Понедельник. Конец апреля.
Моя любовь к садовым муравьям отнюдь не взаимная, а скорее вынужденная. Чего не скажешь об их тёплых чувствах к моим владениям. Из года в год они упорно преследуют меня в теплице, организовывая в ней муравьиный курорт для избранных; в саду традиционно располагают в самых живописных местах свои сладкие фермы с праздношатающейся тлёй; в огороде бесцеремонно оккупируют именно высокие грядки, спешно сооружая на них свои чёрные пирамиды.
Конечно, бессмысленно махать перед муравейником свидетельством о собственности и деловито заявлять им, что по человеческим законам их родовое жилище находится на моей земле, куда более опрометчиво просить их в самое короткое время освободить территорию. Поскольку в понимание муравья не входит такое сложное понятие как человек, тем более женщина-садовод. Он вообще не желает знать о моём существовании. Моё появление расценивается как природный катаклизм, не более. А посему, вооружившись нечеловеческим терпением и бесценными знаниями, я была вынуждена перейти к тайному сотрудничеству, о котором они даже не догадываются.
Проще говоря, я оставила их в покое, правда с регулярным отслеживанием их рождаемости, возрастание коей в неприличных размерах грозит немедленному истреблению. А всё по тому что у муравьёв и без меня много врагов. Ими лакомятся ящерицы, кроты, землеройки, ежи, жабы, лягушки. В большом количестве истребляют птицы, особенно если я облегчу им работу, играя в гольф из упрямых муравьёв. Я глубоко верю, что в полете они осознают всю нелепость своего затянувшегося пребывания на моей грядке с огурцами и всю возмутительную наглость, с которой они это делали.
Однако самый страшный враг муравьёв – они сами. Ежедневно и ежечасно разные виды муравьёв сражаются друг с другом. Заплутавший муравей, попавший в чужие владения, тотчас будет поколочен, повергнут в рабство или вовсе уничтожен. Часто массовые побоища происходят в перенаселенных местах, когда возникает нехватка еды и территории. Единственная сила, которой подвластно на время остановить конфликт огородного масштаба – это дождь.
Учёные считают, что муравьи повышают плодородие почвы, а именно перемешивают и рыхлят её на глубину аж 50-70 см, обогащают азотом, фосфором, магнием и калием. Разложение растительных остатков вокруг муравейника ускоряется в несколько раз из-за большого разнообразия соседей-микробов. Я решила им полностью довериться и не противиться муравьиным стараниям во благо нашей общей благородной цели, как повышение здоровья почвы.
Большинство муравьёв – хищники и больше всего на ужин они предпочитают гусениц, червей, слизней и разных личинок. До жуков с твёрдыми панцирями и волосатых гусениц они снисходят только в редких случаях.
Только благодаря своим личным заслугам они всё-таки смогли получить моё сердечное расположение.