Бывают ситуации, когда мы покупаем товар, а уже дома обнаруживаем, что он не соответствует качеству. Например, телефон не включается, на брюках разошлась молния, а йогурт оказался просроченным.
В этой статье расскажу, как защитить свои потребительские права
Сроки
Если купленный вами товар находится на гарантии, заявить о своих правах можно в течение гарантийного срока. Если у товара имеется срок годности – в течение этого срока годности. А если гарантии нет – в течение двух лет после покупки.
Исключение составляют технически сложные товары. О них в этой статье рассказывать не буду, напишу отдельно.
На что потребитель имеет право?
Возврат
Возвращаете товар в течение гарантийного срока и забираете деньги. А если товар со сроком годности – в течение этого срока.
Обмен
На новый товар, то есть не бывший в употреблении. Если хотите такую же модель, марку, обмен происходит без доплаты. Если хотите другую модель – цену нужно пересчитать.
Уменьшение цены
Бывает, что товар очень понравился покупателю, но имеет незначительный недостаток, а заменить его нечем, например, нет размера.
Можно попросить продавца уменьшить цену из-за недостатка товара. Только о цене придется договариваться – в законе не указано, на сколько процентов должна быть ниже цена при обнаружении недостатка и желании покупателя забрать товар домой.
Если продавец не соглашается, нужно действовать по ситуации: если брак незначительный, можно оставить товар себе, а можно его вернуть и забрать деньги. Нет смысла судиться из-за 1000 рублей. Но если это крупная покупка, можно попробовать через суд взыскать разницу.
Устранение недостатков
Очень часто у клиентов возникает такая ситуация: они заказывают мебель, а после сборки выясняется, что размер дверцы шкафа больше/меньше, чем нужно, фасад кухни на одном шкафчике по цвету отличается от всего гарнитура, столешница на несколько см больше и не подходит под отведенное для нее место. Подобных ситуаций много.
В этом случае нужно письменно требовать у продавца/производителя устранить недостатки за его счет. Добросовестные продавцы без проблем заменят дверцу шкафа или столешницу.
И тут у потребителя есть выбор:
- дверцу шкафа заменяет продавец;
- дверцу шкафа заменяет кто-то другой, но продавец выплачивает стоимость замены;
- вы своими силами меняете дверцу, а продавец компенсирует стоимость замены.
Максимальное количество времени для устранения недостатков - 45 дней.
Порядок действий
- Письменно обращаемся к продавцу с требованием вернуть деньги, обменять товар, уменьшить цену или устранить недостатки. Обязательно указываем на обнаруженные недостатки. Претензию пишем в двух экземплярах. Один экземпляр для продавца, а на другом, который остается у вас, продавец должен расписаться в получении.
Если продавец уклоняется от получения претензии лично или такое получение невозможно, направляем ее заказным письмом с описью вложения.
Если спор между продавцом и покупателем невозможно решить на месте, потому что не понятно товар изначально был с браком или все-таки покупатель его испортил, назначается экспертиза. Обычно инициатором выступает продавец. Вы имеете право принимать в ней участие и оспаривать результат.
Если экспертиза будет не в вашу пользу, придется возмещать ее стоимость продавцу.
А если заказывали экспертизу самостоятельно, и ее результат показал, что товар изначально был с браком, потом сможете взыскать с продавца ее стоимость. Только заранее уведомите его о предстоящей экспертизе.
Сроки экспертизы:
- вернуть деньги, снизить цену компенсировать убытки или ремонт – 10 дней,
- заменить товар – 20 дней,
- устранить недостатки – 45 дней.
Если экспертиза не в вашу пользу, а вы уверены в своей правоте, обращайтесь в Роспотребнадзор и суд.
Если вы окажитесь правы, отказ обойдется продавцу в несколько раз дороже. Вы сможете взыскать компенсацию морального вреда, неустойку и штраф за отказ от добровольного удовлетворения ваших требований.
Был ли у вас опыт возврата некачественного товара?