Снова виртуально гуляем по Эрмитажу (здесь начало) и смотрим картины, ради которых каждый день приходят посетители, чтобы увидеть шедевры своими глазами. Каждый из них точно останется в памяти, а иногда окажется тем магнитом, который заставит посещать музей, чтобы увидеть только одну работу, постоять около неё, рассмотреть все детали и понять замысел художника. Когда появилась первая статья, то мне писали, что приходят в Эрмитаж ради одного произведения. И это понятно, и нисколько не странно: это говорит о том, что произведения захватывают внимание, и это позволяет лучше понять именно себя и свои чувства. Иногда картины способны многое рассказать о нас самих, и это настоящая ценность. Эмоциональный и волнующий диалог с художником, это порой некоторая психотерапия, а иногда просто потребность в чём-то прекрасном и эстетичном, то что успокаивает и уравновешивает, и определяет нашу тягу к познанию красоты и совершенства. Так какие же картины отвечают этим серьёзным запросам? Продолжим говорить об этом.
Глава первая: великий Тициан в Эрмитаже
1.Кающаяся Мария Магдалина, Тициан
Сразу три картины и один знаменитый художник, который их объединяет, — это Тициан. Художник известный, неповторимый, певец Высокого Возрождения. Стоит ли говорить, что это подлинный мастер, из-под руки которого выходили шедевры за шедевром. Думаю, все слышали его имя. Тициан — титан эпохи Возрождения, и так нам повезло, что в Эрмитаже есть его картины и смотреть их одно удовольствие.
В интересах художника была религия и мифология, иногда он писал и портреты, что сделало его богатым и влиятельным. Картина Кающаяся Мария Магдалина, относится к религиозным темам. Думаю, не надо уточнять, что это за девушка и какую роль она сыграла. Обратимся сразу к замыслу художника и поговорим о самой модели, позирующей для этого полотна.
В картине многих поразила эмоциональность и откровенность, с которой написана Мария. Художник написал картину в поздний период (ок.1560 года) своего творчества, когда его дар как живописца достиг наивысшего расцвета. Можно сказать, художник уже ничего не боялся и изобразил образ таким, каким его представлял. Одежда несколько откровенна, но её взгляд раскаявшегося человека создаёт ей образ, близкий к мученикам и тем, на кого снизошло благословение.
Многие модели, которые позировали живописцу, так и остались неизвестными, но это не тот случай. Моделью выступила Джулия Фестина.Художник нашёл в ней свой идеал красоты; прекрасные формы, белая кожа и золотистые волосы, но главное — экспрессия в мастерски написанном лике последовательницы Христа: всё это настолько понравилось людям, что художнику заказывали копии этой картины. Поговаривают, что Тициан при смерти держал эту картину в руках. Так ли это или нет, мы уже не узнаем, а знаем, что её выкупил Николай I, сделав её частью эрмитажной коллекции.
Картину интересно разглядывать, особенно пейзаж и религиозные атрибуты. А ещё искусствоведы отмечают, что в ней есть элемент, говорящий о том, что художник предвосхитил импрессионизм. Гений, одним словом! Ну а что это за деталь, попробуйте догадаться, посетив Эрмитаж, зал Тициана.
2.Даная, Тициан
"Данаю" Рембрандта знают все, но у Тициана есть тоже не менее прекрасная картина, посвящённая известному мифологическому сюжету. Напомню сюжет.
У древнегреческого царя, очень известного по имени Акрисий родилась красавица- дочь, но так получилось, что царю предсказали: внук, рождённый от Данаи, его убьёт. Царь испугался этого и запер красавицу. В неволе к ней явился бог Зевс. Девушку хоть и спрятали от мужчин, но от бога не спрячешь. Глава Олимпа проник в комнату золотым дождём, и вскоре девушка родила знаменитого античного героя Персея. И, как вы понимаете, чего боялся царь, то и навлёк на себя.
Кто только не писал Данаю, но известными стали те, что находятся в Эрмитаже, вот так нам повезло! И их очень интересно сравнить. Тициан стремился показать её страдающей красавицей, а вот Рембрандт создал образ более спокойный. Но то, что обе они получились запоминающимися, — это бесспорно!
3. Святой Себастьян, Тициана
Наиболее поздняя работа художника, когда он экспериментировал и отошёл от своего привычного почерка. Этому святому художник посвящал не одну работу. Почему? Этот вопрос риторический. Но, вернувшись к его образу спустя многие года, он создал Святого уже более трагическим, скорей всего художник полностью его переосмыслил. Это переосмысление мы можем найти в музее. Нужно постоять возле полотна и задать себе вопрос: чем так сильно интересовал этот мученик Тициана?
Напомню. Святой Себастьян вошёл в историю как казнененый из-за того, что принял христианство, а ведь был римским воином. Его смерть за свои взгляды была ужасной, его пронзило множество стрел. Безмятежное лицо и такая участь прописана художником в более изменённой манере письма, и это очень интересно. Можно сравнить его ранние и поздние работы, особенно те, что посвящены этому святому. Больше никакого подражания своим учителям, только собственный взгляд, взгляд, который опередил время. Чтобы понять это, нужно смотреть картину издалека, как и многие картины импрессионистов.
Глава вторая: Рубенс в Эрмитаже
4.Снятие с креста, Рубенс
Очень впечатляющее большое полотно, которое не терпит быстрого просмотра, работа не менее известного Рубенса. Да, он прославился пышными женщинами, в которых заключался идеал женской красоты эпохи Барокко. Но так как художники часто писали и на религиозные темы, Рубенс не стал исключением.
Находится картина в здании Нового Эрмитажа, в зале Рубенса. Произведение было приобретено для коллекции Александром I. Картины на этот сюжет, описанный сразу в 4 Евангелиях, писали многие художники. Эта тема была важной в живописи. Сам художник написал не менее четырёх картин, а эта работа является частью триптиха и стала самой известной и находится теперь в Эрмитаже. Как отмечают специалисты, здесь главный герой не сам Иисус, а те люди, которые его окружают. Их лица говорят о многом. Здесь же есть и предметы Страстей Господних, и нет пейзажа, который бы отвлекал внимание от блестящей композиции. Лицо Сына Божьего полностью умиротворённо, что создаёт ощущение полного принятия и смирения перед искупающей грехи смертью.
Самое важное, что есть в картине, — это её художественная завершённость и гармоничность.
5.Союз Земли и Воды, Рубенс
Картина на мифологический сюжет, а мифология не менее популярна в живописи. Эта работа ещё раз подтверждает, что Рубенс — это Великий мастер эпохи барокко, которое пришло на смену Возрождению.
Чем это полотно должно нас заинтересовать? А тем, что в него художник вложил ещё и политический смысл, и, быть может, этот смысл актуальный и для наших дней. Давайте посмотрим внимательно на него, в нём не только художественная ценность, но и призыв к миролюбию.
Картина носила название "Шельда и Антверпен". Первое название реки, второе— города. Работа аллегорична, так мужчина с трезубцем — это бог Нептун, повелитель морей, а рядом с ним женщина— богиня плодородия Кибела, которую венчает богиня победы Виктория. Таким образом, художник изобразил единение этих двух стихий и что, если они не будут спорить друг с другом, это и будет победа, которая принесёт радость и мир всем. Но вернёмся к политическому контексту. Эта мечта о победе и примирении двух стихий, относилась к большому желанию фламандцев наконец-таки снять голландскую блокаду реки Шельды, чтобы получить наконец-таки выход к морю. Вот так вот живописец заложил важный посыл в живописи, что опередило время, ведь мало художников писали картины на актуальные темы в те времена.А здесь мы видим призыв, чем пользуются современные концептуалисты.
Подводя итог, скажу: в Эрмитаже много шедевров, картин, которые на любой вкус и предпочтения, и ради некоторых точно можно сходить не один раз, и каждый из этих походов вам запомнится точно. Открою секрет: много ценителей искусства порой и ходят ради только одной картины, и это великолепно, так как есть такие шедевры, которые нужно рассматривать, и каждый раз вы откроете для себя что-то новое. Вот тянет к картине, идите, наблюдайте свои чувства и слушайте свои мысли. Вы откроете порой самих себя, и это очень интересно.
Спасибо за внимание, спасибо, что читаете. Пишите в комментариях, есть ли у вас такая картина, ради которой вы можете отправиться в музей и как меняется ваше восприятие её. Это очень интересно.
Всем прекрасной рабочей недели, пусть всё получается легко и с вдохновением. До встречи в следующих публикациях!
Подписывайтесь также на мой вдохновляющий
телеграм канал, чтобы знать как создаются шедевры, в чем секрет вдохновения, и какие романы рождали великие произведения искусства.Всем буду признательна и очень рада!