Из Первой христианской Апологии святого Иустина, мученика (глава 61)
Возрождение Крещением
Теперь изложу, каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись через Христа, - чтобы, если опущу это, не подумали о мне, что я лукавлю в своём объяснении. Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Ибо Христос сказал: "если не родитесь снова, то не войдёте в Царствие Небесное". А всякому известно, что родившимся однажды не возможно уже войти в утробу родивших. И пророком Исаией, как прежде упоминал я, возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов. Сказано же так: "Омойтесь, сделайтесь чисты, отнимите лукавство от душ ваших, научитесь творить добро, окажите справедливость сирому, оправдайте вдовицу; придите, и станем судиться, говорит Господь. И если грехи ваши будут как багряное, убелю как волну, и если будут как червленое, убелю как снег; если же не послушаете Меня - меч пожрёт вас, ибо уста Господни сказали это".
И мы получили от апостолов следующее основание для такого действия. так как мы не знаем первого своего рождения и по необходимости родились от влажного семени чрез взаимное совокупление родителей, и выросли в худых нравах и дурном образе жизни: то, чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания, и чтобы получить нам отпущение прежних грехов, - в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога.
Это одно имя произносит тот, кто ведёт приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие. А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, Который через пророков предвозвестил всё, относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый.