Круглый стол Иран vs Израиль: сценарии развития ситуации
На фоне недавней эскалации напряженности на Ближнем Востоке Международная медиагруппа «Россия сегодня» провела круглый стол с участием ведущих экспертов, таких как : научный руководитель Российского Совета по международным делам Андрей Кортунов, Чрезвычайный полномочный посол России в Иране Леван Джагарян, и военный эксперт Владимир Евсеев, они поделились своими взглядами и прогнозами. А так же обсудили причины удара Израиля по иранскому консульству в Дамаске, реакцию Ирана, и возможные ответные действия Израиля.
Одной из основных причин конфликта между Ираном и Израилем является их стремление к влиянию на Ближнем Востоке, обострение отношений началось после событий в Газе 2023-2024 и нанесения авиаудара который уничтожил здание иранского консульства, примыкающее к иранскому посольству в Дамаске. Как отмечает Андрей Кортунов “это как раз попытка Израиля снова перенести акцент с палестинской проблемы на иранскую проблему. И, конечно, если мы говорим об отношениях с Ираном, то это автоматический выигрыш Израиля в информационной войне. Поскольку если в Газе как ни крути Израиль воспринимается как агрессор, ну или по крайней мере как страна, которая непропорционально использует военную силу, то в отношении Ирана на Западе Израиль традиционно выступает как жертва. Возможно, что значительная часть мотивации Израиля в нанесение удара по иранскому консульству в Дамаске состояло в том, чтобы добиться перелома не в военной кампании, а в информационной.”
Александр Марьясов, чрезвычайный полномочный посол России в Иране в 2001-2005 годах, отметил, что Иран воспринял удар по своему консульству как дело чести и ответил массивной воздушной атакой, но при этом старался избежать человеческих жертв и серьезных разрушений.“ Вопрос стоял и в сохранении лица, как во внутриполитическом плане, так и регионально, поскольку друзья, союзники и сторонники Ирана ожидали естественно резких действий, жестких действий со стороны Ирана. Эти действия были предприняты. Но надо сказать, что иранцы поступили довольно мудро. Они позаботились о том, чтобы этот удар не нанес сильного ущерба разрушений в Израиле и не вызвал человеческие потери. "Он также подчеркнул: "Как сейчас становится ясным, иранцы предупредили через американцев за 72 часа, о том, что такое нападение будет.”.
Сергей Мелконян, научный сотрудник Института прикладных политических исследований при Армении, подключившийся по видеосвязи, объяснил, что Израиль не заинтересован в региональной войне и будет координировать свои ответные действия с США.
”Израиль не заинтересован в региональной войне. В противном случае, Израиль бы моментально ответил Ирану, втянул бы Соединенные Штаты. Израилю важно сохранить лицо, точнее, действующему в Израиле руководству.”
В связи с этим он также отметил, что Израиль имеет 3 опции :
“Первая опция : удар должен быть симметричным в этом смысле. То есть он должен охватывать как-то территорию Ирана.
Вторая опция : нанесения асимметричного удара, то есть нанесение удара по позициям иранских союзников, иранских прокси на территории Йемена, Ливана, Сирии и Ирака.
Третья опция - это начало операции в Газе”
Владимир Евсеев, военный эксперт, выразил мнение, что Израиль имеет серьезные ограничения в использовании силы против Ирана, и реальную атаку, которая принесет ощутимый ущерб, может осуществить только Вашингтон. "Израиль сейчас не может сделать то, к чему он готовился в течение более 10 лет. То есть нанести ответ по ядерным объектам ИСИ, по местам производства ракет. Если говорить о реальном противостоянии с Ираном, то конечно в этом должно участвовать Соединенные Штаты Америки.”
Так же он отмечал : “Что США, особенно в свете представительских выборов и возможной победы Дональда Трампа, вряд ли пойдут на то, чтобы свои все ресурсы переключить на противостояние с Ираном”
Также обсуждению подвергся вопрос возможность открытия Израилем второго фронта на юге Ливана и пришли к выводу, что это может привести к втягиванию Израиля в длительную и невыгодную для него войну.
’Начав войну с Ливаном , Израиль, во-первых, окажется в определённой политической изоляции, во-вторых, он, возможно, начнет вязнуть в этих боях в условиях, когда он не решил ту проблему, ради которой он начинал.”-Владимир Евсеев
К тому же эксперты рассмотрели роль США, России и Китая в урегулировании ситуации и пришли к выводу, что США не хотят быть втянутыми в конфликт, а Россия и Китай могут сыграть важную роль в предотвращении дальнейшей эскалации. Вот что об этом говорят эксперты
Андрей Кортунов: “Китайцы заинтересованы, поскольку для них Ближний Восток это зона их нарастающих интересов, где они хотят безусловно стабильности с тем, чтобы извлекать экономические бонусы из своего присутствия здесь.”
“У России хорошие отношения с Ираном. В том, что наши, внешнеполитические цели во многих отношениях совпадают.
Мы, безусловно, настойчиво призываем израильтян все-таки прекратить военные действия, прекратить вот эти уничтожения мирного населения, предоставить возможность гуманитарной помощи и как-то нормализовать эту ситуацию. К сожалению, израильтяне мало прислушивается” Заявил Александр Марьясов
“возможности США по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке, они существенно уменьшились. Это объективно повышает роль России. Она имеет больше возможностей выступить посредником, чем США.”- Владимир Евсеев
В заключение, участники круглого стола подчеркнули, что ситуация на Ближнем Востоке остается крайне нестабильной и непредсказуемой, дальнейшее развитие событий будет зависеть от решений и действий Израиля и Ирана в ближайшем будущем, ведь эскалация напряженности на Дальнем Востоке может привести к полномасштабной войне.