Заметки директора фонда Менора Ирины Гуткиной
Шалом, друзья!
Ну что ж, и снова мы в канун Песаха.И, на мой взгляд, в этот год с еще большим смыслом мы будем говорить фразу «И этого нам было бы достаточно…». Про это что я?
Про то, что написано в Агаде, про то, что рассказываем из года в год за семейным столом на пасхальном Седере так, чтобы любому было понятно. И при этом каждый год (и в этот год особенно) стараясь понять, как же наши предки смогли выдержать? Как смогли пережить и как решились поменять свой ну уж очень привычный образ жизни и мысли и пойти за Моше рабейну(он же Моисей)?
— Ребе, ну, когда же всё это кончится?! Когда это кончится? Мы уже не в состоянии всё это выдержать!
— Перестаньте, евреи! Не дай Бог, чтобы это продолжалось столько, сколько вы в состоянии выдержать!
Да уж. Таки держимся. Как оказалось, выдержать можем мы многое… Даже когда кажется, что терпение на исходе, даже если хочется сделать ,что-то такое эдакое. Например, выйти из своего Египта. Часто ли мы понимаем, что не всегда тот самый рассказ про Исход — это только про глобальное историческое событие. Потому что на самом деле, это только сюжет. А вот внутри столько смыслов и столько разговора с каждым из нас, что часто проще соблюсти все ритуалы и даже не кушать хамец, чем по-настоящему сделать свой шаг.
Тот шаг, который сделал Моше, сопротивляясь, споря, не понимая вначале, и очень упорно потом, тот шаг, который сделал каждый, решившись и отметив свои косяки, на глазах у уже очень отчаявшихся египтян..., тот шаг, который сделал простой еврей, только что подумавший о свободе и шагнувший в море.
Засуха. К раввину приходят евреи и просят сделать так, чтобы пошёл дождь.
— Нет, — говорит им раввин, — я не смогу сотворить это чудо, потому что нет в вас веры в Господа.
— Почему ты так говоришь, ребе?
— Потому что, если бы вы действительно верили, то пришли бы с зонтами!
«И этого нам было бы достаточно...». Потому что и зонтик нам дали, и историю записали, и велено каждый год эту историю снова проходить, чтобы начать действовать сегодня и сейчас, самому.
Песах — это про то, как я сегодня и сейчас не словом, а делом я помогаю себе стать свободнее. Про то, как только практическое действие даже одного, помогает многим «выйти из Египта».
Сегодня вы сядете за пасхальные столы, начнете Седеры. Задайте себе вопрос: что я делаю уже, что могу еще сделать, чтобы я стал свободнее…
У нас с вами есть все для этого: есть общины и общинные организации, которые помогают во всех смыслах… Есть места и даже маркетплейсы, где можно купить мацу и где научат смыслам. Есть интернет, в котором можно прочитать историю, комментарии, Агаду и мидраши… Есть даже готовые подарки для Седера.
Ничего себе, сколько у нас сегодня есть… А мы все сетуем, что нам «и этого» недостаточно.
— Что это у вас маца такая твердая - просто откусить нельзя? - спрашивает Мендель.
— Ты всегда недоволен. Если бы эту мацу дали даже царю Соломону, он был бы от нее в восторге...
— Конечно, тогда она была еще свежая.
Маца — это ведь про каждого из нас, про умение понимать, почему «и нам этого было бы достаточно» ради тебя. НЕ про то, что довольствоваться меньшим, а про то, что многое дано, только этим мы обязаны уметь воспользоваться.
Упал еврей в пропасть, в последний момент ухватился за какой-то торчащий из скалы кустик. Висит, орет, зовет на помощь. Вдруг раскрываются небеса и оттуда раздается глас божий: — Имя? — Мойше! — Еврей? — Таки да… — Субботу соблюдаешь? — Соблюдаю. — Мацу ешь? — Ем. — В меня веруешь? — Верую! — Как веруешь? — Ну… Ого-го как!!! — Тогда разожми руки! Еврей минуту раздумывает и говорит: — Так, ясно… Эй! Есть там еще кто-нибудь?!
Есть-есть: каждый из нас!
Наши вера и традиция — всегда про действие. Они пропитаны примерами и учениями о том, что нужно делать, чтобы быть человеком свободным. Кошерного Исхода вам и как можно больше конкретных и действенных шагов, которые помогут нам всем выйти «из своего Египта»!