Найти тему
Пыльные биты

10 пластинок "Мелодии" Выбор Dusty Beats к 60-летию лейбла.

Фирме грамзаписи «Мелодия» - 60.

Мы, как виниловый канал, никак не можем пройти мимо этого события, тем более что пластинки «Мелодии» имеются в наших коллекциях, а как иначе. У кого из виниломанов их, скажите, нет? Даже необязательно виниломанов, для большинства из нас диски самого известного отечественного лейбла что-то да значат. Неотъемлемая часть нашего ДНК, хотим мы этого или нет.

Специально к юбилею я прошерстил свои полки и отобрал 10ку наиболее дорогих сердцу пластинок «Мелодии». Выбрать было очень сложно.

1. Александр Градский, группа Скоморохи – Размышления шута. Вокальная сюита. 1971 – 1974. (1988)

-2

Градский - любимый певец моей мамы. Так что отношение к нему в нашей семье было особенное, но пластинка была одна, и она самая лучшая у Александра Борисовича. Скоморохи были больше рок-группой, а не ВИА и исполняли не песни советских композиторов, а свой материал на стихи не всегда свои, но на классику - Роберта Бернса, Шекспира, Андрея Вознесенского. И это вкупе с внешним видом и знаменитым независимым характером Градского закрывало все официальные каналы: телевидение, радио, пресса и возможность выпустить лицензионную пластинку. Так что вышла эта компиляция лишь в перестройку, в 88 году, когда уже и группы не существовало, а АБ превратился в настоящего колосса отечественной эстрады. Конечно, все это должно было выходить тогда в в начале 70-х. Несмотря на кажущуюся наивность, для тех лет это была передовая музыка, максимально отличная от «Самоцветов", "Красных маков", "Лейся песня" - всех этих рафинированных вокально-инструментальных ансамблей. Хотя есть тут и типичные ВИАшные вещи (совсем немного), но есть и реальный рок с риффами, тяжестью и даже психоделичностью, да и просто красивые лиричные песни тоже имеются. Забавный факт: рифф из композиции «Финдлей» попал в сериал Лапенко и подзвучивает эпизоды с группой «Багровый Фантомас»

2. Браво – Браво (1987)

-3

Первый и единственный официальный альбом с несравненной Жанной Агузаровой от еще недавно опальной группы. Что тут сказать, все мы прекрасно знаем и любим эти легкие, задорные, жизнерадостные песни с невероятным голосом Жанны. За 35 лет пластинка не устарела ни на минуту и по-прежнему дарит те же эмоции, что и в момент первого прослушивания.

3. Бременские музыканты / По следам бременских музыкантов (1969/ 1973)

-4

Советские детские пластинки – это отдельная тема. У всех свои фавориты, но уверен, эта вне конкуренции. Кто не видел этих мультиков и не знает этих песен? Вопрос риторический )))

Помимо безусловных музыкальных достоинств, особая ценность этих пластинок в том, что композитору Геннадию Гладкову и поэту Юрию Энтину удалось создать нетипично советское, свободное по духу произведение, в котором нашлось место и юмору, и прямым отсылкам к западной поп-культуре. И люди это считывали и продолжают считывать, все эти песни до сих пор на слуху, а количество ремейков на сегодня уже какое-то неприличное, но ни один из них и в подметки не годится оригиналам.

4. Аквариум – Радио Африка (магнитоальбом 1983, издание на «Мелодии 1988)

-5

В конце 80ых крестный отец русского рока продюсер Андрей Тропилло занимал должность в ленинградском отделении «Мелодии» и в конвейерном режиме выпускал записи питерского рок-андеграунда, к которым имел непосредственное отношение. Одна из главных таких записей — это Радио Африка, настоящая веха в нашей музыкальной истории. Работа, доказывавшая, что исполнять рок на русском, не только можно, но и вполне реально делать это на западном уровне. Что неудивительно - записывался альбом в передвижном автобусе-студии фирмы MCI с передовой аппаратурой и собрал весь все созвездие ленинградского подполья. Настолько люблю и часто слушал эту пластинку, что вполне довольствуюсь сокращённым вариантом, что выпустила Мелодия.

5. Ансамбль «Мелодия» - Лабиринт (1974)

-6

У меня несколько пластинок ансамбля Мелодия, но выбрал эту, поскольку давно ее хотел и она у меня, наконец, появилась, пусть и не в каноничной обложке. Во-вторых, что важно, здесь авторский материал, а не авторские прочтения эстрадных песен или более серьёзного материала, например произведений Дюка Эллингтона. В-третьих, этот самый Soviet Groove с сухим басом и специфическим качем, который ценят коллекционеры во всем мире. Инструментальным группам в советское время позволялось чуть больше, чем эстрадникам, чем Георгий Гаранян и его блестящий оркестр с блеском воспользовались. У меня ташкентское издание, потому такая стремная обложка.

6. Давид Тухманов – По волне моей памяти. (1976)

-7

Ни один подобный материал не обходится без этого диска. Хотите знать, как звучит советский прог-рок, то вам сюда. На мой взгляд, пластинка, конечно, с советским в хорошем смысле душком и немного устарела, но для того года это был прорыв, опять же проявление невиданной творческой свободы, потому и раскупался диск как горячие пирожки. И обычные меломаны, и те, кто советскую эстраду ни во что не ставил – все снимали шляпу и говорили: «Да, это достойно!» Заслуженный и обласканный наградами советский композитор, автор большого количества важных официозных песен, пользуясь положением, затевает смелый эксперимент с тем, чтобы посеять ростки столь любимого им арт-рока в хорошо охраняемую цензурой эстрадную почву, позвав на ведущие вокальные партии не тяжеловесов вроде Лещенко, Кобзона и Зыкину, а молодых неизвестных на тот момент артистов, которые куда лучше впитывали идеи Тухманова. Не без труда и сопротивления, но все получилось, и мы, по сути, получили вневременную классику.

7. Зоопарк – Белая полоса. (магнитоальбом 1984, издание на «Мелодии 1988)

-8

Люблю Майка, так что здесь без вариантов. Как и с в случае с Радио Африкой, «мелодийная» версия, выпущенная под патронажем Андрея Тропилло в конце 80ых, на 4 года позже магнитоальбома, оказалась урезанной без двух песен, но это не помешало пластинке разойтись огромным (вроде больше 3 млн экземпляров) тиражом. Ничего, по сути, Майк за это не получил, но это была расхожая история. Кстати, больше на виниле последний прижизненный альбом “Зоопарка» не выходил.

Обложка опять же не оригинальная, а авторства кого-то из дизайнеров "Мелодии"

8. Владимир Вавилов - Лютневая музыка XVI-XVII в.в. (1970)

-9

Готовая история для хитового сериала. Уже возрастной музыкант-самоучка, освоивший такой небанальный инструмент как лютня, прекрасно понимал, что ему, не привязанному к ни к каким филармониям, консерваториям, ни за что не дадут издать собственную пластинку. Поэтому в ход пошла мистификация: Вавилов подписывает авторство своих композиций именами выдуманных итальянских музыкантов 17 века и в таком виде пластинка и вышла. Пожертвовал именем ради того, чтобы музыка была сохранена в истории. Но в вечности имя Вавилова все -таки осталось? пусть далеко и не сразу но мистификация была раскрыта, и теперь в авторстве Города Золотого (да-да того самого, что спел сначала Хвост, а потом БГ*, в оригинале – «Канцона и танец»), Конь унес любимого (Хвост- Аукцыон, в оригинале Павана и Гальярда), оперный стандарт Ave Maria указан именно Вавилов. Жаль, что только до этих дней он не дожил. Он умер спустя три года после выхода пластинки.

9. Zodiac – Disco Alliance (1980)

-10

Наш ответ Жану Мишель-Жару, Space и Tangerine Dream. Латышский вундеркинд Янис Лусенс, собирает своих сокурсников по по кафедре электронных музыкальных инструментов Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола и вместе они выдает набор футуристичного синти – попа и спейс-диско вполне мирового уровня. Пластинка разошлась по Союзу гигантским тиражом: по данным «Мелодии» до 26 августа 1983 года было продано 5 848 980 экземпляров. А сами композиции впоследствии были растащены на всякого рода телезаставки, радио-джинглы, телерекламы.

10. ВИА-75 – ВИА-75 (1975)

-11

В 1975 г художественный руководитель ВИА «Орэра» Роберт Бардзимашвили уходит из ансамбля и создает новый из студентов Тбилисской консерватории, средний возраст которых составлял 22 года. И вскоре был выпущен одноименный лонгплей, содержащий как песни современных грузинских композиторов, так и кавер-версии некоторых известных зарубежных песен («Смешная девчонка» Зупа, «Разные пути» Пола Анка, и даже инструментальная обработка пьесы Паганини), но самый кайф - это обработки грузинских народных песен с помощью традиционного грузинского многоголосного вокала, полноценной медной секции в стиле фьюжн, а местами почти фанк. В общем, самый что ни на есть Soviet Groove. Есть вещи, которые необходимо пропускать, на мой взгляд, но есть и настоящие бриллианты.



*Борис Гребенщиков считается МИНЮСТом РФ иноагентом.

Подписывайтесь на наш тг-канал -
https://t.me/dusty_beats. Там больше всего интересного.