Найти тему
Перо Павлина

Лаковый кабинет в Монплезире

Оглавление

Первая «китайщина» в России. Лаковый кабинет во дворце Монплезир

Шинуазри (фр. chinoiserie — «китайщина») - стиль, сформировавшийся на территории европейских стран в XVII веке и основанный на традиционной китайской культуре. В Россию стиль шинуазри пришел из Германии и Франции в начале XVIII века по нескольким причинам. Среди них: начало эпохи Просвещения, географическое соседство России и Китая (единая граница), что способствовало развитию китайско-российской торговли и, соответственно, распространению китайской культуры внутри России.

Первый этап развития шинуазри в России XVIII века знаменуется эпохой императора Петра I. Именно во время его правления в России появляются и постепенно входят в моду первые элементы «китайщины» в декоре, архитектуре, искусстве, украшениях, предметах быта и пр. Русские мастера начинают попытки подражать китайскому искусству. Шинуазри в России проявился со своими уникальными особенностями, присущими именно русской культуре. Фактически, влияние китайской культуры шло с двух противоположных сторон - со стороны непосредственного Китая в рамках торговли и дипмиссий и своего рода «извращенное» из Европы.

С конца XVII века благодаря Петру I в России активно шла пропаганда западных культурных традиций. Это отразилось в появлении европейской моды в одежде, изучении французского языка. Русский язык обогатился множеством западных терминов, и в России стали появляться последователи эпохи европейского Просвещения. Так, например, императрица Екатерина II вела переписку со многими французскими мыслителями, такими как Вольтер, Дидро, Руссо и другие.

Еще одной причиной стало развитие торговли между Россией и Китаем. Общая граница способствовала активным торговым отношениям. Во времена Петра I торговля развивалась, и информация о китайской культуре и продуктах ее деятельности распространялась по России. В Россию хлынули китайский шелк, фарфор, хлопчатобумажная ткань, чай. Взаимные официальные визиты китайских и российских дипломатических миссий также сыграли свою роль в создании уникальных связей между двумя странами.

Неудивительно, что именно Пётр I привёз стиль шинуазри из Европы. В начале своего правления Пётр I знакомился с западной культурой во время своих зарубежных «гастролей», где изучал новые технологии, военное дело и различные науки. Во время своего пребывания в Голландии Пётр I наблюдал много китайского фарфора, пофсетил китайские комнаты аристократов и дворян в разных городах. По возвращению из Дании в Россию он выступил с идеей построить китайскую комнату, похожую на те, которые он наблюдал за границей, в российской столице.

Драгоценная шкатулка

Так, в 1719-1722 годах, по заказу Петра I во дворце Монплезир (фр. Monplaisir - «мое удовольствие») на берегу Финского залива в Петергофе был создан один из первых в России интерьеров в стиле шинуазри – лаковый кабинет («лаковая камора»). Пространство планировали использовать для размещения крупной коллекции китайского фарфора, которую Петр I привез из-за границы. Подобные комнаты для хранения порцелиновых (фарфоровых) изделий в большом количестве были распространены за границей. Во время поездки в Европу в 1717-1718 годах Петр I посетил такой кабинет в дворце Монбижу - он был разрушен до основания во время Второй мировой войны, поэтому, к сожалению, нет возможности сравнить два кабинета.

Александр Платонович Цесевич. Лаковый кабинет
Александр Платонович Цесевич. Лаковый кабинет

Мода на лаковые кабинеты, которые были отделаны необычными панно в восточном стиле или просто подражали китайскому и японскому лаку, пришла в Россию из Германии и Франции. В этих странах лак считался показателем роскоши и был равен по статусу редкому мрамору.

Работа над Лаковым кабинетом была наиболее сложной по сравнению с остальными залами дворца Монплезир. В оформлении интерьера кабинета были использованы китайский фарфор, резьба по дереву, лаковая роспись и золочение. Для лакового кабинета было изготовлено 94 лаковых панно на досках из липы, покрытые росписями (яичными красками по левкасному грунту), золотом и серебром. Самыми сложными по размерам, технике и композиции считаются одиннадцать больших панно высотой около двух метров. Каждое из них – это жанровая многоэлементная композиция, изображающая пейзаж и архитектуру. Центральное панно, которое расположено над камином, демонстрирует сад «китайского богдыхана». На нем изображены танцующие девушки. На остальных панно посетитель кабинета видел множество сюжетов и сцен из жизни китайцев: сады, сельские пейзажи, чиновники, рыбаки, процесс рыбной ловли, сцены охоты, многообразие животного мира.

-3

Реставратор М.Н. Тихомирова, которая занималась реставрацией и сохранением панно Лакового кабинета, дала описание интерьеру кабинета в своей книге «Памятники, люди, события. Из записок музейного работника» (1970):

«По золотым тропинкам, вьющимся под сенью развесистых деревьев, важно расхаживали маленькие фигурки в пестрых одеждах, высоких прическах, плоских шляпах и крошечных, тщательно выписанных сандалиях, держащие в руках веера, корзиночки и букеты цветов. Они встречались в садиках, огражденный ажурными решетками, играли в мяч на лужайках среди кружевных кустов, ловили рыбу у хрупких мостиков, перекинутых через серебряные ручьи, выглядывали из окон домиков с высокими крышами, сили на широких верандах у прудов». «Каждое панно вело свой рассказ, не повторяя, но бесконечно варьируя разные пейзажи, показывая все новые и новые сценки из жизни этого маленького мирка, созданного неистощимой фантазией и изображенного с таким мастерством»; «очарование … интерьера заключалось именно в разнообразии декоративных росписей - ни одна из них не повторялась, и это было характерно для того времени»
-4

Росписи лаковых панно были поручены в 1720-1722 годах группе русских мастеров, чьи имена известны - И. Тиханов, П. Федоров, И. Поляков, И. Никифоров. Работой руководил голландский мастер Гендрик ван Брумкорст - в России он уже успел выполнить несколько ярких проектов по отделке (Летний и Зимний дворцы, Кунсткамера и т.д.). Их работа была настолько изящной и качественной, что некоторое время росписи считались оригинальными, но иконографический источник изображенных сюжетов в итоге не был найден. Скорее всего, за основу были взяты некие образцы из Китая.

Для собственной драгоценной коллекции император поручил архитектору И.Ф. Браунштейну предусмотреть в кабинете хранение фарфора. Резчики из Франции Ш. Руст и Э. Фолле под руководством Жана Мишеля изготовили около 120 золоченых полок-консолей. Коллекция была разнообразной и насчитывала 546 изделий из фарфора родом из Китая и Японии. Помимо фарфоровых изделий в коллекции хранились предметы из тростника и яшмы. Консоли поддерживают разнообразные фигурки: крылатые сфинксы, например. Потолок кабинета украшает плафон с изображением нимфы и Вакха.

-5
-6

Историк искусства В.Я. Курбатов дал описание консолей:

«Консоли сделаны по разным рисункам и составлены как бы случайно. Самые рамочки то являются ободками средних досок, то неожиданно разбегаются наверху. Формы легкие, необычайно свободно сочиненные и совершенные, несмотря на то, что они как будто не заимствованы ни из образцов старого искусства, ни из природы»

Судьба кабинетов

В XIX веке интерьер кабинетов обновился. Лаковая живопись была отреставрирована. В 1830 году панно «лакировали лаком копальным». В 1850 году купца Старчикова подрядили на «металлическую разрисовку» и «переделку потолков». Сменили шелк в это же время и позолотили заново детали резьбы (работы выполнял мастер Алексей Тарасов).

-7

В 1941 году случилось страшное - декор дворца погиб при пожаре, удалось сохранить лишь два (в некоторых источниках три) панно.

В 1971-72 годах декоративная отделка Китайских кабинетов была воссоздана. Над проектом работали мастера объединения «Реставратор». За лаковую роспись отвечал художник-реставратор Л.А. Любимов, по итогам работы он был награжден Золотой медалью Академии художеств СССР.