Сериал основан на серии игр, действия которых разворачиваются в постапокалиптическом мире, где остатки человечества пытаются выжить после глобальной ядерной войны, уничтожившей большую часть населения планеты.
Впервые о существовании этих игр я узнала примерно на этапе анонса сериала, хотя отдельные элементы, например, Волт-Боя (изображение типичного обитателя убежища) или силовую броню, я как будто встречала в информационном пространстве, но никогда не придавала им значения и путала с “Warhammer”. Поэтому для меня сериал - чистый лист без ожиданий и эмоциональной связи. Насколько мне известно, действия сериала не экранизируют игры, но находятся с ними в одной вселенной. Что это значит для рядового зрителя? Ничего. Но для фанатов это повод поискать несостыковки в лоре и хронологии (чем они уже и занялись), а для авторов дополнительная реклама новой части игры (Fallout 5), которая уже анонсирована.
Итак, сериал повествует о жизни и приключениях четырех героев, являющимися “представителями” той или иной “фракции”, которые образовались после уничтожения человечества. Трое из них охотятся за макгаффином, вокруг которого и строится весь сюжет, попутно отвлекаясь на всякие дополнительные квесты. Люси Маклин - обитательница Убежища, в которые спрятались некоторые люди, чтобы пережить ядерный удар, и находящиеся там до сих пор. Комсомолка, спортсменка и просто красавица. Именно она будет главным проводником для зрителя по миру “Фоллаута”. Выросшая в Убежище, она ничего не знает о мире за его пределами, но ввиду обстоятельств Люси покидает его и её наивные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости подвергаются проверке на прочность и где-то дают трещины и разрушаются. Её брат, Норм Маклин, остается в Убежище и его, хоть и небольшая, сюжетная линия посвящена разгадке тайн Убежищ, с которыми всё не так просто как кажется, и в конце отлично дополняет финальный твист.
Третий герой - Максимус, сквайр Братства Стали, целью которого являются сбор и сохранение довоенных технологий, а если проще это секта солдат с псевдосвященной миссией, существующая “сама в себе”, со своими представлениями о том, как именно нужно спасти мир. Братство держится на фанатизме своих последователей, и Максимус до поры до времени разделяет веру своих сослуживцев, однако, сталкиваясь с “реальным миром”, как и Люси, и Норм, пересматривает свою слепую веру и убеждения. Пожалуй, именно Максимус для меня является самым неоднозначным персонажем, не потому что он скучноват, как многие пишут в отзывах, а потому что я так и не поняла, кто он такой. Не могу назвать его отрицательным героем и плохим человеком: он много раз спасает Люси и каким-никаким представлениям о рыцарстве соответствует. Однако, и хорошим тоже: он позволяет умереть своему паладину, к которому приставлен как оруженосец, и забирает его броню, потому что считает себя “истинно верующим” и потому справится с его работой лучше, то есть банально из-за зависти. И зависть - то чувство, которое вызывает в нём неконтролируемый гнев и жестокость и которое сопровождает его весь сюжет. Создается впечатление, что злого умысла и глобальных злодейских планов у Максимуса нет, он глуп, прост как пять копеек и жесток стихийно, на волне эмоций здесь и сейчас. И всё вместе это вызывает некоторое отвращение. Что хотели сказать авторы этим персонажем, до конца не понятно, но, возможно, нам раскроют его глубже во втором сезоне.
И наконец четвертый главный герой, тот, ради которого мы все здесь собрались и который крадет каждую секунду своего экранного времени, встречайте - Гуль, он же Купер Говард. Ему принадлежат две временные линии: в прошлом - Купер Говард, актер вестернов, ветеран войны, любящий муж и отец; в настоящем - мутант со способностью к регенерации, охотник за головами, житель “реального мира”, именуемого Пустошами. Эти временные линии противопоставлены друг другу и показывают зрителям, насколько сильно жестокие безжалостные условия могут менять людей. Купер Говард - хороший человек со своими принципами, пытающийся разобраться в том заговоре, в который оказывается втянут не по своей воле. В то время как Гуль - жестокий и циничный головорез, готовый на всё ради выживания. Этот контраст и харизма Уолтона Гоггинса делают Гуля лучшим персонажем шоу. Изменение под гнетом обстоятельств - основная тема сериала, и все герои так или иначе испытывают эти изменения на себе и служат иллюстрацией мысли авторов.
Сериал в итоге вышел довольно хорошим, что для многих стало неожиданностью, так как адаптации игр редко бывают удачными. Мне было интересно его смотреть, однако, особого места в моем сердце он не занял (в отличие от того же “Halo”, который во многом проигрывает, в том числе сюжетно). В первых отзывах “Фоллаут” сравнивали с “Миром Дикого Запада” (англ. Westworld) до того, как тот потерял собственную нить повествования (первые два сезона), и это небезосновательно. Во-первых, создатели “Мира” приложили руку и к этому сериалу, а потому похожие черты не удивительны, во-вторых, некоторые персонажи (Люси - Долорес, Гуль - Человек в черном) и общая атмосфера первых серий сильно повторяют “Мир”. Однако, чем дальше, тем больше отличий. И одно из этих отличий - это тон. В “Фоллауте” много юмора, чаще всего черного, и какого-то игрушечного насилия” как в фильмах Тарантино: неправдоподобное море крови и оторванные конечности. Кроме того “Фоллаут” не может похвастаться такой глубиной поднимаемых тем и не настолько сильно увлекается интригой и погружением в собственные загадки, он проще, но едва ли это минус.
И отдельно хочется обсудить эстетику сериала. У авторов уже была готовая вселенная со своим уникальным лором, тем не менее это не значит, что легкая для экранизации. Вселенная Fallout объединяет в себе несколько стилей: ретрофутуризм, вестерн, постапокалипсис и атомпанк. И если в играх, то есть в анимации, всё это разнообразие мирно уживается, с форматом “живого” кино сложнее, и авторы сериала, наверное, сделали всё, что было в их силах. Как бы в итоге “Мир Дикого Запада” не закончил, отрицать его невероятную эстетику невозможно: теплота и грязь вестерна гармонично смотрится на фоне холодного вычищенного до блеска минимализма будущего. И гармоничность - это то, чего не хватает “Фоллауту”: в нем безумное количество маленьких и больших лорных деталей и отдельно его элементы смотрятся удачно, но всё вместе либо превращается в уродливое лоскутное одеяло, либо становится максимально обезличено, теряя всякий стиль. Обычно мне тяжело выбрать кадры для статьи, потому что большое количество красивых сцен, которые хочется отметить, здесь же мне было тяжело, потому что их слишком мало: больше всего запоминаются флешбэки а-ля Америка 50-х и казарма Братства Стали. И, пожалуй, именно отсутствие эстетики и собственного запоминающегося стиля - это причина, по которой для меня сериал при всех своих плюсах, коих огромное количество (персонажи, сюжет, лор), в список любимых проектов не вошел. Тем не менее я рада, что второму сезону быть, хотя я его не жду, смотреть, конечно же, буду.