Конный спорт развит в России и в СССР с давних времен. Не все было просто и гладко в начале прошлого века в силу глобальных изменений в Российской империи. Однако, интерес к конному спорту был всегда.
Спортивная верховая езда, скачки, конноспортивные турниры были уделом боярской и дворянской знати. Первая официальная скачка в России состоялась в июле 1772 года под Петербургом в Красном Селе.
Первое скаковое общество было учреждено в 1826 году в г. Лебедяне Тамбовской губернии, в марте 1831 - Московское скаковое общество, а в 1834 году в Москве учреждается Общество поощрения рысистого коннозаводства и открывается Московский ипподром.
С 1841 года специальный комитет императорских царскосельских скачек стал ежегодно проводить под Петербургом скачки на призы, в которых в основном участвовали офицеры гвардейских кавалерийских частей. С организацией Царскосельского скакового общества конный спорт в России получает более широкое распространение. Значительную роль в его развитии играли также Московское, Варшавское и другие скаковые общества. Они проводили различные соревнования для офицеров и других спортсменов: скачки ездоков-охотников, состязания по выездке, конные пробеги и др.
И, конечно, со времен Петра I высшая знать приглашала лучших специалистов-конников из-за рубежа. Они не только готовили лошадей, но и тренировали спортсменов, вкладывая неоценимый вклад в формирование современной русской школы верховой езды.
Один из таких специалистов - Джеймс Филлис смог систематизировать методику подготовки и дрессуры и выездки лошадей и издал фантастически актуальную до наших дней книгу. О ней расскажу позже, а сейчас хотелось бы перейти к самому Филлису и его вкладу в развитие конного спорта.
В 1895 году в России была опубликована книга «Выездка верховой лошади по методике Филлиса», написанная подполковником Лундом, руководителем верхового отделения Придворной конюшенной части. Это издание стало началом формирования "школы выездки Филлиса".
Джеймс Филлис прибыл в Россию в конце 1897 года и выступал в цирке Чинизелли в Санкт-Петербурге. Предварительно он провел десять лет путешествуя по Европе, выступая, преподавая и привлекая внимание монархов различных стран, обучая офицеров кавалеристов, элиту Европы. Его цирковые выступления всегда проходили при полном аншлаге. Но, воспринимать его как дрессировщика-циркача в корне не верно.
Его выездка больше напоминает современное выступление в дисциплине КЮР, где он исполняет сложные элементы. Этим Филлис предвосхитил будущее. Первое выступление Филлиса можно представить, рассматривая афишу, где он исполняет принимание, пассаж, серпантин, менку ног на галопе, пируэты, уступки, контргалоп. Он воссоздал дрессуру эпохи Гериньера, демонстрируя Высшую Школу езды – испанский шаг и рысь сменялись курбетами и каприолями, галоп назад переходил в галоп на трех ногах, после чего лошадь выпрыгивала в баллотаду, а затем переходила в балансе, приземляясь на землю.
Подполковник Лунд, по воле Великого Князя Николая Николаевича (младшего), поручил Филлису заездку группы лошадей в Императорской Придворной конюшне в 1898 году. Джеймс Филлис работал с ними более двух месяцев, проводил занятия для офицеров кавалерии и был награжден орденом Св. Станислава III степени за свою работу. Благодаря рекомендации Лунда, в 1898 году он стал старшим Преподавателем верховой езды в Офицерской кавалерийской Школе.
В 1897 году Джеймс Филлис прибыл в Петербург для постоянного проживания и работы с семьей и четырьмя своими лошадьми: Жерминаль, Маркир, Поверо и Маэстосо. В его книге "Журнал выездки" из 1903 года описана подготовка двух из них - Маэстосо и Поверо. Сведений о дальнейшей судьбе лошадей Филлиса нет, но известно, что в 1904 году Поверо был продан иностранцу и отправился на Мыс Доброй Надежды после того, как князь Дмитрий Багратион активно тренировался на нем.
Джеймс Филлис покинул Россию в 1910 году.
Его лучшим учеником был В.А. Андреев, ставший личным берейтором Великого Князя Николая Николаевича, который стал главным учеником Филлиса после его приезда в Россию. Андреев был обычным призывником из Вологодской губернии, который достиг унтер-офицерского звания. Уже в то уже говорили о его выдающихся способностях как берейтора, включая информацию о том, что он умел исправлять лошадей, с которыми даже сам Филлис не мог справиться.
Однако о судьбе Андреева известно мало, и сведения о нем ограничены лишь фрагментами. Он активно преподавал в России в 1912-13 годах, выступая перед аудиториями в Москве, Киеве, Варшаве и Петербурге. После Гражданской войны он оказался в Европе, где, по всей видимости, успешно занимался торговлей. Один из его учеников, Алекс Вильямс, стал крупнейшим поставщиком русских лошадей из СССР в Европу. Например, лошадь Мезанин, доставленная в Бельгию, под управлением Селина Ван Белль стала многократным призером национальных конкурсов по выездке.
В 1901 году в Санкт-Петербурге выходит книга под названием "Основы верховой езды", написанная самым близким и талантливым учеником Филлиса - известным французским политиком Жоржем Клемансо. Эта книга была впервые опубликована в 1890 году и за десять лет переведена и издана во всех европейских странах. Один из основных недостатков нашего перевода - отсутствие литературной корректуры, делающего некоторые темы непонятными русскому читателю. Эта книга вдохновила Филлиса и в 1903м году он издал в Париже книгу "Журнал выездки", который не переводился на русский язык. В книге автор отразил свой опыт работы в конце 1890-х годов, время путешествий по Европе, выступлений и обучения в Венской классической Школе. Это произведение, хоть и дополняет работы Клемансо, но уже несёт в себе индивидуальные черты Мастера и его уникальные идеи.
Следующая работа Джеймса Филлиса будет выпущена только в 1914 году, после того, как Мэтр уже уйдет из жизни - руководство по подготовке лошадей для Французской кавалерии под названием "Правила выездки военных лошадей". Эта работа также не будет переведена на русский язык, хотя, вероятно, содержит опыт, полученный Филлисом во время работы в кавалерии нашей страны.
В те годы Филлис часто совершал поездки из России во Францию, проводя семинары для частных лиц и обучаясь сам у лучших мастеров. В книге «Всадник Европы» Габриэль Кортес описывает случай, когда Филлис, присутствуя на демонстрации работы конкуриста в Соммюре, попросился сесть на лошадь после впечатляющих прыжков. Однако его прыжковая езда провалилась, и Филлис взял уроки у офицеров Соммюра, осознав, что ошибки – неотъемлемая часть жизни, даже для великих людей.
Отзывы европейских мастеров о системе выездки Джеймса Филлиса в России подчеркивают его значимый вклад на международной арене, но одновременно указывают на разрушительное воздействие на русскую кавалерию: оно оценено как разрушительное. Келлер, например, высказал свое недовольство тем, что работа Филлиса привела к расколу и нестабильности в вопросах тренировки лошадей и обучения всадников. Вместо ожидаемой пользы для отечественной конницы, во всех кавалерийских полках началось хаос. Школа, игнорируя устав, то использует методику Филлиса, то от нее отказывается, то обучает молодых солдат езде без мундштуков, то на полном оголовье, то допускает верховую езду на длинных стременах, то настаивает на использовании слишком коротких, и так далее.
Л. Закржевский, один из известных кавалеристов того времени, отмечает главный недостаток работы Филлиса - отсутствие связи между манежными и полевыми приёмами езды. Это приводит к тому, что выездка постепенно теряет актуальность на поле весной и начинается заново в манеже осенью.
Джеймс Филлис ушел из жизни в 1913 году после операции на легких. С тех пор, как он вышел на пенсию, он получал постоянную поддержку от русского правительства, но основной источник дохода в последние годы были частные тренировки. В момент смерти его семья находилась на гастролях по Америке и впоследствии осталась там.
В 2019 году на Центральном Ипподроме в Москве в клубе «Прадар» был открыт величественный конный монумент Джеймса Филлиса.
Ну а теперь о книге. Мне в руки попало ее оригинальное издание на старом русском языке с знаками "Ять". Но, чтение было столь увлекательным, что я почти сразу перестала замечать эту особенность. Написана она легким языком. На момент ее первого прочтения я начала заниматься выездкой и попала в ученики к тренеру Антикяну Анатолию Арамовичу, берейтору олимпийской чемпионки Елены Петушковой. Он старательно переманивал меня из ЦСКА в Битцу и за несколько месяцев дал очень важные основы высшей школы.
"Лошадь должна быть продолжением всадника"
"Лошадь должна нести сама себя"
"Лошадь должна читать мысли всадника"
На его вороном Индексе я почувствовала это ощущение. И тут мне попадает в руки КНИГА. И, паззлы начинают складываться в картинку.
Увы, начался развал СССР, конного спорта, бизнес, перестройка и беспредел. Антикян уезжает в Японию, В ЦСКА меняется руководство, я начинаю скитаться по частным конюшням и даже "стою" на Центральном Московском Ипподроме, где руководителем стал выходец из ЦСКА Владимир Жуковский. В общем - свободное плаванье. И в итоге уход из конного спорта...
Но, воспоминание о книге - осталось. Я дала совет подруге найти ее в сети и начать "учить матчасть". Оказалось, что с тех пор было 2 переиздания на современном русском и с комментариями специалистов современности с учетом полученного мирового опыта.
В общем - рекомендую!!! И как "матчасть" и как руководство к работе с учениками и лошадьми.
Кстати! Интересно: первоначальное переиздание имело обложку со "странным" дизайном - местная лошадка под старинным седлом, а рядом - фигуры верховой езды. Как намек, что занимайтесь с клячей и она станет звездой высшей школы. Поэтому в новом издании дизайн изменили.
Удачи!