6,4K подписчиков

10 картин Эрмитажа, которые стоит увидеть каждому. Часть первая

2,8K прочитали
Как не потеряться в Эрмитаже, в  прекрасном музее шедевров и не пропустить то, ради чего приезжали туристы со всех стран?

Как не потеряться в Эрмитаже, в прекрасном музее шедевров и не пропустить то, ради чего приезжали туристы со всех стран?

Его коллекция уникальна тем, что именно здесь можно увидеть произведения художников европейского искусства разных эпох и не только. Сотни и тысячи экспонатов ждут своего зрителя, чтобы навсегда запасть в душу и стать причиной возвращения в этот уникальный музей сокровищ.

Если вы были в музее, то эта статья напомнит о тех картинах, которые вы, должно быть, видели, а, может, вы настолько были захвачены красотой интерьеров, что пропустили их, тогда есть повод вернуться, чтобы открыть для себя что-то новое. А, быть может, вы только планируете сходить в Зимний дворец, и уже спокойно найти одни из самых известных работ художников, чтобы не пропустить точно самое интересное. Тогда вот подборка самых-самых известных картин и не только. Ну а если вам есть что добавить, и вы не нашли в десятке, по вашему мнению, картину, которая вам запомнилась, смело пишите о них в комментариях, ведь эта информация точно пригодится тому, кто вновь или в первый раз идёт в музей.

1. «Флора», Франческо Мельци

И первая картина, которая запомнилась мне своей сдержанной красотой и нежностью облика прекрасной дамы, стала работа лучшего ученика Леонардо да Винчи — Франческо Мельци. Толпы туристов проходят мимо неё, в поисках Мадонны Леонардо да Винчи, а очень зря. Картина не менее прекрасна. Её называют Ла Коломбина или Колумбина (по названию цветка в Европе). Как и многие картины XVI века она посвящена мифологическому образу. Перед нами во всей своей красе богиня весны и цветов - Флора. Она была женой Бога западного ветра-Зефира. Мать всех растений держит в руке цветок(аквилегию) символ плодородия. Сначала художник написал Флору полностью обнажённой, чтобы проработать форму, а уже потом всё же написал одежду, что добавило образу сдержанность и скромность. Её полуобнажённая грудь символизирует рождение новой жизни, которую она питает. Как нельзя кстати, для наших весенних дней. Написана она около 1520 года. В подражании своему учителю Леонардо да Винчи, Франческо Мельци создал милый, изящный и запоминающийся образ богини с таинственной полуулыбкой и светотенью-сфумато. Так называемая группа художников Леонардески, обучающееся у великого мастера эпохи Возрождения, создавали картины, которые очень похожи на работы Леонардо да Винчи.

Как не потеряться в Эрмитаже, в  прекрасном музее шедевров и не пропустить то, ради чего приезжали туристы со всех стран?-2

После того как в 1850 году работа попала в коллекцию Эрмитажа, её авторство долго устанавливали, но профессор Андрей Сомов закончил все споры, назвав имя художника. Только Франческо Мельци писал также, как учитель в технике сфумато. По моему скромному мнению, картина, ничем не хуже работ великого Да Винчи, в ней прекрасно всё. И грациозная поза главной героини, и цветок в руках, будто бы аккуратный штрих, придающий картине акцетность, ну и прекрасные цветы, на фоне которых, изображена Флора, делают картину очень поэтичной, и, конечно же, чистый ультрамарин одежды добавляют ясность и глубину образу богини.

2. «Мадонна Литта», Леонардо да Винчи

А теперь работа учителя, настоящий шедевр эпохи Высокого Возрождения и гордость музея, картина, на которой изображена Мадонна с младенцем.

Как не потеряться в Эрмитаже, в  прекрасном музее шедевров и не пропустить то, ради чего приезжали туристы со всех стран?-3

Почему Литта? Своё название картина получила от последних владельцев, которые родом из Милана. В коллекцию музея произведение поступило в 1865 году и с тех пор стала настоящей визитной карточкой не только Эрмитажа, но и Санкт-Петербурга. О картине можно говорить долго, ведь это работа самого́ Леонардо да Винчи. Поэтому обращу внимание на три детали. Первая: на картине Мадонна кормит младенца грудью, что относит её к иконографическому произведению под влиянием византийского искусства. Одета она в синий плащ(мафорий). Этот цвет является символом католической Девы Марии, а в руках младенца, присмотритесь, мы видим щеглёнка. Интересно, почему именно эту птичку, ведь это так необычно? На самом деле птичку изображали с XIV века и означала она душу младенца и его будущие мучения. В неволе птичка страдает, поэтому мы наблюдаем два таинства — одно-это кормление, другое духовное. Путь младенца на этой земле будет непростым. Ещё что прекрасно в этой работе так то, что пейзаж зритель видит ночной, но свет на картине падает так, как будто бы картина освещена со стороны зрителя. Это уникальный приём великого мастера.

Скопления людей ежедневно любуются этой картиной, и это настолько увлекательно, что есть даже фильм не о картине, а о зрителях под названием "Взгляните на лицо". Очень интересно, как каждый посетитель реагирует на этот подлинный шедевр, который действительно стоит увидеть каждому. Ну и, конечно же, что ещё меня трогает в работе, так это то, что младенец смотрит прямо в глаза зрителю, а, кажется, как будто бы в душу и эта духовная связь есть в каждом человеке с Богом.

3. «Возвращение блудного сына», Рембрандт.

Картина, которая заставляет задуматься о своём жизненном пути, не менее легендарна и является настоящей драгоценностью Эрмитажа. В основе неё история новозаветной притчи о молодом человеке, который совершенно потерял себя, став заложником пороков. Он совершенно не заботился о своём духовном развитии, и только спустя время осознал, что свернул с истинного пути. Вернувшись к отцу, он раскаялся и попросил у него прощение за все свои неблаговидные поступки, из-за которых даже оказался в тюрьме. Этот момент раскаяния и всепрощения мы и видим на картине. Отсылка к тому, что Бог всегда примет заблудшую душу, только стоит искренне раскаяться в своих грехах. Этот путь начала спасения души дарит шанс человеку, и картина как нельзя кстати напоминает нам об этом. Что важно так это то, что работу художник писал в поздний период своего творчества и, проделав огромный жизненный путь, он ощутил в себе как раз те чувства, которые сопровождали раскаявшегося сына. У художника была непростая жизнь, в ней была и слава, и богатство, и, наконец, полное одиночество, разорение и смерти любимых. Что чувствовал художник, что хотел донести людям? Всё это может стать вашим озарением перед этим шедевром, который заслуживает внимание своей душещипательной историей. Ведь в ней есть и великая сила прощения, и великая сила раскаянья, которые воедино сплетаются вместе, чтобы каждый смог обрести настоящий смысл жизни. Интересно также рассмотреть и второстепенных персонажей, в лицах которых можно увидеть разные эмоции. Они тоже могут многое рассказать.

Как не потеряться в Эрмитаже, в  прекрасном музее шедевров и не пропустить то, ради чего приезжали туристы со всех стран?-4

4. «Даная», Рембрандт

А этому произведению много досталось испытаний. Именно на неё совершил покушение один мягко сказать нездоровый посетитель, и картину восстанавливали долгие 12 лет, чтобы вновь она могла радовать зрителей. 12 долгих лет реставраторы совершали немыслимый подвиг, восстанавливая шедевр. Только представьте, картину на 30% разъела серная кислота настоящего Герострата XX века, который, помимо всего прочего, ещё и нанёс ей удары ножом. Но не будем о грустном.

Сейчас шедевр находится под стеклом и её вновь может увидеть любой ценитель живописи. Шедевр Рембрандта имеет мировое значение, именно поэтому её стоит увидеть в музее на втором этаже в зале голландской и фламандской живописи.

Как не потеряться в Эрмитаже, в  прекрасном музее шедевров и не пропустить то, ради чего приезжали туристы со всех стран?-5

На картине изображена в образе матери Персея полубога, который так же, как и Геракл, совершал массу увлекательных подвигов, любимая покойная жена художника Саския ван Эйленбюрх. Позже искусствоведы с помощью рентгеноскопии установили, лицо женщины было изменено! Таким образом, художник под воздействием ревнивого нрава свой новой возлюбленной написал поверх и её лицо. Так что на картине зритель видит черты обоих любимых женщин художника. Чем прекрасна работа, помимо этого интересного факта, тем, что от неё идёт свет. Девушка в блистательном роскошном интерьере просыпается ото сна и ещё не знает, какая судьба её ждёт. Она располагается на перине в прекрасной грациозной позе, а её тело пышет красотой и силой молодости. Печальную участь пленницы оплакивает лишь Купидон, а рядом находится служанка, которая является свидетельницей того пути, который предстоит пройти девушке.

Картину отняли у художника за долги. Её судьба долго была неизвестна. Но так распорядилась жизнь и её владелицей стала Екатерина II, и вот теперь после восстановления она является жемчужиной коллекции Эрмитажа.

5. «Портрет Жозефины, жены Наполеона», Франсуа Жерар

Как не потеряться в Эрмитаже, в  прекрасном музее шедевров и не пропустить то, ради чего приезжали туристы со всех стран?-6

Если уж мы говорим о прекрасных женщинах, то в Главном штабе, являющимся продолжением Эрмитажа, в который попасть можно по одному билету (по крайней мере, так было раньше) есть ещё одна картина, заслуживающая не меньшего внимания. Портрет жены Наполеона кисти Франсуа Жерара. Перед нами работа эпохи ампира, настоящего королевского стиля. В нём сочетается роскошь, стать и достоинство изображаемых героев. Мы видим почти античное платье, в которое одета жена Наполеона, подчеркивающее её аристократизм и утончённость. Девушка изображена грациозно сидящей на диване в своей резиденции в замке Мальмезон. Этот прекрасный образец парадного портрета отличается скромностью, а это очень привлекает. Спокойное лицо и изящная поза в мягких подушках делают образ законченным и возвышенным. Хочется любоваться главной героиней и восторгаться умением художника написать силуэт не строго и помпезно, как делали это многие его коллеги, а мягко, плавно и удивительно нежно.

Спасибо за внимание!
Продолжение обязательно следует...

И очень будет интересно послушать, а вы были в Эрмитаже, какая картина вам запомнилась больше всего? А в Главном штабе? Ведь там не менее интересно и много потрясающих выставок.