Найти тему
УХО ВОЙНЫ

Бетонные гиганты морей. История и судьба железобетонного флота

Оглавление

Веками человечество создавало разнообразные суда, чтобы покорять водные просторы. Изначально для этого использовали древесину — она была доступна и подходила для строительства лучше всего. Потом на смену пришла сталь, но поиски не прекратились. В двадцатом веке бетон стал новым словом в мире кораблестроения.

Бетон оказался выгоднее дерева: он не подвержен гниению, не боится огня и достаточно прочен. Но к бетонным кораблям пришлось обратиться не из-за изобилия — во время Первой мировой войны возник дефицит стали и нехватка торговых судов.

История бетонных кораблей началась в девятнадцатом веке, когда мир искал замену деревянным кораблям. Сталь была хорошим выбором, но её стоимость и сложность обработки были высоки. Поэтому продолжались поиски более доступного и практичного решения.

Бетон стал неожиданным решением. В середине 1850-х годов французский изобретатель Жан-Луи Ламбо представил на Парижской выставке свой проект гребной лодки, который привлек внимание уникальным материалом и методом изготовления.

-2

Лодка, созданная Жаном Луи Ламбо, имела особенность: её скелет был выполнен из сетки, обработанной цементом. Это изобретение Ламбо представил как революционную альтернативу дереву. Многие изобретатели по всему миру проявили интерес к этой идее и начали разрабатывать свои версии лодок и яхт. Однако вскоре энтузиазм угас, и проект ушёл в забвение, что было типично для того времени быстрого технологического прогресса.

Американские бетонные корабли

В начале двадцатого века мир вновь обратился к идее использования бетона в кораблестроении. Это было вызвано не изобилием, а необходимостью: бедные страны, такие как Турция и Китай, уже строили бетонные корабли в ограниченном количестве.

С началом Первой мировой войны возникла острая нехватка стали и торговых судов. Военные грузоперевозки увеличивались, а корабли терялись в бою или захватывались врагом. В ответ на это с 1915 года страны с развитой экономикой начали активно строить железобетонные корабли.

До конца войны в 1919 году такие корабли строились в США, Великобритании, Германии и других странах. Было построено более тысячи бетонных судов разного назначения с общим тоннажем свыше 600 тысяч тонн. Но с окончанием войны интерес к бетонным кораблям снова пропал.

-3

Самым знаменитым примером использования бетона в кораблестроении стали корабли, созданные в США во время Первой мировой войны. Проект норвежца Николая Фегнера, который в 1917 году построил бетонное судно “Намсенфьорд” длиной 26 метров и водоизмещением 400 тонн, вызвал восторг в Америке.

Вдохновленные норвежским успехом, американцы построили еще более масштабное судно — в марте 1918 года был запущен сухогруз “Faith”. Этот корабль имел длину более 100 метров и водоизмещение 6125 тонн, а его двигатели развивали мощность 1760 лошадиных сил. “Faith” стал доказательством перспективности бетона в кораблестроении.

Президент Вудро Вильсон поддержал идею строительства 24 бетонных кораблей, что должно было усилить торговый и вспомогательный флоты США. Проект обошелся в 50 миллионов долларов, что с учетом инфляции равняется более 11 миллиардам современных долларов. Однако активное строительство началось уже после окончания войны.

В итоге было построено только 12 из 24 запланированных кораблей, и все они вступили в строй уже после войны. Информация о судьбе каждого из этих кораблей доступна в интернете. Отмечу, что “Faith”, первый сухогруз, построенный до начала программы, прослужил недолго и затонул у берегов Кубы в 1921 году.

-4

Во время Второй мировой войны возрос интерес к строительству бетонных кораблей. США смогли построить 24 таких судна между 1942 и 1943 годами. Благодаря улучшенным технологиям, новые корабли были более надежными и легче предыдущих моделей.

К середине 1943 года все заказанные корабли были готовы, причем на строительство одного уходило меньше месяца. Два бетонных корабля были затоплены американцами как преграды во время десантной операции в Нормандии. Некоторые из выживших кораблей послужили волнорезами. Корабль “Quartz”, переживший войну, использовался в ядерных испытаниях на атолле Бикини для оценки уровня разрушений от ядерного взрыва.

Преимущества и недостатки бетонных кораблей

Бетонные корабли начала 19-го века часто использовались для транспортировки угля, нефти и сыпучих грузов, таких как сахар, благодаря отсутствию проблем с конденсатом, характерных для стальных судов. Это делало их идеальными для перевозки влагочувствительных товаров.

Основные преимущества бетонных кораблей включали низкую стоимость строительства и возможность использования рабочей силы без специальной подготовки, что позволяло не отвлекать квалифицированных работников с традиционных верфей. Кроме того, бетон устойчив к коррозии и огню, что также считалось большим плюсом. Простота конструкции способствовала сокращению времени на строительство.

Однако у бетонных кораблей были и недостатки. Для достижения прочности, сопоставимой с металлическими кораблями, стенки бетонных судов делали гораздо толще, что увеличивало их вес и осадку, снижая проходимость в мелководных водах, каналах и реках. Также большая толщина стенок уменьшала полезный объем грузовых отсеков.

-5

Бетонные корабли оказались тяжелее стальных, и чтобы они могли нести такой же груз, их размеры должны были быть больше. Это увеличивало их сопротивление в воде и требовало более мощных двигателей, что делало их использование менее выгодным.

Бетон хорошо выдерживает неподвижные нагрузки, но может легко повредиться при ударах. Как пример, американский сухогруз “Cape Fear”, спущенный на воду в 1919 году, затонул уже в следующем году после столкновения с другим кораблем, утонув всего за три минуты с 19 членами экипажа на борту.

Опыт мировых войн показал, что бетонные корабли лучше всего подходят для доковых и несамоходных судов, таких как шаланды, баржи и паромы. Они могут долго обходиться без обслуживания, не подвержены ржавчине и требуют меньше ремонта, выдерживая десятилетия эксплуатации.

После Второй мировой войны интерес к бетонным кораблям угас, и сегодня они привлекают внимание лишь отдельных энтузиастов. Но железобетонные плавучие сооружения, такие как доки и дебаркадеры, остаются экономичными благодаря простоте строительства, прочности и низким затратам, что позволяет им оставаться актуальными и сегодня.