То, что злые духи не могут не нападать на человека – это понятно… Впрочем, это понятно только для верующих людей. Для неверов и барабанщиков не существует ничего, чего они не видят своими глазами.
И хотя мы много чего не видим глазами (звуки, радиоволны, мыслительные процессы и т.д.) – можно даже сказать, что мы не видим большую часть из того, что нас с вами окружает… Неверующих людей это не касается. Тем более какие-то там злые духи, напоминающие сказочные персонажи…
А вот для верующего человек очень важен вопрос – что делать? Что делать в окружении злых духов? Которых, кстати, по православному учению гораздо больше, чем существующих на планете земля людей.
Здесь несколько постулатов.
Первое – злые духи не могут не нападать на человека. Просто потому, что это их природа. Их злая природа автоматически ведет их к борьбе с человеком, как все подброшенное вверх автоматически падает на землю.
Тогда нам нужно разобраться с тем, как они нападают. В этом нам поможет великий святитель 18 века – Тихон Задонский.
Он различал два способа нападения злых духов на человека.
«Бывает, что благочестивая душа претерпевает всякую ненависть, озлобление, гонение, поношение, клевету и прочее злострадание. И это козни злого духа. Сначала он сам искушает и смущает благочестивую душу».
Кажется, понятно… Но – увы! – нас с вами это в большинстве своем не касается. Вы поняли, почему?
Святитель дважды говорит о «благочестивой душе». А кто из нас с вами таковой является? Мы - сидящие по уши в грязи собственных страстей!?..
Так что придется смириться с тем, что речь идет не о нас.
Нас в большинстве своем никакие «ненависть, озлобление, гонение, поношение, клеветы…» никогда не касались и не касаются.
А если коснутся – горе «прикоснувшимся». Людям, посмевшим затронуть наши малейшие интересы!..
Мы им покажем, где раки зимуют. И точно обойдемся без всяких бесов, не подозревая о том, что бесы будут стоять рядом и смеяться, как хорошо и точно мы выполняем их волю без их собственного участия…
Однако же – а вдруг? Вдруг среди нас найдется все-таки «благочестивая душа»? Что же она будет претерпевать от злокозненных бесов?
Послушаем дальше:
«Но если не удастся ему (бесу) злое свое желание исполнить, то другой изобретает способ к озлоблению ее, насылает на нее злых людей, которые волю его злую творят. Тогда на человека то оттуда, то отсюда буря гонений, поношений, клеветы и озлоблений восстает».
Кажется похоже на первое и не то же ли самое?
Разница в том, что в первом варианте нападения главное значение было у самого злого дела, причиной которого были злые духи, то здесь на первый план выходят именно злые люди.
В этой ситуации сила и злобность разного рода гонений возрастает многократно.
Впрочем, у некоторых святых отцов последовательность обратная: сначала гонения от людей, затем – от злых духов непосредственно. Но сути это не меняет.
Бесы используют оба варианта – комбинируя собственные атаки на человека с нападениями на него злых людей.
Что делать? Опять же, памятуя, что это не для нас, послушаем святителя Тихона:
«Душа благочестивая (опять она – а не злочестивая, как у нас!) в таком бедственном состоянии не должны унывать и волноваться, а к тихому пристанищу терпения прибегать… Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие (Деян. 14.22). Так души благочестивые сообразными делаются Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, Который злым миром обесчещен, поруган, озлоблен и крестной смертью умерщвлен.
Скажи, пожалуйста, не утешительно ли человеку быть сообразным Господу славы, и за Ним, как за Агнцем Божиим, следовать? Сообразным здесь в этом мире, в страдании, в вечной же жизни – в славе? С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8.17). Воистину не может быть большего утешения христолюбивой душе. Воистину возрадуется и возвеселится душа во всяком злострадании, когда это поймет».
Теперь вы убедились однозначно, что это не про нас?
Кому из нас в разного рода страданиях «утешительно» сознавать, что мы становимся «сообразным Христу»?
Кто из нас хоть раз в жизни по-настоящему этим утешался? А не роптал и не задавал недоуменные вопросы: за что? что я такого натворил(а)?
Пусть наши злочестивые души хотя бы почешут в затылке и задумаются…