Найти тему
Контур.Школа

Оценка эффективности обучения персонала: методы и критерии

Оглавление

В этой статье:

  • Для чего оценивать эффективность обучения
  • Методы оценки эффективности обучения
  • Модели оценки эффективности обучения
  • Метрики качества обучения

(function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-show');const items = document.querySelectorAll('[data-summary-item]');items.forEach((item) => {item.addEventListener('click', function (e) {counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-click');});});}());

Для чего оценивать эффективность обучения

Главная цель оценки — понять, насколько деньги и усилия, которые компания вкладывает в обучение своих сотрудников, действительно помогают им становиться лучше в своей работе. Для этого нужно смотреть, во-первых, как обучение вписывается в общую стратегию компании, а во-вторых, на конкретные занятия или курсы — работают они как надо и достигают ли своих целей.

Метрики эффективности конкретного обучающего мероприятия включают в себя:

  • оценку знаний и умений слушателей,
  • оценку качества образовательного процесса,
  • оценку реакции обучающихся на обучение и их удовлетворенность результатами.

Для обучаемых важно понимать, насколько полезным и интересным будет обучение. Они хотят знать, какие метрики выбирать для оценки своего прогресса, как компоновать их для получения полной картины, а также как использовать инструменты для сбора и анализа данных об обучении.

Для методистов и тренеров, разработчиков обучающих программ важно понимать, насколько их материалы эффективны и полезны. Эти специалисты стремятся избежать скучных и неинтересных занятий, а также гарантировать, что учебный материал успешно усваивается обучаемыми.

Для руководителей, оценка эффективности помогает определить, достигли ли они поставленных целей. Им важно знать, получают ли они прибыль от инвестиций в обучение и достигают ли желаемых результатов.

Читайте также: «Подписка Контур.Школы. Зачем компаниям обучать сотрудников»

Оценка эффективности помогает всем заинтересованным сторонам понять, насколько успешно проходит обучение, улучшить его качество и достичь поставленных целей.

Методы оценки эффективности обучения

Среди разнообразных инструментов для измерения и анализа результатов обучения стоит отметить следующие:

  • Тестирование — оценка знаний и уровня усвоения материала.
  • Сбор обратной связи от учащихся — изучение реакции и мнений о качестве и полезности обучения.
  • Проектное задание — позволяет оценить применение полученных знаний на практике.
  • Оценка прогресса обучаемых — метод для измерения, достигнуты ли поставленные образовательные цели и задачи.
  • Анализ затрат и полученных результатов — оценка возврата инвестиций в обучение, включая увеличение производительности, сокращение издержек и повышение уровня удовлетворенности сотрудников.

Подписка Контур.Школы

Больше возможностей профессионального развития для кадровых специалистов разного уровня подготовки

Купить Подписку

Модели оценки эффективности обучения

Существует множество моделей оценки эффективности, которые помогают измерять результаты обучающих программ и принимать обоснованные решения для их улучшения. Рассмотрим несколько из них, а также обсудим особенности и преимущества каждой модели.

Модель Кирпатрика

Она включает в себя четыре основных фокуса: реакция, уровень усвоения, уровень поведения и уровень результатов.

Реакция. Оценка эмоциональной реакции участников на обучение. Этот фокус измеряет восприятие обучения субъективным и эмоциональным мнением обучаемых. Важно понять, было ли обучение полезным и эффективным с точки зрения участников.

Уровень усвоения. Оценка уровня усвоения знаний и навыков обучаемыми. Этот фокус включает использование тестов, проверок знаний и опросников для измерения уровня понимания и запоминания материала.

Уровень поведения. Оценка того, как полученные знания и навыки применяются в повседневной практике. Этот фокус включает наблюдения, супервизии и другие методы для оценки того, насколько успешно обученные навыки внедряются в реальную жизнь и работу.

Уровень результатов. Оценка конечных результатов, которые достигнуты благодаря обучению. Этот фокус включает анализ влияния обучения на бизнес-результаты: увеличение производительности, снижение текучести кадров или повышение уровня удовлетворенности клиентов.

Модель Кирпатрика полезна тем, что она сфокусирована на обучаемом и предоставляет комплексный подход. Однако основной ее недостаток в сложности замера конечных результатов и определении вклада обучения в их достижении.

Модель Филипса

Представляет собой расширенную версию модели Кирпатрика: оценивает финансовые результаты обучения, включая фокус на возврат инвестиций. Фокус позволяет оценить, получила ли компания прибыль или хотя бы окупила затраты на обучение.
Смотрите также вебинар «
Оценка эффективности обучения. Как измерить успех?»Недостаток модели в том, что сложно определить влияние обучения на финансовые показатели и выявить прямую связь между обучением и прибылью.

Модель Берно

Эта модель держит в фокусе внимания не только самого человека, но качество процесса. Контролируем качество — можем гарантировать нужный результат.

Берно предлагает оценивать содержание обучения: насколько точно проработаны цели и как они связаны с бизнес-целями, насколько хорошо из задач обучения вычленены навыки, которым мы будем обучать.

Также Берно предлагает оценивать вводные данные: наличие ресурсов, которыми потребуются для организации процесса. Например, есть ли у вас видеопроектор, площадка, где вы будете выкладывать обучение, насколько экспертны тренеры в теме, умеют ли они управлять групповой динамикой.

Минусы — сложный процесс планирования. Оценка содержания и вводных занимает времени больше, чем само обучение.

Модель Стаффлбима

Модель Стаффлбима предлагает оценивать эффективность обучения на каждом этапе процесса, в отличие от более традиционных моделей, таких как модели Кирпатрика или Филлипса, которые сконцентрированы на оценке результатов до и после обучения.

Здесь оценка включает в себя анализ эффективности не только всего процесса, но и каждого этапа по отдельности, чтобы выявить сильные и слабые стороны.

Плюсы модели Стаффлбима: быстрая корректировка обучения на основе промежуточных результатов. Это позволяет оперативно управлять процессом и оперативно вносить изменения для повышения его эффективности.

Минус: трудоемкость. Если обучение состоит из нескольких этапов или требует значительных временных и финансовых затрат на проведение оценки, это может быть неэффективным использованием ресурсов.

-2

ИПР сотрудника: как разработать и внедрить

Как превратить план развития в инструмент, который приносит результат

Программа экспресс-курса

Метрики качества обучения

CSAT (индекс удовлетворенности клиента) — эта метрика использует обратную связь от учащихся для оценки уровня их удовлетворенности продуктом. CSAT рассчитывается как среднее значение оценок от 1 до 5, где 1 — «совсем недоволен», а 5 — «очень доволен».

NPS (net promoter score) — индекс потребительской лояльности, который помогает определить, насколько клиенты готовы рекомендовать продукт или услугу другим. Оценка проводится по шкале от 0 до 10, где 0–6 — критики, 7–8 — нейтральные потребители, 9–10 — сторонники. NPS рассчитывается как разность процента сторонников и процента критиков.

COR (completion rate) — отображает процент студентов, успешно завершивших обучение из общего числа начавших его. COR рассчитывается по формуле: (Количество завершивших обучение × 100%) / Количество начавших обучение.

Transformation rate — оценивает, насколько студенты считают обучение результативным.

Формула расчета:

(ЦД × 100%) / (СК − ЦИ), где

ЦД — количество студентов, достигших цели;

СК — общее количество студентов на старте курса;

ЦИ — количество студентов, цель которых изменилась.

Дельта в компетентности — метрика позволяет проследить изменение уровня компетентности участников. Показатель рассчитывается как разность между конечным и начальным уровнями компетентности.

Статистика посещаемости/просмотров — показывает активность студентов и позволяет оценить востребованность различных модулей или уроков курса.

Метрики качества и сопровождения обучения — включают в себя качество проверки домашних заданий, обратной связи и учебного контента в целом. Эти метрики помогают определить уровень качества и эффективности образовательного процесса.

В зависимости от контекста одни и те же метрики могут приобретать разные значения. Например, метрика «процент завершения курса» важна для оценки эффективности обучения новых сотрудников в компании, а для оценки результативности онлайн-курса больше подойдет оценка уровня удовлетворенности и рекомендации.

При выборе важно учитывать: то, что работает для одной компании, может не сработать для другой.

Помните, что оценка эффективности обучения — динамический и комплексный процесс, требующий постоянного анализа и адаптации. Но именно они помогают сделать ваш тренинг или программу еще лучше.

Если задумываетесь о системном обучении персонала и хотите быть уверенным в результате, доверьтесь проверенному учебному центру. Обратите внимание на готовое решение от Контур.Школы — Годовую подписку. Это возможность обучать специалистов разных профилей и разного уровня подготовки с гарантированным уровнем качества.

Что вы получаете?

  • Актуальную и полезную информацию. Мы следим за изменениями, поэтому ваши сотрудники получат только самую проверенную информацию.
  • Безлимитную поддержку. Эксперты, кураторы и технические специалисты сопровождают во время обучения и отвечают на любые связанные с ним вопросы.
  • Экономию бюджета. Учиться по подписке выгоднее, чем покупать курсы по отдельности.

Больше плюсов