Для пациента и его родственников
Какие врачи первыми предложили лечение шизофрении электросудорожной терапией? Какая история электросудорожной терапии в Германии Третьего рейха?
Весной 1936 года Уго Черлетти (1877–1963), директор психиатрически-неврологической университетской больницы в Риме с 1935 года, отправил своих ассистентов в Вену для изучения недавно внедренного там нового метода лечения шизофрении - «судорожной терапии», которая предполагала введении фармакологического вещества, способного спровоцировать генерализованный эпилептический припадок; также считалось, что это оказывает лечебное воздействие на шизофрению.
Черлетти, занимавшийся многолетними исследованиями эпилепсии, сразу же отреагировал на отчет своих помощников об их венских наблюдениях идеей изменить процедуру Медуны с использованием электричества вместо фармакологического вещества.
В своих экспериментах с эпилепсией на собаках Черлетти уже использовал электрическую провокацию для изучения гистопатологических изменений мозга после множества эпилептических припадков. В октябре 1936 года Черлетти поручил своему технически опытному помощнику доктору Лучио Бини (1908–1964) дальнейшие исследования по изучению возможности безопасного вызова эпилептических припадков путем подачи электрического тока на голову. Первые результаты этих испытаний на собаках с использованием оборудования, разработанного Бини, были представлены в мае 1937 года на международной конференции в Швейцарии «Терапия шизофрении: инсулиновый шок, кардиазол, постоянный сон». В отличие от внутривенной фармакологической индукции эпилептических припадков электричество обещало быть более простым, надежным и менее пугающим для пациента, поскольку применение электрического тока немедленно приводило к потере сознания. Руководствуясь этой задачей, Черлетти хотел изменить методику, первоначально разработанную для изучения нейрогистопатологии эпилепсии, на терапию шизофрении; техника, созданная для медицинских исследований, была изменена, чтобы обеспечить возможность медикаментозной терапии. Таким образом, очевидно, что идея «электрошока» родилась не на римской бойне и не тестировалась в первую очередь на свиньях, как предполагает Томас Сас в своей истории «От бойни до сумасшедшего дома» (1971), которая рассматривала изобретение электрошоковой терапии как «современный терапевтический тоталитаризм». Социальные истории, такие как "Психические заболевания" и "Телелогические лекарства" Браслоу (1997) , по-видимому, подкрепили точку зрения, популяризированную в книге "Пролетая над гнездом кукушки", об электрошоковой терапии как «лечении», направленном на принуждение к дисциплине в репрессивном режиме психиатрической больницы. В Германии Третьего рейха электрошоковая терапия, как и предыдущие «шоковые терапии», инсулиновая кома и кардиазоловая судорожная терапия, противоречила генетической догме шизофрении, при которой было допустимо только одно «лечение»: первичная профилактика путем стерилизации. Только после окончания официальной операции по «эвтаназии» по убийству в августе 1941 года, получившей название «Т4», психиатрическая элита начала пропагандировать электрошоковую терапию как современный «неспецифический» метод лечения, чтобы переосмыслить психиатрию как «почетную» медицинскую дисциплину (Rzesnitzek L., Lang S., 2017). Тем не менее, в период нацизма электрошок не был терапией, а скорее методом лечения, «причинять пытки».
Для врача
Почему Медуну можно считать первым представителем судорожной терапии больных шизофренией? В связи с чем электросудорожная терапия Черлетти подверглась широкой критике?
Как известно, новый революционный метод шоковой терапии пришел из Рима. Психиатры того времени считали , что был найден метод, а также подходящий аппарат, который заменил «судорожную терапию» шизофрении, предложенную Ладисласом Медуной (1896–1964) в 1934 году и основанную на эпилептических припадках, вызванных камфорой или пентилентетразолом (Кардиазол). История первых испытаний электросудорожной терапии на больных людях в Римской клинике была написана несколько раз. Однако, примечательно, что первый судебный процесс был проведен тайно из-за опасений серьезного инцидента. Черлетти было уже 60 лет, он был известным авторитетом в области неврологии и психиатрии и опасался потерять свою репутацию. В любом случае «Маэстро», как его называли, не нужно было открывать что-то «новое», что обеспечило бы ему первую академическую должность. Тот факт, что Черлетти выбрал недавно поступившего пациента вместо своего собственного хорошо известного пациента, подвергся широкой критике; однако в свете истории медицинских экспериментов на людях оно не выглядит ни как особенность, исключительно характерная для психиатрии и неврологии, ни даже для медицины Третьего рейха или Европы В любом случае «Маэстро», как его называли, не нужно было открывать что-то «новое», что обеспечило бы ему первую академическую должность. Тот факт, что Черлетти выбрал недавно поступившего пациента вместо своего собственного хорошо известного пациента, подвергся широкой критике; однако в свете истории медицинских экспериментов на людях оно не выглядит ни как особенность, исключительно характерная для психиатрии и неврологии, ни даже для медицины Третьего рейха или Европы (Lederer S., 1995).
Для исследователя
Кто из врачей первым получил патент на проивзодство электрошоковых аппаратов? В чем была специфика исследований, посвященных электросудорожной терапии во время Второй мировой войны?
Новый «электросудорожный» метод оказался настолько убедительным, что Черлетти осмелился представить результаты уже 28 мая 1938 года в Королевской медицинской академии в Риме; они были опубликованы в итальянских профессиональных журналах под названием «Электрошок» ( l'elettroshock ). Первоначально метод был направлен на подачу слабого калибровочного тока на два электрода, закрепленных с помощью специальной опорной конструкции на голове пациента, для измерения так называемого сопротивления головы. На основе этой величины впоследствии можно было подобрать подходящее напряжение, чтобы электричество, протекающее через голову пациента через те же электроды в течение долей секунды, вызывало эпилептический припадок. Конструкция Бини была запатентована, а производство «электрошоковых» аппаратов передано по эксклюзивной лицензии миланской компании Officine Elettrotecniche Italiane Ing. Витторио Арчиони Сас (Арчиони). Исследования электрошоковой терапии во время Второй мировой войны оставались минимальными и были в основном связаны с общими во всем мире проблемами безопасности ее клинического применения. Однако в Третьем рейхе электрошоковая терапия была введена не только в психиатрических больницах, приютах и концентрационном лагере Освенцим, чтобы вернуть пациентов к работе, но и была модифицирована для «эвтаназии» убийств.
Литература
Braslow Joel, Mental Ills and Bodily Cures: Psychiatric Treatment in the First Half of the Twentieth Century (Berkeley, CA: University of California Press, 1997).
Rzesnitzek L., Lang S. ‘Electroshock Therapy’ in the Third Reich. Med Hist. 2017 Jan; 61(1): 66–88
See Susan Lederer, Subjected to Science: Human Experimentation in America before the Second World War (Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1995).
Szasz Thomas S., ‘From the Slaughterhouse to the Madhouse’, Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 8 (1971), 64–67: 67.