Российский рынок программного обеспечения (ПО), предусмотренного для систем управления обучением (LMS), по сравнению с прошлым годом вырос на 15% и достиг 4,49 млрд рублей, следует из совместного исследования компании Nexign и агентства MegaResearch.
\Исследователи анализировали LMS-системы в сфере ритейла, финансов, телекома, авиаперевозок, нефтегазовой и металлургической отраслях.
По данным аналитиков, автоматизированное корпоративное обучение использует только половина участников рынка. Как правило, это московские компании. Малый и средний бизнес (МСБ), а также региональные компании в 87% случаев не используют платформы дистанционного решения. По словам директора по развитию Ultimate Education Сергея Ершова, в корпоративном сегменте LMS-системы внедряют в основном в крупных компаниях, а МСБ часто отправляет сотрудников на готовые доступные программы или покупает подписку на конкретные продукты.
В Nexign и MegaResearch отметили, что к 2027 году российский рынок LMS-систем вырастет более чем в 1,5 раза. Рост сегмента, прежде всего, объясняется существующим дефицитом кадров. Так, работодатели ориентированы на развитие уже имеющихся команд.
Рост сегмента LMS-систем, действительно, связан с новыми трендами трудового рынка, пояснил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Во-первых, последние 10 лет многие российские компании в целом достаточно сильно переформатировались в части реализации кадровой политики. Для многих из них полным приоритетом стало постоянное обучение сотрудников. И это, во многом, следствие цифровизации. Компании начали развивать корпоративные цифровые платформы, которые практически устраняют издержки, возникающие при оффлайн-обучении. Кроме того, LMS-системы позволяют вести автоматизированную статистику по каждому сотруднику: например, где работник столкнулся с трудностями или что освоил лучше всего. Поэтому рост сегмента, вероятно, продолжался бы и в случае отсутствия каких-либо стрессовых факторов – того же дефицита кадров», – отметил депутат.
По словам Немкина, работодатели выбрали самую оптимальную модель выхода из сложившегося кризиса – инвестиции в человеческий капитал. «По данным аналитиков рынка, бюджет на обучение сотрудников в этом году запланирован у 90% отечественных компаний, при этом 39% компаний собираются его увеличить. Что интересно – практически 85% организаций заинтересованы в создании своего собственного контента. Конечно, это связано с необходимостью интеграции учебных модулей, учитывающих специфику каждой отрасли. Но напомню, что в России есть сразу несколько бесплатных образовательных платформ, которые также могут быть полезны. Например, «Открытое образование», – подчеркнул депутат.
Немкин отметил, что сложившийся кадровый дефицит более всего связан с недостатком опытных работников. «Корпоративное обучение позволяет как в короткие сроки подготовить на среднюю линейную позицию еще молодого специалиста, так и более опытного кандидата на руководящие должности. Но отмечу, что проблема дефицита кадров постепенно снижается, особенно в части ИТ-сектора. Только в 2023 году число ИТ-кадров выросло на 13% и достигло 857 000 человек. Показатель – следствие введенных Минцифры России мер поддержки отрасли, в том числе льготной ипотеки, которая стала значимым драйвером притока молодежи», – пояснил депутат.
]]>