Генерал-полковник авиации Николай Гулаев входил в тройку самых результативных летчиков Великой Отечественной войны.
Всего воздушных побед: 55+5
боевых вылетов — 250
воздушных боёв — 49
На 57 лично сбитых самолётов врага он затратил 69 воздушных схваток (эффективность — 0,82). У Кожедуба она составила 0,51, а у немецкого аса Хартмана — 0,4.
Родился Николай Дмитриевич Гулаев 26 февраля 1918 года.
Николай, как и многие его сверстники, в юности увлекся самолетами и даже посещал занятия в местном аэроклубе. Когда пришла пора службы в армии, Гулаев решил стать летчиком.
В 1938 году он поступил в авиационное училище в Сталинграде.
После двух лет обучения, он, уже в звании лейтенанта, встретил Великую Отечественную.
Впервые, Гулаев получил звание героя Советского Союза в сентябре 1943 года.
К тому времени на его личном счету уже были 13 немецких самолетов. Буквально через год, Гулаев сбил уже 42 машины противника и удостоился второй награды Героя.
Большую часть личного счета Гулаев пополнил воздушными победами в период Курской битвы.
Раз за разом на «Яке» он вступал в сражение не считаясь с превосходящими силами противника.
14 мая 1943 года он вступил в бой в одиночку с 10 самолётами противника, сбил 2 из них, а третий протаранил. После этого лётчик посадил машину в поле, своим ходом вернулся на аэродром и снова вылетел на задание на другом истребителе.
В 1944 году Николай уже командовал эскадрильей, и в боях он не жалел себя, не жалел и других.
Так, в одном из вылетов с задания из всего состава эскадрильи вернулся только сам Гулаев.
Все летчики были сбиты, из них были трое новичками, вылетевшие в свой первый и последний бой.
Летом 1944 года Гулаева отозвали в Москву для обучения в военно-воздушной академии.
Перед началом учебы Гулаев должен был получить свою 3-ю «Золотую звезду», даже Указ об этом уже был обнародован, но обстоятельства и характер летчика сослужили ему не лучшую службу.
Решили с группой товарищей отметить награды, ресторан, в котором оказались бывшие союзники фашистов – румыны, а в то время уже вроде и союзники, ну и понеслось.
А итог оказался печальным.
После того, как о произошедшем узнало командование, приказ о награждении воздушного аса отозвали.
После войны Гулаев окончил академию.
Несколько лет он служил в Ярославле, где командовал 133-ей авиационной истребительной дивизией.
С середины 60-х годов Николай Дмитриевич руководил 10-ой армией ПВО в Архангельске, которая в то время считалась одной из самых сильных в мире. В 1979 году, уже в звании генерал-полковника, Гулаев ушел в отставку.
Кстати для информации.
Слово «самолет» существовало до того, как изобрели самолеты.
Вернее, то, что мы называем самолетами сейчас, ведь в XIX веке самолетом могло стать любое техническое средство, для работы которого не требовалось прикладывать серьезных физических усилий.
«Слово «самолет» — это «разного рода устройство, которому приписывается быстрое движение от себя». Источник информации: https://vk.com/wall-210991720_1507.