Чеченская война, поэтому мост через бурный Аргун охраняли. Чего стоила только броневая группа: танк Т-72 и 2 БМП. Ещё взвод мотострелков. И несколько милиционеров, которые, похоже, были изначально. Но 9 января 2000-го было спокойно. Даже две невзорвавшиеся мины, выглядывавшие из земли своими стабилизаторами, не сильно раздражали военных людей. К тому же прибыл милицейский лейтенант Виноградов, чтобы разобраться с ними.
Недалеко находилась ж/д станция Аргун, оттуда вдруг раздались взрывы, автоматные очереди. Командир стрелков тут же выяснил по рации: навалились боевики, очень большими силами, просят помощи. Там 30 омоновцев. “Конечно, поможем!” – решили милицейский и армейский офицеры. Военные отдали технику с экипажами, милицейские решили отправиться всем коллективом. Милицейский лейтенант Виноградов – за главного.
По всему выходило, что танкисты не были достаточно опытны: как передвигаться здесь, чего бояться – они практически не ориентировались в обстановке. Зато энтузиазма хватало – гнали до станции на полном ходу, лишь за полкилометра сбавили ход. А здесь и дорога пошла сложная – за первым же не просматриваемым поворотом ждала засада.
Засада, затянувшийся бой
Само собой – гранатомёты боевиков выстрелили первыми, достаточно серьёзно повредили танк, он не мог стрелять и стал отползать назад за поворот. В БМП находились 5 стрелков – 3 милиционера и два экипажных мотострелка. Ведя огонь (из-за брони, из башни), они решили, что смогут прорваться, Виноградов скомандовал водителю: “Вперёд!”. И даже показалось – были шансы, но две гранаты подожгли броник. Все трое милиционеров оказались ранены, но терпимо, смогли откатиться подальше от БМП и, постоянно меняя позицию, попытались всё-таки прорваться к станции.
Замолчал автомат Бугаёва, укрывшегося за камнем, он сам тоже не отвечал товарищам. Скрывавшиеся за россыпью валунов лейтенант и сержант Тамгин вдруг обнаружили, что полностью окружены боевиками. Они перешли на выстрелы одиночными, по максимуму экономя патроны. Чехи периодически переходили в атаку, но меткие выстрелы гасили их порыв, заставляли отходить.
Взвод на мосту знал уже про засаду, вызвал подмогу из штаба. Помощь торопилась. Но через несколько часов на месте боя уже рассеялся дым, лишь запах гари, дымящиеся воронки от гранат, да окровавленные тела напоминали прибывшим о недавно закончившемся бое. Боевики забрали чеченские трупы, но оставили тела арабских наёмников. Отдельной кучкой лежали тела россиян.
Прошло немного времени
Выяснилось, что отвлечение боевиков на помощь засаде помогло выиграть несколько часов защитникам станции Аргун. На это же время была закупорена дорога в обе стороны. Боевики вынуждены были послать сюда подкрепление, уменьшив давление на защитников станции. Командование сочло заслуживающим присвоить звание Героя России сержанту Тамгину в июле 2000 г.
Может быть, на это повлиял рассказ пленного чеха, находящегося под впечатлением от страшного, храброго русского, поднявшегося с ножом и бросившегося на подходящих боевиков: он был как медведь. Казалось, что ему всё равно, но он не пропустит никого. Мы все подходили и стреляли в него, чтоб не воскрес. – По описанию это был Владимир Тамгин.