Найти в Дзене
Time Out

Дневник Московского международного кинофестиваля. Дни 1–3

   Фото: архивы пресс-служб Дмитрий Евстратов
Фото: архивы пресс-служб Дмитрий Евстратов

В самом разгаре 46-й Московский международный кинофестиваль, собравший в этом году внушительную программу — более 250 фильмов из 56 стран. Редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов отсматривает интересные новинки и в формате дневника делится своими впечатлениями от увиденного за первые три дня фестиваля.

Основной конкурс

Просмотрено:

«Шлимазл», Германия

«Лесной царь», Сербия

«Выжить в Мо…», Молдова

Признаюсь, основной конкурс на ММКФ — пытка страшная. В последние годы радостью было наличие в программе одного-двух мало-мальски талантливо сделанных и стройных фильмов. И, надо сказать, чаще всего именно они и завоевывают главный приз. В 2024-м основной конкурс пока разочаровывает.

«Шлимазл» (хронический неудачник) по-немецки педантично и въедливо исследует межпоколенческие проблемы в Германии 1990-х. Однако необходимое копание в исторической памяти напоминает лишь хаотичный парад израненных душ, когда-то совершивших страшную ошибку. Это был первый конкурсный показ, и желания участвовать в этой авантюре дальше он явно не прибавил.

Сербский фильм «Лесной царь» — продюсерское детище Милоша Биковича (он же играет в ленте крохотную роль). Большую часть хронометража лента похожа на клип о бомбардировках Югославии с излишним слоумо под грустную музыку и лишь к концовке она вспоминает о том, что является фестивальным кино. Но оказывается уже поздно.

Куда более яркой, но менее волнующей показалась молдавская комедия «Выжить в Мо…» (по сюжету — в Молдове, в Москве или в морге — нужное подчеркнуть). Главный герой — простой молдавский огузок, собравшийся покорять Москву, но вместо ожидаемой должности в больнице он получает рабское назначение в морг к пьющим и безумно харизматичным патологоанатомам. Как вы уже догадались, «Выжить в Мо…» — забавная итерация сюжета «Кухни», да еще и с похожей вдохновляющей музыкой. Пока самое живое кино из основного конкурса.

Конкурс «Русские премьеры»

Просмотрено:

«Невада»

«Евгений Телегин»

«Мужчина и женщина»

   Кадр из фильма «Невада» Дмитрий Евстратов
Кадр из фильма «Невада» Дмитрий Евстратов

Программа «Русские премьеры» проводится на ММКФ с 2022 года, и, в отличие от основного конкурса, почаще может хвастаться хорошим кино. Два предыдущих победителя — «Здоровый человек» Петра Тодоровского и «Край надломленной луны» — не только оказались успешными фестивальными хитами, но и по-разному пошумели в прокате.

В этом году успех пока переменный. Несомненная удача — драма «Невада» — российско-аргентинская копродукция, по некоторым деталям и настроению представляющая собой своеобразное попурри из фильмов Андрея Звягинцева о нелюбви в российском селе. К финалу картина осознает себя в жанре итальянского магического реализма. Так получается удивительный портрет обрюзгшей глубинки, рвущейся из порочного круга боли и несчастья.Другой интересный участник этого конкурса — фильм «Евгений Телегин». Режиссер Виктор Тихомиров экранизировал свою же книгу «Евгений Телегин и другие», переосмысляющую текст великого пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Онегин здесь — Телегин, Ленский — Ленин, Ольга и Татьяна остались при своих, а действие перенесено в 80-е и происходит в деревне и Ленинграде. Текст и режиссуру Тихомирова нельзя назвать стройными: уж слишком много в картине линий, вольных постмодернистских полетов мысли, больше похожих на изъяны. Однако одного у него не отнять — удивительного уровня пылающего эротизма, неисчезающего из уст главных героев. Некоторые эпизоды до жути смешны, а некоторые вызывают отторжение. Например, появление в Ленинградском рок-клубе Виктора Цоя до боли похоже на комичный выход Брюса Ли в тарантиновском «Однажды… в Голливуде», за который режиссеру потом не раз предъявляли.

А вот новый режиссерский проект Владимира Котта огорчил. «Мужчина и женщина» — сборник стереотипных новелл о бытовых отношениях внутри семьи. Примеры как положительные (история про сантехника, пришедшего на вызов не с бутылкой, а с сыном), так и отрицательные (Степан Девонин вновь примеряет на себя образ домашнего насильника). Но в целом кажется, что режиссер вообще потерялся во времени и современной реальности. Он не решается громко говорить о насущных проблемах, одевает на зрителей мужскую оптику, а в одной из новелл и вовсе возвращается к «Ералашу». Хотя звезд в фильме немало — он обязательно доберется до российского проката к одному из тематических праздников семьи или любви.

Внеконкурсные программы

Просмотрено:

«Сотни бобров», США (программа «Дикие ночи»)

«Волчица Нина», Италия (программа «Фестивальный коктейль»)

«Другой сын», Аргентина (программа «Взрослым о детях»)

«Ожидание», Испания (программа «Фестивальный коктейль»)

«Идеальный лжец», США (программа «Рецепт успеха»)

«Марс Экспресс», Франция (программа «Мультвселенная»)

   Кадр из фильма «Сотни бобров» Дмитрий Евстратов
Кадр из фильма «Сотни бобров» Дмитрий Евстратов

Фестивалю отчаянно не хватает фильмов из программ ведущих мировых фестивалей. В прошлые годы — да, трава была зеленее — отборщикам удавалось привозить несколько крупных премьер из основных конкурсов Канн или Венеции. В этом же году такого счастья у зрителей нет. Тем не менее нужно отдать должное организаторам: с фестивалей рангом пониже (Сиджес, Сан-Себастьян, вторые-третьи программы Венеции) до ММКФ дошло несколько достойных лент.Особенно рекомендую «Сотни бобров» из программы «Дикие ночи» — триумфальное возрождение жанра эксцентрической комедии, одновременно похожее на гайдаевского «Пса Барбоса…», немые фильмы Бастера Китона и экранизацию геймплейно простенькой, но безумно увлекательной компьютерной игры с интересными механиками. Представьте: черно-белая картинка, никаких слов, главный герой в заснеженном лесу пытается добывать тушки бобров, зайцев и енотов (актеры в ростовых костюмах), чтобы достичь своей цели — вернуть бочку с сидром из логова бобров. Гомерически смешная картина и, пожалуй, лучшее, что случилось с ММКФ в этом году. Забавно, что первый показ состоялся в дебютный день — создалось впечатление, что на этом фестиваль можно и закрывать.

В других программах тоже есть примечательные фестивальные новинки. Впрочем, это не касается постапокалиптической итальянской фэнтези-драмы «Волчица Нина» — чего-то вроде бюджетных «Сумерек» без Роберта Паттинсона, но с шайкой грязных бесноватых ублюдков-мародеров. Лучше бы вместо видеоряда включили клип Авроры Running With the Wolves.

В программе «Взрослым о детях» есть самый фестивальный из всех фестивальных фильмов — «Другой сын». Это полуторачасовая драма из конкурса смотра в Сан-Себастьяне о парне, который пытается пережить трагическую смерть брата. Он не плачет, дома его за это корят, а эмоции сводят его с бывшей девушкой брата. И вот он, одолеваемый терзаниями, пытается строить жизнь по-новому, опираясь на то, на что опираться вроде бы нехорошо (а кто, собственно сказал?). До финала можно было вполне равнять с «Близко» Лукаса Донта, но концовка подкачала: слишком уж безосновательно счастливо все разрешается.

В конце второго дня показали испанский хоррор «Ожидание» — прекрасное антикоррупционное пособие с незамысловатым сюжетом: мужчина организует охоту, берет взятку, чтобы вместить побольше участников, а судьба наказывает его по всей строгости закона божьего, насылая на него нескончаемые проклятья. На фоне однотипных фильмов ужасов, выходящих в российский прокат, «Ожидание» имеет несколько очков форы. Прежде всего, за удивительную гнетущую атмосферу, пару выломанных черепушек и сухое пустынное окружение. Да и очередное напоминание о том, что взятки брать нехорошо, явно никому не повредит.

Третий день подарил еще две ожидаемых премьеры — американский триллер «Идеальный лжец» и европейскую анимацию из Канн «Марс Экспресс». Первый — вольная интерпретация «Паразитов», в которой герой Питера Сарсгаарда устраивается на работу поваром в дом зажиточного и очень мягкого бизнесмена в самый разгар испанки и постепенно выкуривает его сначала из жилища, а затем и из мира сего. Увлекательная крамола, но не более.

От мультфильма «Марс Экспресс» ожидания были высокими — все-таки авторская европейская анимация временами выдает маленькие шедевры. Вспомните хотя бы «Я потеряла свое тело» Жереми Клапена. Абсолютно азимовский по духу и содержанию «Марс Экспресс» снял другой Жереми, Перен. Получилось не слишком поэтично, но визуально оригинально. Здешний мир похож на развитую футуристическую киберпанк-вселенную «Бегущего по лезвию». Оказалось, что большего-то лента предложить и не может: андроиды опять обретают сознание, на сей раз благодаря талантливым хакерам, и бунтуют против всего человеческого. Сюжет стар как мир. Ну или как Айзек Азимов. Кстати, «Марс Экспресс» выйдет в российский прокат уже 8 мая — сходите, чтобы оценить визуально насыщенный мир между Марсом и Землей.