Найти в Дзене
Записки психолога

ЖЕРТВА ХРИСТА vs ЖЕРТВА КАРПМАНА.

Жертвенная любовь и позиция жертвы. Великий Пост вырулил на Страстную неделю, а значит, самое время поговорить о том, что является темой из тем и для психологов, и для христиан – о жертве, о жертвенной позиции и жертвенной любви. Много путаницы и необоснованных обвинений, как мне кажется, возникает по этому поводу. Хотя и из заголовка уже понятно, что между жертвенной любовью Христа и позицией жертвы по Карпману также мало общего, как между истиной и ложью. Но раз уж есть искажения, то давайте подробнее. Самый главный индикатор, на мой взгляд, это ДЕЙСТВИЕ. В позиции жертвы человеку важно страдать напоказ именно для того, чтобы ничего не делать и ничего не менять (поэтому на любую реальную возможность выхода из «страдания» он ответит «да, но…»). Христос в каждом Евангелии именно действует. Даже все Его слова – это по сути дела. И вслед за Христом, мы понимаем, что жертвенная любовь – это деятельная позиция (не там, где я страдаю, а там, где я действую). Кстати, со-страдание – это тоже

Жертвенная любовь и позиция жертвы.

Великий Пост вырулил на Страстную неделю, а значит, самое время поговорить о том, что является темой из тем и для психологов, и для христиан – о жертве, о жертвенной позиции и жертвенной любви.

В Покровском монастыре. Москва.
В Покровском монастыре. Москва.

Много путаницы и необоснованных обвинений, как мне кажется, возникает по этому поводу. Хотя и из заголовка уже понятно, что между жертвенной любовью Христа и позицией жертвы по Карпману также мало общего, как между истиной и ложью. Но раз уж есть искажения, то давайте подробнее.

Самый главный индикатор, на мой взгляд, это ДЕЙСТВИЕ.

В позиции жертвы человеку важно страдать напоказ именно для того, чтобы ничего не делать и ничего не менять (поэтому на любую реальную возможность выхода из «страдания» он ответит «да, но…»).

Христос в каждом Евангелии именно действует. Даже все Его слова – это по сути дела. И вслед за Христом, мы понимаем, что жертвенная любовь – это деятельная позиция (не там, где я страдаю, а там, где я действую). Кстати, со-страдание – это тоже действие.

Где-то рядом будет еще один важный признак – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

«Жертве» важно быть несчастной, чтобы не брать на себя ответственность за свою жизнь, слова, поступки (всегда виноват кто-то другой или обстоятельства).

Христос несет недвусмысленную ответственность за все, что с Ним происходит. И даже на Крестную Жертву Он идет добровольно и ответственно.

«Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов?» (Мф 26:53) – говорит Иисус, объясняя, что мог бы спастись от страшной казни, но идет на нее, исполняя весь смысл своего служения.

Еще важная категория СУБЪЕКТНОСТЬ или ОБЪЕКТНОСТЬ.

Субъект – тот, кто делает, объект – тот, с кем что-то делает кто-то другой.

«Жертва» чувствует себя объектом жизни («злая судьба заставляет меня страдать»), Христос всегда субъект, действующее лицо жизни.

ДЛЯ КОГО?

Христос действует во имя Истины, спасения других. «Жертва» слишком зациклена на себе, может только брать.

Для Христа весь смысл в том, чтобы дать, и дать не для того, чтобы потом прийти и потребовать что-то взамен, а дать от избытка (Любви). Он идет на Свою Жертву, потому что, к сожалению, мир по-другому не в состоянии его услышать.

И было бы странно, если бы, воскреснув, Он пришел к ученикам и заявил что-то вроде: «Я тут страдал-страдал, а вы все еще не верите до сих пор?! Совесть-то есть у вас?»

Говорит он им совсем другие слова. Но до этого пока далеко, впереди – почти вся Страстная неделя. Время погрузиться в себя и попытаться понять, какой жертвой мы измеряем свой путь – Христовой или застряли в треугольнике Карпмана.

#христианство #психология #жертва #позиция_жертвы