Найти тему

Из труда святого Василия Великого, епископа, О Духе Святом

Св. Василий Великий
Св. Василий Великий

Из труда святого Василия Великого, епископа, О Духе Святом (разд. 15, 35-36)

Дух животворящий

Господь, Владыка жизни нашей, заключил с нами союз крещения, которое есть образ жизни и смерти. Вода здесь есть образ смерти, Дух же подаёт залог жизни. И очевидным делается то, о чём мы ведём речь, а именно, - причина сего соединения воды и Духа. Итак, цель крещения двоична: должна уничтожиться греховная плоть, дабы позже не принесла она смерти, и должна быть сообщена жизнь Духа, плод коей - освящение. Вода есть образ смерти, подобно гробнице она поглощает крещаемого, животворящая же сила Духа возрождает нас от смерти во грехе и восставляет к жизни, коя дарована была нам изначально. Итак, на сем зиждется новое рождение от воды и Духа: мы умираем через воду, жизнь же наша - от Духа.

Великая тайна крещения исполняется повторным погружением и повторным призыванием, дабы явилось изображение смерти и душа крещаемого проветилась сообщением ведения Божия. Итак, благодать, заключенная в водах, не происходит от себя самой, но привносит её присутствие Духа. Ибо крещальная вода не есть омытие от плотской нечистоты, но - прошение дарования доброй совести, обращённое к Богу. Господь желает укоренить нас в жизни, имеющей источником Воскресение, потому научает нас, как должно нам жить по Евангелию: Он повелевает нам не гневаться, со смирением снисходить к людям злым, дабы нам очиститься от похотения и освободиться от алчности. Итак, от всего свободного выбора, нам надлежит сохранить лишь то, что явится совершенно для нас естественным в грядущей жизни.

Дух Святой дарует нам возвращение в рай, отверзает пред нами врата небес, и вновь соделывает нас избранными чадами Божиими. Благодаря сему мы, исполненные упования, можем именовать Бога нашим Отцом. Тот же Дух подаёт нам причастие благодати Христовой, и соделывает то, что мы становимся сынами света. Он же есть залог грядущей славы. Сие означает, что Им мы обретаем все блага века сего и века грядущего. И уже можем, как бы сквозь тусклое стекло, видеть всё, обетованное нам, и верою ожидаемое. И если столь велик залог, каковы же будут плоды? И если столь велики начатки, сколь же преизобильным окажется их исполнение?