1837 год считается годом начала железнодорожных перевозок в Российской империи.
Железная дорога в стране появилась несмотря на сопротивление консервативного общества.
К слову - именно консерватизмом части населения объясняются некоторые нелогичные решения при прокладке сети железных дорог в стране.
Например: в 1861 году современный город Ногинск (в XIX веке - Богородск), лишился железной дороги благодаря тому, что проект прохождения через город железной дороги местные фабриканты отклонили, опасаясь, что “железная дорога пожжет на дрова все леса и тем лишит фабрики отопления” и линия прошла через станцию Стёпаново (ныне Фрязево), в 18 верстах от Богородска.
Правда позже здравый экономический расчет взял верх и в 1885 году под финансовые гарантии Богородско-Глуховской мануфактуры, менее чем за полгода была проложена ветка от Стёпаново до Богородска. И до сих пор - Ногинск довольствуется лишь тупиковой веткой от основной магистрали.
Вы уже подписались на наш канал? Если нет, сейчас самое время сделать это. СПАСИБО.
Поставьте лайк этому материалу, чтобы не забыть это сделать потом. А если не понравится - просто удалите свой лайк.
Нас всегда можно найти:
Новостная группа в Телеграм
Группа в VK
Канал в Дзен
Канал на Rutube
Канал в YouTube
А еще мы есть на Boosty
Первая в Российской империи, ставшая, к слову, шестой в мире, железная дорога была проложена из Санкт-Петербурга в Павловск, через Царское Село
Именно от дня ее торжественного открытия – 30 октября 1837 года и ведут свою историю железнодорожные перевозки в России.
Правда нашлись среди власть предержащих и скептики. Например министр финансов Егор Францевич Канкрин язвил:
«В других государствах железными дорогами связывают промышленные пункты, у нас же выстроили такую в трактир».
В трактир?
Здесь будет уместно вспомнить историю происхождения слова Вокзал:
В современном русском языке слово вокзал обозначает комплекс из одного или нескольких зданий и сооружений, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа.
Слово «воксал» произошло от английского Vauxhall — названия общественного сада, располагавшегося в одноимённом пригороде Лондона. Во второй половине XVII века оно стало именем нарицательным для публичных увеселительных заведений.
А как же тогда увеселительное заведение стало железнодорожным вокзалом?
При создании в 1830-х годах первой в России Царскосельской железной дороги в Павловске, для привлечения пассажиропотока было построено здание развлекательного назначения, названное «Воксалом», в комплекс которого входили ресторан, гостиница, зал для концертов и балов, а также железнодорожные билетные кассы.
Через пару десятилетий название известного Павловского музыкального вокзала стало применяться в качестве нарицательного обозначения крупной железнодорожной станции.
Получается что благодаря России у слова “вокзал” появилось новое значение - «здание железнодорожной станции».
ВЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЗНАЕТЕ:
1836 -1837 г. - в Петровском парке был построен Петровский воксал, помещение для общественных балов, маскарадов, концертов и театрализованных представлений.
Он был возведен по проекту архитектора М. Д. Быковского по образу уже не сохранившихся к тому времени "воксалов" Грога в Нескучном саду и Медокса в Таганской части.
В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи: на деньги польских банкиров была построена линия от Варшавы до Скерневице. В 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия) и стала именоваться Варшаво-Венской железной дорогой.
13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие Николаевской железной дороги — третьей по счёту железной дороги в Российской империи, построенной для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой.
Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения
При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) - впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм).
17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, "приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений". Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока. Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября 1916 года.
Идею первой частной дороги в России продвинул Фёдор Васильевич Чижов.
Его основными аргументами за строительство частных дорог были:
«Правительство, владея дорогами, … не будет иметь в виду так исключительно свою выгоду, как частная компания, но зато издержки чиновничьего управления непременно будут далеко выше, и поневоле надобно будет держать тариф высоко, чтоб возместить высокие расходы…
Второе … – это чиновничьи злоупотребления в отношении к отправителям товаров и… к пассажирам. При частных обществах есть кому жаловаться, – правительство является третейским судьею, которому нет повода оправдывать беззакония или беспорядки железнодорожных управлений… Желание избежать гласных печатных нападок невольно заставляет брать сторону жалующихся. А при правительственном управлении жалоба на управление есть, если не прямая, то косвенная жалоба на само правительство, и это последнее, по общечеловеческой слабости, непременно старается … защитить своих служащих».
Чижову удалось привлечь к строительству первой частной дороги предпринимателей и промышленников.
В 1858 году Чижов познакомился с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и костромскими дворянами братьями Шиповыми он учредил Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое были привлечены винные откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Целью создания общества была постройка первой частной железной дороги силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.
Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст.
В июле 1858 года было получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ.
Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года.
Дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.
В 1870 году дорога была продолжена от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году была закончена постройка узкоколейной дороги до Вологды.
В августе 1869 года умер основатель династии Мамонтовых — Иван Фёдорович и по протекции Чижова его место занял сын Ивана Федоровича - Савва Иванович Мамонтов, в заслугу которому можно смело ставить факт продления дороги до Архангельска в 1897 году.
На этом, пока, все...
Хорошего вам дня и интересных путешествий.
Оставайтесь с нами и не забывайте про алгоритм: поставить лайк публикации, подписаться на канал и поделиться в комментариях своим мнением.
Если у вас возникло желание поддержать наш канал - сделать это очень просто, отправив пожертвование на карту по указанному номеру телефона: