Найти тему
Александр Дедушка

Два способа нападения злых духов на человека (по св. Тихону Задонскому)

Искушение от беса
Искушение от беса

То, что злые духи не могут не нападать на человека – это понятно… Впрочем, это понятно только для верующих людей. Для неверов и барабанщиков не существует ничего, чего они не видят своими глазами.

И хотя мы много чего не видим глазами (звуки, радиоволны, мыслительные процессы и т.д.) – можно даже сказать, что мы не видим большую часть из того, что нас с вами окружает… Неверующих людей это не касается. Тем более какие-то там злые духи, напоминающие сказочные персонажи…

А вот для верующего человек очень важен вопрос – что делать? Что делать в окружении злых духов? Которых, кстати, по православному учению гораздо больше, чем существующих на планете земля людей.

Здесь несколько постулатов.

Первое – злые духи не могут не нападать на человека. Просто потому, что это их природа. Их злая природа автоматически ведет их к борьбе с человеком, как все подброшенное вверх автоматически падает на землю.

Тогда нам нужно разобраться с тем, как они нападают. В этом нам поможет великий святитель 18 века – Тихон Задонский.

Он различал два способа нападения злых духов на человека.

«Бывает, что благочестивая душа претерпевает всякую ненависть, озлобление, гонение, поношение, клевету и прочее злострадание. И это козни злого духа. Сначала он сам искушает и смущает благочестивую душу».

Кажется, понятно… Но – увы! – нас с вами это в большинстве своем не касается. Вы поняли, почему?

Святитель дважды говорит о «благочестивой душе». А кто из нас с вами таковой является? Мы - сидящие по уши в грязи собственных страстей!?..

Так что придется смириться с тем, что речь идет не о нас.

Нас в большинстве своем никакие «ненависть, озлобление, гонение, поношение, клеветы…» никогда не касались и не касаются.

А если коснутся – горе «прикоснувшимся». Людям, посмевшим затронуть наши малейшие интересы!..

Мы им покажем, где раки зимуют. И точно обойдемся без всяких бесов, не подозревая о том, что бесы будут стоять рядом и смеяться, как хорошо и точно мы выполняем их волю без их собственного участия…

Однако же – а вдруг? Вдруг среди нас найдется все-таки «благочестивая душа»? Что же она будет претерпевать от злокозненных бесов?

Послушаем дальше:

«Но если не удастся ему (бесу) злое свое желание исполнить, то другой изобретает способ к озлоблению ее, насылает на нее злых людей, которые волю его злую творят. Тогда на человека то оттуда, то отсюда буря гонений, поношений, клеветы и озлоблений восстает».

Кажется похоже на первое и не то же ли самое?

Разница в том, что в первом варианте нападения главное значение было у самого злого дела, причиной которого были злые духи, то здесь на первый план выходят именно злые люди.

В этой ситуации сила и злобность разного рода гонений возрастает многократно.

Впрочем, у некоторых святых отцов последовательность обратная: сначала гонения от людей, затем – от злых духов непосредственно. Но сути это не меняет.

Бесы используют оба варианта – комбинируя собственные атаки на человека с нападениями на него злых людей.

Что делать? Опять же, памятуя, что это не для нас, послушаем святителя Тихона:

«Душа благочестивая (опять она – а не злочестивая, как у нас!) в таком бедственном состоянии не должны унывать и волноваться, а к тихому пристанищу терпения прибегать… Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие (Деян. 14.22). Так души благочестивые сообразными делаются Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, Который злым миром обесчещен, поруган, озлоблен и крестной смертью умерщвлен.

Скажи, пожалуйста, не утешительно ли человеку быть сообразным Господу славы, и за Ним, как за Агнцем Божиим, следовать? Сообразным здесь в этом мире, в страдании, в вечной же жизни – в славе? С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8.17). Воистину не может быть большего утешения христолюбивой душе. Воистину возрадуется и возвеселится душа во всяком злострадании, когда это поймет».

Теперь вы убедились однозначно, что это не про нас?

Кому из нас в разного рода страданиях «утешительно» сознавать, что мы становимся «сообразным Христу»?

Кто из нас хоть раз в жизни по-настоящему этим утешался? А не роптал и не задавал недоуменные вопросы: за что? что я такого натворил(а)?

Пусть наши злочестивые души хотя бы почешут в затылке и задумаются…