тоника) - F (субдоминанта) - G или G7 (доминанта), и так тоже по кругу.

Про золотую секвенцию

К слову о так любимой всеми "золотой секвенции". Та универсальная последовательность аккордов, что работает уже несколько столетий в тысячах произведений, но до сих пор пробирает слушателя до мурашек и остается актуальной. И еще столько же с ней будет написано, силы последовательность не потеряет.

Вот смотрите (на примере старта с ля минора): 
Am-Dm-G-C-F-Hdim-Em(7)-Am
Здесь Am (T) уходит в субдоминанту Dm. 
Теперь интерпретируем Dm как новую тонику. Уходим в уже её субдоминанту одноименного мажора - G. То, что мы не разрешились в доминанту или тонику, добавило напряженности в восприятие. 
Далее уже из (двойной) субдоминанты G уходим в её субдоминанту - "С". Еще добавляем напряжения. 
И еще раз интерпретируем новую тональность как тонику и уходим в её субдоминанту - из C в F. 
Далее в рамках лада у нас получается переход в субдоминанту к F, но это уменьшенное трезвучие, что является практически пиком напраженности во всей последовательности: переходим от F к Hdim. 
А вот следующий аккорд, в который разрешается наш уменьшенный - это ми минор или ми мажор. По своей функции он одновременно является субдоминантой к Hdim и доминантой к Am. Особенно если тут использовать септаккорд, который намного сильнее подчеркивает доминантовость ступени. 
И логичным разрешением из доминанты (E, E7, Em, Em7 - на выбор) будет уход в тонику, то есть к нашему первому аккорду - Am. 
Perpetuum Mobile.

Элементарно. И заметьте - субдоминанта более мягкая функция, чем доминанта. НО как растет напряжение. Именно уменьшенное трезвучие и доминанта основного лада в конце делают кульминацию максимально яркой, уверенно завершая последовательность тоникой.

Тоже самое можно провести через доминантовую последовательность, но она будет работать иначе, хоть и так же логично. Просто доминанту по ощущениям комфортнее уводить в тонику, чем в доминанту к доминанте (II ступень лада). Потому вариант с субдоминантовыми ходами прижился больше.

Но это лирика. Вернемся к функциям, устойчивости ступеней лада и (теперь) гармоническому тяготению, которое несколько отличается от ладового.

Гармоническое тяготение

Гармоническое тяготение работает немного иначе. Чтоб его понять, давайте относительно тоники лада построим терции по ступеням лада вверх и вниз:

II - IV - VI << T >> III - V - VII

Стоит запомнить, что в этой схеме ближайшие к тонике ступени называются медиантами: VI это слабая субдоминанта, а III это слабая доминанта. А вообще медианта она не поэтому, конечно. Медианта это средний звук. Так вот, если от тонической первой ступени вправо и влево построить трезвучие, то средний звук как раз попадает или на III или на VI ступень. Потому и медианта.

Здесь слева от тоники находятся ступени, имеющие больше субдоминантовую функцию, а справа - доминантовую. Причем дальше от тоники (в любом из направлений), тем более выраженный характер имеет функция. Так, IV ступень имеет больше неустойчивости, чем VI, а II больше чем IV. Аналогично с правой частью - самая "устойчивая" - III, самая неустойчивая VII.

Исходя из этой схемы понять гармоническое тяготение будет проще. Здесь более слабо выраженная неустойчивость тяготеет к более выраженной. Тяготение от слабой ступени к сильной активно использовалось в венской классической школе.

  • VI в IV
  • IV в II
  • VI в IV в II
  • VI в II
  • III в V
  • V в VII
  • III в V в VII
  • III в VII

А вот обратное движение уже более характерно для музыки XIX-XX веков, звучит более смягченно, в нем возникает эффект упрощения гармонии и ослабления напряженности.

По этой схеме (II - IV - VI << T >> III - V - VII) движение T-S-D-T представляется уже под более широким углом и становится понятнее, как можно варьировать с напражением в гармоническом движении. Традиционное T-S-D-T, если представить ступенями, будет выглядеть как I-IV-V-I. То есть сначала качнулись влево до средней ступени, потом уравновесились вправо, тоже до средней ступени, и остановились снова в тонике.

Если отойти дальше, напряжение станет выше, если ближе - то меньше.

В этом смысле классическая гармония запрещает движение к успокоению движения через усиление (D-S вместо S-D), т.к. напряженность должна расти, а D более напряженная, чем S.

Уф. Не запутались в буковках? ROFL :)

Тогда накинем ещё. При желании, главные трезвучия можно заменять побочными. Так, трезвучие I ступени можно заменить на более мягкое трезвучие VI ступени. Это не субдоминанта, как может показаться. Это именно смягченный вариант тоники, который, разумеется, требует продолжения. Но мелодический ход от доминанты через VI ступень получается достаточно интересным.

По этой схеме мы, кстати, можем II ступень рассматривать как субдоминанту и увести ее в V ступень доминанты, а уже оттуда в тонику. Это тоже вполне логичное движение. Хотя здесь важно, как мы рассматриваем II ступень - как субдоминанту или как доминанту к доминанте (DD или двойная доминанта) - потому что в случае с DD мы наоборот увеличим напряжение многократно. Но там и разрешение поёдет совсем иначе. Так что вращать эти циферки можно как угодно, главное правильно вести голоса после того, как определились с интерпретацией ступени.

ОООООО! Вот оно - голосоведение! Сломайте себе мозг, называется :)

Итак. Давайте подведем небольшие итоги.

Если опираться на трезвучия T-S-D, то их звуки по ступеням распределяются так:

  • I ст. - T, S
  • II ст. - D
  • III ст. - T
  • IV ст. - S
  • V ст. - T, D
  • VI ст. - S
  • VII ст. - D

Если же рассматривать это функционально (вместо 1 пишем T, вместо 4 - S, вместо 5 - D) и расписать трезвучия от каждой ступени лада, то получим вот такую схемку:

  • I ст. - T-3-D T
  • II ст. - 2-S-6 S* (сильнее, чем S IVй ступени, т.к. удалено сильнее)
  • III ст. - 3-D-7 T* (медианта), слабая D
  • IV ст. - S-6-T S
  • V ст. - D-7-2 D
  • VI ст. - 6-T-3 T* (медианта), слабая S*
  • VII ст. - 7-2-S D* (сильнее доминанты V ступени)

Теперь, попробуем соединить эти таблички вместе. По каждой ступени отдельно.

I ступень. Тоника. Но звук также входит в трезвучие субдоминанты. Самая устойчивая ступень лада, как ни крути.

II ступень. Гармонически больше является субдоминантовой (сильнее даже, чем, классическая S четвертой ступени). Но также входит в состав доминантового трезвучия, потому позволительно интерпретироватьи как сильную S, и как интерпретацию D.

III ступень. Тоническая медианта. То есть дает более мягкое звучание при разрешении, чем тоника I ступени. Также является слабой доминантой (слабее, чем D пятой ступени), потому может использоваться для дальнейшего развития.

IV ступень. Уверенная субдоминанта. Всегда и без всяких интерпретаций.

V ступень. Гармонически - уверенная доминанта, но при этом входит в состав тонического трезвучия, потому при некоторых обстоятельствах может быть интерпретирована именно в рамках тонической функции.

VI ступень. Медианта тоники (потому и может рассматриваться, как мягкая замена тонической функции), а также слабая субдоминанта. Именно в этом направлении следует интерпретировать эту ступень.

VII ступень. Доминанта. Всегда. Причем по напряженности эта ступень наиболее мощная из всех. Даже сильнее доминанты V ступени. Всегда тяготеет в тонику наиболее сильно.

Вот примерно так можно использовать ступени при подборе аккордов к вашей музыке.

Ясно, что помимо фунцкий еще можно пользоваться и другими инструментами - заменять тональность одноименной из противоположного лада (мажор-минор и наоборот) и т.п. Но как точка отправки - вполне рабочая схема.

В общем, разбирайтесь в буковках, а я пошел придумывать красивое.