Одна из наших самых первых и верных читательниц попросила написать про снятый в 1985 г. американским режиссером Вуди Алленом фильм "Пурпурная роза Каира".
Никогда не был поклонником творчества этого кинорежиссера, вернее не видел ни одного его фильма. Конечно, общее представление о нем имелось, но оно не вызывало жажды ознакомиться с его творчеством. Что-то говорило, что это не наш герой. И ведь предчувствие нас не обмануло. Нет, художник он очень талантливый, но вот как человек... Есть вопросы. Но об этом после.
Само то название "Пурпурная роза Каира" лет двадцать назад было на слуху. Валерий Леонтьев пел когда-то песенку с таким названием композитора Брейтбурга на стихи Сашина. Фильм "Пурпурная роза Каира" был в советском прокате в апреле 1989г., особых лавров не стяжал. Но название красивое. Наверное, запомнилось авторам песни и дюжину лет спустя появилась песня с таким названием. Содержание песни к теме фильма не имеет никакого отношения. Может кто и помнит эту песенку 2002 г. Я нет.
В общем, просьба наших читателей — закон для автора. Посмотрел эту самую "Пурпурную розу Каира". Вот два очень характерных отклика на этот фильм.
«Пурпурная роза Каира» — гениальный концептуальный фильм, хорошо реализованный сценаристом и режиссером Вуди Алленом. Это совершенно очаровательно, особенно для любого поклонника кино. Насквозь умный фильм, в котором сочетаются кинохроника и реальная жизнь, где как вымышленные, так и реальные люди изо всех сил пытаются примириться с новым окружением. Однако финал действительно разбивает вам сердце.
Этот фильм представляет собой размышление о природе существования, реальности и любви, размышляющее о преимуществах эскапизма по сравнению с ценностью принятия реальности, и в то же время он чрезвычайно интересен, чрезвычайно оригинален и креативен. Следует также отметить, что выступление Мии Фэрроу — одно из самых феерических, которые я когда-либо видел. Какой прекрасный и замечательный фильм, созданный одним из величайших талантов кино.
Совершенно с ними согласен. Если и есть идеальный фильм, то один я уже посмотрел. Это "Пурпурная роза Каира". Идеальный сценарий, идеально перенесен на пленку, идеальное сочетание жанров, которых в этом фильме достаточно. Фантастика, сатирическая пародия, лирическая мелодрама, просто драма, физиологический очерк времен Великой депрессии в США.
И идеальная исполнительница главной роли. Миа Фэрроу. Мы недавно писали о двух иконах стиля, двух суперзвездах европейского кино 60-х годов
А в Америке в это же время такой же иконой стиля была начинающая актриса Миа Фэрроу.
Она еще не была звездой ни американского, ни мирового кино. Сначала ее сделала знаменитой светская жизнь. Поклонниками юной 19-ти летней актрисы был Сальвадор Дали. На ее восемнадцатилетие художник дарит ей расписанный орнаментом сосуд внутри которого находилась крыса, пожирающая ящерицу. Правда, мать Миа, знаменитая американская актриса Морин О Салливан, игравшая подругу Тарзана Джейн во втором фильме о Тарзане - "Тарзан и его подруга", выкинула этот оригинальный подарок на помойку.
С Дали актриса затем пересекается на светских мероприятиях и остается в приятельских отношениях.
Отец Миа Фэрроу был известным голливудским сценаристом и режиссером, лауреатом "Оскара". Сам родом из Австралии, родился в 1904 г., мать и отец портные из провинциального австралийского городка Марриквилл.
О его жизни можно снять авантюрный фильм о том, как незаконный иммигрант из Австралии, на занятые у тетки деньги добрался из Сиднея до Ванкувера. Работал в Америке матросом береговой охраны. В течение дня мыл палубы, а вечером надевал гетры и монокль, выдавал себя за британского лорда, известного как достопочтенный Джон Невилл Берг-Эптон Вильерс Фэрроу, чтобы по ночам общаться с “благородными дебютантками и вдовствующими герцогинями”.
Через год, намекая, что является внебрачным сыном английского короля Эдуарда VII, женился на дочери горнодобывающего магната Феликса Левина. Газеты прозвали его "мальчик-Золушка".
А затем стал одним из самых плодовитых сценаристов и режиссеров Голливуда — более 50 фильмов на его счету как сценариста и режиссера.
Вот и у его дочери Миа, родившейся в 1945 г., вначале была бурная светская жизнь. После Сальвадора Дали на съемках фильма она знакомится в 1966 г. с Фрэнком Синатрой.
И Фрэнк на ней сходу женится, в третий раз. Ей 20, ему 49 лет.
Дин Мартин пошутил по этому поводу, что у него есть бутылка виски старше, чем Миа. А бывшая вторая жена Синатры Ава Гарднер съязвила
Я так и знала, что Фрэнк когда-нибудь окажется в постели с мальчиком.
Но через два года Миа предложили сыграть главную роль в фильме ужасов Романа Полански "Ребенок Розмари". И в это же время Синатра предложил жене сняться вместе с ним в фильме "Детектив". Но Миа выбрала "Ребенок Розмари" И не прогадала. Этот фильм дал ей мировую известность.
Но с другой стороны крахом закончилась ее жизнь с Синатрой. Фрэнк не хотел, чтобы его жена имела самостоятельную кинокарьеру. Прямо на съемочную площадку "Ребенка Розмари" Миа принесли документы о расторжении брака с Синатрой. Фрэнк не простил ей отказа сниматься с ним. В качестве отступных при разводе он предложил Миа 800 тыс. долларов, но она не взял ни цента.
В 2014 г. Миа Фэрроу выскажет предположение, что биологическим отцом ее сына Ронана, родившегося в 1987 г., и отцом которого считался Вуди Аллен, на самом деле является Фрэнк Синатра, которого она любила всю жизнь и с которым не прерывала после развода отношения.
К 1979 г. Миа Фэрроу была уже одной из самых знаменитых актрис Голливуда. Второй раз побывавшей замужем и успевшей опять развестись, а самое главное матерью уже семи детей.
Трех сыновей, которых она родила в браке с Андре Превиным, американским композитором и дирижером, возглавлявшим Лондонский симфонический оркестр. И в этом же браке они с Андрэ удочерили трех девочек — двух вьетнамок Ларк и Саммер Сонг и кореянку Сунь-И. А после развода Миа усыновила еще одного мальчика — корейца Мозеса.
Миа с детьми переехала в Нью-Йорк и там познакомилась с известным кинорежиссером, сценаристом, актером, писателем Вуди Алленом. Самым знаменитым человеком Нью-Йорка после Статуи Свободы. Между ними начался роман.
Продолжался он 12 лет. За это время Вуди снял Миа в 13 своих фильмах. В т.ч. и в "Пурпурной розе Каира". Но прибавилось и семейство Миа. В 1985 г. она удочерила двухнедельную девочку Дилан. А в 1987 г. у них с Вуди рождается мальчик Ронан, о котором в 2014 г. Миа скажет, что возможно его отцом был Фрэнк Синатра. По моему, Ронан копия самой Миа. Сам же Ронан отцом называет Вуди.
В конце 1991 г. Вуди Аллен усыновит Мозеса и удочерит Дилан. Вот столько детей будет у Миа Фэрроу перед катастрофой ее семейной жизни, которая наступит в январе 1992 г. Крайняя слева в верхнем ряду роковая корейская девочка Сун-И. А центре, на руках у вьетнамки Ларк, четырехлетняя Дилан. Сун-И и Дилан — главные действующие лица будущей драмы, которая начнется в январе 1992 г., продолжится в августе того же года и до сих пор будоражит Америку. Но об этом мы расскажем позже.
Итак, 1985 г. Миа Фэрроу удочеряет маленькую новорожденную Дилан, в отличие от предыдущих приемных детей, которые были азиатского происхождения, это светловолосая американка. Вуди Аллен был согласен только на такого ребенка. При этом предупредил сразу, что финансовые и остальные проблемы по воспитанию девочки он нести не собирается. И в том же году прокат выходит один из лучших фильмов Вуди Аллена "Пурпурная роза Каира", где Миа Фэрроу сыграла одну из своих лучших ролей.
Остается только удивляться, как, имея 7 детей, а теперь еще и новорожденную восьмую девочку, без особой поддержки своего сожителя Вуди Аллена, они и жили то в разных квартирах, хотя и рядом, напротив, через Центральный парк Нью-Йорка, Миа каждый год снималась в новом фильме в главной роли. И при этом постоянно находилась с детьми.
"Пурпурная роза Каира" - так называется художественный фильм, который показывают в кинотеатре, куда постоянно ходит официантка в баре Сесилия. Америка времен Великой Депрессии.
Голливудская "фабрика грез" работает на полных оборотах, в отличие от американской промышленности и банковской системы, которая рассыпается день от дня. Банки банкротятся, заводы закрываются. Миллионы безработных.
А в кинотеатрах показывается шикарная жизнь с белыми телефонами, шампанским, роскошными ночными клубами с джазовыми оркестрами, путешествиями в экзотические страны, богатыми мужчинами, красивыми женщинами в мехах и бриллиантах. Ну, все как у нас сейчас. Вернее, у нас сейчас все содрано, как у них тогда.
А по эту сторону экрана замордованная беспросветной жизнью официантка Сесилия. Она справа, ее и играет Миа Фэрроу. А рядом ее младшая сестра Стефани Фэрроу, тоже актриса, она играет в фильме сестру Сесилии, и тоже официантку
Мужа Сесилии Монка играет Дэнни Айелло. Один из колоритнейших американских актеров, специализировавшийся на ролях крутых мафиозо, брутальных полицейских, простых работяг. Здесь он играет безработного, который все дни с дружками играет в пристенок, пока жена надрывается в баре. Такой типичный "крутой мэн", которому жена не должна перечить, иначе он может и малость физически по воздействовать в воспитательных целях. По-нынешнему "абьюзер".
Тяжела и беспросветна жизнь официантки Сесилии. Единственная радость посмотреть новый фильм из "красивой жизни". Помечтать, обсудить с сестрой перипетии сюжета нового фильма "Пурпурная роза Каира". И так они добсуждались, что хозяин уволил Сесилии.
Вот он идет и плачет. И заходит в кинотеатр.
И начинает сеанс за сеансом подряд смотреть красивую сказку про красавца Тома Бакстера, плейбоя и археолога, который ищет в гробницах египетских фараонов рисунок "пурпурной розы". И где-то на третьем подряд сеансе Том Бакстер с экрана обращается в зал к Сесилии — неужели ей не надоело смотреть всю эту чушь уже в пятый раз за несколько дней.
Сесилия удивлена и начинает светиться от счастья, что ее заметил такой мужчина.
А мужчина спускается с экрана в зал, подходит к Сесилии, признается ей в любви и уводит за собой из кинотеатра в новую, неизвестную для него реальную жизнь.
Продолжение в следующей части.