Найти тему
EXIt999

Мой взгляд на будущее МЕДИА

Совсем недавно я прочитала статью, в которой рассматривалось наше будущее не в формате реального, а в формате цифрового. Полный переход в цифровую среду — это серьезный шаг, поскольку, как показал локдаун, люди пока не готовы отказаться от социального взаимодействия в жизни.

изображение сгенерированное нейросетью
изображение сгенерированное нейросетью

При условии, что наше поколение встанет на сторону цифровой реальности, люди перестанут развиваться. Мы будем заниматься лишь потреблением огромного количества информации, которую в нас будут буквально пихать. А при таких обстоятельствах у нас не будет сил ни на физическую активность, ни на обработку «вливаемой в нас информации». Как по мне, телевидение и газетная журналистика умрут не скоро. Да, много споров сейчас ведется о том, что именно этим форматам СМИ вскоре придется нас покинуть, но не стоит забывать, что есть и будут люди, которые до сих пор больше доверяют только уже с годами привычным СМИ.

Сейчас каждый человек теперь — потенциальный производитель того публичного контента, который становится частью репрезентации этого человека и общения с окружающими. И не всегда доносимая информация является достоверной, так как еще не все можно проверить и распознать как фейк.

Одни журналы и газеты закрываются, другие сокращают штат, третьи отказываются от бумажных изданий и уходят в онлайн-формат. Институт подписки медленно вымирает, а вечерние выпуски новостей теряют рейтинг. Поисковые системы и платформы-агрегаторы поставили под угрозу бизнес-модели многих изданий. Рекламные бюджеты стали уходить в области онлайн-игр, социальных сетей и контекстной рекламы.

Впрочем, похороны традиционных СМИ оказались преждевременными.

Многие из известных медиа включились в борьбу за выживание и стали активно адаптироваться к меняющейся реальности, интегрируя новые технологии. Не все читатели поспешили расстаться и со старыми форматами. В ситуации, когда мы окружены бесконечностью гипертекста и тонем в переизбытке информации, нам особенно хочется держать в руках конечный и понятный продукт, который можно пролистать от первой до последней страницы.

Также оказываются важны ощущения: одной из самых частых реакций читателей, в руки которых попадает новый журнал, становится немедленное желание почувствовать запах свежей типографской краски. Дополненная реальность, интернет вещей, нейронные сети, искусственный интеллект, Развитие информационных технологий погружает и наше пространство, и наши тела в бесконечные потоки новых данных.

В мире информационного переизбытка становятся особенно важны механизмы, определяющие пути распространения информации. Со временем редакторские функции будут переходить от людей к алгоритмам, определяющим кто, что и когда увидит.

Власть алгоритмов — одна из наиболее тревожных тенденций в развитии информационных технологий.

С их усложнением снижается степень прозрачности и контроля над тем, какие факторы определяют нашу информационную реальность. Занимаясь сканированием горизонтов будущих СМИ, мы порой слишком сильно подвергаемся технологическому детерминизму. Подобный подход понятен: развитие технологий — это то, что наиболее активно пленяет наше воображение. Когда мы думаем о будущем, фантазия прежде всего рисует роботов, космические корабли, голограммы, аватары и телепортации. Однако, не умаляя важности подобных фантазий, следует тренировать и социально-политическое воображение.

А это значит задаваться не только вопросом о том, какие технологии в области СМИ ждут нас в будущем, но и какие медиа будут нужны обществу, а также зачем. Одни говорят о том, что медиа — это, по сути, ритуалы современного общества. Читая утром газету или проводя вечер за выпуском новостей, мы становимся частью единого племени потребителей информации. Другие теории, корни которых уходят к марксизму, утверждают, что главное в медиа — это развлечение публики, причем развлечение, необходимое для того, чтобы зарабатывать на потребителях информации деньги, отвлекая при этом их внимание от реальных проблем. Здесь СМИ выступают как инструмент идеологической манипуляции в духе лозунга о том, что людям нужны только хлеб и зрелища.

В первую очередь, медиа — это ресурс адаптивности.

Чтобы не только успевать за переменами, но и играть на опережение, мы все больше должны будем держать руку на пульсе происходящего вокруг нас. СМИ должны стать своего рода путеводителем по сложности ежедневного мира.

Тренды, истории успеха, новые технологии, научные открытия — это не только способ удовлетворить свое любопытство, но информация, необходимая для успешного выживания в постоянно меняющемся мире. Медиа должны позволить приобрести нам «антихрупкость», своего рода экзистенциальную гуттаперчивость.

Во-вторых, вектор мультикультурности и постоянное движение по миру делает все более острыми вопросы кто я и с кем я.

Эти вопросы необходимы для рефлексии над собственной идентичностью и сообществами, к которым мы принадлежим. Наши «я» больше не оформлены физическими суверенными границами в рамках национальных государств. Будущие медиа должны стать ресурсом новых типов идентичностей. Они должны позволять найти себя и свое сообщество в пространстве информационных потоков, предложить якоря в текучести современного мира, стать точкой опоры для тех, кто находится в постоянном движении. Человек всегда находится в поисках смысла своего существования и только его наличие является ключевым фактором для выживания.

Отсюда следует, что СМИ будущего должны также стать и ресурсом смыслов, определяющим направление движения и отвечающим на вопрос зачем я. Так или иначе спрос на медиа будет определяться тем, способны ли они выполнять функции в контексте будущих вызовов. Вектор изменения роли СМИ можно определить, как переход от механизма формирования определенности, где медиа предоставляют продукт «понятной картины мира», к механизму жизни в неопределенности, где медиа — это шест в руках эквилибриста, позволяющий сохранить баланс во время путешествия по канату по миру сложности и текучести. А значит медиа будущего должны будут ежедневно давать ответы на вопросы кто мы, как мы, зачем мы