Найти тему

Притчи Христа о последнем времени

События, которые происходят последнее время в мире, мало кого оставляют равнодушными. Природные катаклизмы, эпидемии, войны. Что ждет этот мир? Идет ли наша планета к своему концу? И что делать живущим на земле? А что вообще говорит Библия на этот счет?

Сегодня будем разбирать знаменитые 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, которые дадут ответы на все вышеперечисленные беспокойства.

Даже в первом веке учеников Иисуса интересовал вопрос: “...скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?” (Евангелие от Матфея 24:3)

Сразу всплывает одна деталь: конец этого мира и Его Пришествие - это одно и тоже событие. Апостолы ожидали в ответ получить достаточно четкую инструкцию, чтобы успеть подготовиться в нужный срок.

Что же отвечает им Иисус? Сначала Он предостерегает учеников, что будут люди, выдающие себя за Мессию. И многие прельстятся этими людьми. А дальше Он говорит: “Вы услышите о войнах, настоящих и грядущих, но не пугайтесь. Всё это должно произойти, но это ещё не конец. Народ поднимется на народ и царство на царство, в разных местах будет голод и землетрясения.” (От Матфея 24: 6, 7, Новый русский перевод)

Все перечисленные в 24 главе Евангелия от Матфея события всегда рассматривались людьми как признаки конца. Войны, голод, землетрясения, болезни - все это связано с большими переживаниями и страхами как целых народов, так и отдельного человека.

Но поражает фраза, где Иисус говорит: “это еще не конец”. О чем Он? Почему Спаситель говорит так? Ведь ученики хотели быть готовыми к событиям последних дней. Да и нам, живущим сегодня, тоже хотелось бы найти конкретный ответ в Библии - когда?

Пять мудрых и пять неразумных дев.
Пять мудрых и пять неразумных дев.

Возможно, всем было бы лучше, если бы Он подробно рассказал что и в каком порядке будет происходить. Мы бы смогли тогда подготовится, видя, что одно предсказанное Им событие строго следует за другим. Но Иисус разворачивает тему последних дней в другое русло.

Вместо конкретной инструкции событий, Он говорит: “Но о том дне и часе не знает никто, кроме Отца — ни ангелы на небесах, ни Сын… Поэтому бодрствуйте, ведь вы не знаете, в какой день придет ваш Господь.” (От Матфея 24: 36, 42 Новый русский перевод)

Только любящий Спаситель знает, что необходимо для его учеников и для всех последующих поколений, чтобы быть готовыми к Его Пришествию и кончине этого мира.

Он Один знал, сколько миру нужно перенести войн, катастроф и болезней. Но главное для тех, кто будет все это переживать - бодрствовать, чтобы иметь с Ним постоянные близкие отношения. Главное, быть на страже, чтобы не терять веру.

Что же это значит - бодрствовать? Иисус очень конкретно объясняет своим ученикам этот вопрос. Он рассказывает им четыре притчи, которые красочно и живо показывают, что такое “бодрствование”.

В первой притче мы читаем о рабе, которого господин поставил главным в своем доме на время своего отсутствия. Злой слуга начинает бить товарищей, таких же рабов, как и он сам. Злой слуга проматывает имение своего господина в надежде, что не скоро вернется хозяин.

Он не ждет своего господина. Он не смотрит на календарь и не считает дни до его возвращения. Но главное, он жесток к тем, кто рядом с ним. Он неверный раб - так называет его Иисус. И этот неверный раб не бодрствует.

Бодрствование проявляется в том, как мы относимся к друг другу. Наше отношение к людям может показать нам - ждем ли мы своего Господина?

Вторая притча рассказывает о десяти девах, которые ждут брачного пира. Но жених медлит, и все девы засыпают. Они все очень ждали того главного, который должен был появится на пиру. Но время ожидания затягивается и кажется, что девушки утомились от этого ожидания.

И все же пять из них оказались мудрыми, потому что взяли с собой масло. Они были готовы к тому, что ожидание может затянуться. Как же характеризует мудрых Священное Писание? “Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне.” (От Матфея 7: 24-25)

Мудрые отличаются тем, что не просто слушают слова Иисуса, но и на деле исполняют их. Их жизненные принципы основаны на Его Слове. Они следуют этим принципам. И даже если их ожидание затягивается, они не перестают исполнять Его Слово в своей жизни.

Бодрствовать - это значит осуществлять на деле Его Слово.

Третья притча продолжает и дополняет две предыдущие. Хозяин уходит в дальнюю страну и раздает слугам свое имущество. Одному пять талантов, другому - два, третьему - один. “Талант” в притче - это мера веса, которая означает определенную сумму денег (золота или серебра).

Каждый из этих слуг использует данную ему возможность по разному. Кто-то приумножает полученное богатство, кто-то его закапывает, чтобы сохранить. Когда же хозяин возвращается, то хвалит того, кто получил прибыль от имеющихся у него средств.

В русском языке слово “талант” имеет свое значение. “Талант” в современном мире - это способности человека. Но в притче “талант” - это нечто, чем человек может воспользоваться по своему усмотрение. Воспользоваться можно с пользой для себя, а можно и с пользой для других.

Бодрствовать - значит использовать то, что мы имеем, для того чтобы помогать другим. Ожидающие своего Господина будут творить и приумножать добро в жизни окружающих людей.

Четвертая притча как будто подводит итог всем предыдущим. “Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня.” (От Матфея 25: 34-36, Новый русский перевод)

А на вопрос: “Когда мы это сделали?” Спаситель отвечает, что если Вы все это сделали одному из людей, то значит, сделали и Ему.

Бодрствовать - значит относится к другим так, как будто перед тобой Сам Спаситель, учится видеть в каждом человеке Христа.

И все эти притчи, которые следуют одна за одной, дополняя друг друга, были рассказаны с одной целью. Ученикам необходимо было понять, что именно для них главное в ожидании Его Пришествия и кончины века.

Главное - не день и час, в который Он придет. Главное - не уставать бодрствовать и быть готовым ко времени Пришествия. Христос хотел научить своих последователей - как им жить в ожидании конца, а не просчитывать события, которые происходят в мире.

“Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (От Луки 18:8)