Найти тему
WAKEUPMEN CLUB

"Воксал" или первые железные дороги в Российской империи.

1837 год считается годом начала железнодорожных перевозок в Российской империи.

Железная дорога в стране появилась несмотря на сопротивление консервативного общества.

К слову - именно консерватизмом части населения объясняются некоторые нелогичные решения при прокладке сети железных дорог в стране.

Например: в 1861 году современный город Ногинск (в XIX веке - Богородск), лишился железной дороги благодаря тому, что проект прохождения через город железной дороги местные фабриканты отклонили, опасаясь, что “железная дорога пожжет на дрова все леса и тем лишит фабрики отопления” и линия прошла через станцию Стёпаново (ныне Фрязево), в 18 верстах от Богородска.

Правда позже здравый экономический расчет взял верх и в 1885 году под финансовые гарантии Богородско-Глуховской мануфактуры, менее чем за полгода была проложена ветка от Стёпаново до Богородска. И до сих пор - Ногинск довольствуется лишь тупиковой веткой от основной магистрали.

Железная дорога прошла в обход Ногинска(Богородска), а могла бы пройти через город.
Железная дорога прошла в обход Ногинска(Богородска), а могла бы пройти через город.
Вы уже подписались на наш канал? Если нет, сейчас самое время сделать это. СПАСИБО.
Поставьте лайк этому материалу, чтобы не забыть это сделать потом. А если не понравится - просто удалите свой лайк.
Нас всегда можно найти:
Новостная группа в Телеграм
Группа в VK
Канал в Дзен
Канал на Rutube
Канал в YouTube
А еще мы есть на Boosty

Первая в Российской империи, ставшая, к слову, шестой в мире, железная дорога была проложена из Санкт-Петербурга в Павловск, через Царское Село

Именно от дня ее торжественного открытия – 30 октября 1837 года и ведут свою историю железнодорожные перевозки в России.

Правда нашлись среди власть предержащих и скептики. Например министр финансов Егор Францевич Канкрин язвил:

«В других государствах железными дорогами связывают промышленные пункты, у нас же выстроили такую в трактир».

Граф Канкрин Е. Ф.
Граф Канкрин Е. Ф.

В трактир?

Здесь будет уместно вспомнить историю происхождения слова Вокзал:

В современном русском языке слово вокзал обозначает комплекс из одного или нескольких зданий и сооружений, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа.

Слово «воксал» произошло от английского Vauxhall — названия общественного сада, располагавшегося в одноимённом пригороде Лондона. Во второй половине XVII века оно стало именем нарицательным для публичных увеселительных заведений.

А как же тогда увеселительное заведение стало железнодорожным вокзалом?

При создании в 1830-х годах первой в России Царскосельской железной дороги в Павловске, для привлечения пассажиропотока было построено здание развлекательного назначения, названное «Воксалом», в комплекс которого входили ресторан, гостиница, зал для концертов и балов, а также железнодорожные билетные кассы.

“Воксал”  в Павловске.
“Воксал” в Павловске.

Через пару десятилетий название известного Павловского музыкального вокзала стало применяться в качестве нарицательного обозначения крупной железнодорожной станции.

Получается что благодаря России у слова “вокзал” появилось новое значение - «здание железнодорожной станции».

Чертёж Павловского вокзала. 1872 г.
Чертёж Павловского вокзала. 1872 г.
ВЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЗНАЕТЕ:
1836 -1837 г. - в Петровском парке был построен Петровский воксал, помещение для общественных балов, маскарадов, концертов и театрализованных представлений.
Он был возведен по проекту архитектора М. Д. Быковского по образу уже не сохранившихся к тому времени "воксалов" Грога в Нескучном саду и Медокса в Таганской части.
Архитектор М.Д. Быковский. "Воксал" в Петровском парке.
Архитектор М.Д. Быковский. "Воксал" в Петровском парке.

В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи: на деньги польских банкиров была построена линия от Варшавы до Скерневице. В 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия) и стала именоваться Варшаво-Венской железной дорогой.

Венский вокзал (Варшава), откуда начиналась дорога.
Венский вокзал (Варшава), откуда начиналась дорога.

13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие Николаевской железной дороги — третьей по счёту железной дороги в Российской империи, построенной для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой.

Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения

При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) - впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм).

17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, "приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений". Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока. Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября 1916 года.

Идею первой частной дороги в России продвинул Фёдор Васильевич Чижов.

Фёдор Васильевич Чижов (1811—1877) — русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.
Фёдор Васильевич Чижов (1811—1877) — русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.

Его основными аргументами за строительство частных дорог были:

«Правительство, владея дорогами, … не будет иметь в виду так исключительно свою выгоду, как частная компания, но зато издержки чиновничьего управления непременно будут далеко выше, и поневоле надобно будет держать тариф высоко, чтоб возместить высокие расходы…

Второе … – это чиновничьи злоупотребления в отношении к отправителям товаров и… к пассажирам. При частных обществах есть кому жаловаться, – правительство является третейским судьею, которому нет повода оправдывать беззакония или беспорядки железнодорожных управлений… Желание избежать гласных печатных нападок невольно заставляет брать сторону жалующихся. А при правительственном управлении жалоба на управление есть, если не прямая, то косвенная жалоба на само правительство, и это последнее, по общечеловеческой слабости, непременно старается … защитить своих служащих».

Чижову удалось привлечь к строительству первой частной дороги предпринимателей и промышленников.

В 1858 году Чижов познакомился с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и костромскими дворянами братьями Шиповыми он учредил Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое были привлечены винные откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Целью создания общества была постройка первой частной железной дороги силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст.

В июле 1858 года было получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ.

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года.

Дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году дорога была продолжена от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году была закончена постройка узкоколейной дороги до Вологды.

Прибытие первого поезда в Сергиев Посад (ст. Сергиево) в 1862 году.
Прибытие первого поезда в Сергиев Посад (ст. Сергиево) в 1862 году.

В августе 1869 года умер основатель династии Мамонтовых — Иван Фёдорович и по протекции Чижова его место занял сын Ивана Федоровича - Савва Иванович Мамонтов, в заслугу которому можно смело ставить факт продления дороги до Архангельска в 1897 году.

М. А. Врубель. Портрет Саввы Мамонтова. 1897
М. А. Врубель. Портрет Саввы Мамонтова. 1897

На этом, пока, все...

Хорошего вам дня и интересных путешествий.

Оставайтесь с нами и не забывайте про алгоритм: поставить лайк публикации, подписаться на канал и поделиться в комментариях своим мнением.

Если у вас возникло желание поддержать наш канал - сделать это очень просто, отправив пожертвование на карту по указанному номеру телефона:

-10