Найти тему
Анастасия Меньшикова

Самая обаятельная и… счастливая

Один из моих любимых советских фильмов – «Самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьёвой в главной роли. Мне кажется, что этот фильм – прекрасная иллюстрация того, что отличает успешных людей от счастливых.

Давайте немного вспомним сюжет. Живёт в Москве некая Надя Клюева. По всем критериям своих знакомых она – неудачница. Обыкновенная, плохо одетая, незамужняя простушка, которая не то что не верит, а даже не предполагает, что может быть счастливой. И должность у неё неперспективная – целый день сидеть за кульманом. В общем, обычная такая женщина без изюминки и огонька.

Но тут внезапно вмешивается судьба и в очередной раз ударяет Надю Клюеву. На этот раз в буквальном смысле, от хулигана в глаз. После чего она встречает свою давнюю подругу Сусанну, которая начинает её учить, как надо правильно жить.

Сусанна объясняет Наде, что у успешных и востребованных женщин есть определённый набор качеств, подтверждающий их статус. Престижный муж, одобряемый внешний вид, работа без лишней ответственности и суеты. И рассказывает про все эти пирожки/пирожные, смотри-молчи-восхищайся, стань необходимой, но изображай беспомощность. И как бы намекает: «Посмотри на меня, подруга, я делаю это, и поэтому я – успешная и востребованная женщина. И ты делай так же, и тогда для тебя откроются все двери, которые раньше были закрыты».

Слова Сусанны подтверждают коллеги: «Надь, не переживай, мы буем давать тебе советы». Все они успешнее Нади. Все они победители. Все они хотели лучшего и добились лучшего.

Но у их успешности есть и обратная сторона. Постоянно меняющая мужей, красавица Люся Виноградова, героиня Ларисы Удовиченко, чувствует себя невыносимо несчастной и одинокой. Герой Леонида Куравлёва, говоря о своей семье, стучит себя по шее, словно пытается сбросить невидимое ярмо, и ищет приключения на стороне. Легкомысленный красавчик, герой Александра Абдулова, принимает знаки внимания женщин как должное, но абсолютно их не ценит, считая свою внешность гарантией особого к нему отношения.

Надя Клюева смотрит на всё это, думает – и решает выйти из игры. Чтобы стать свободной. Не поступать так, как правильно, как принято и как делают другие, а самой выбирать, чем заниматься и куда идти. Она перестаёт изображать из себя ту, кем её хотят видеть остальные. Идёт к мужчине, который ей нравится, и становится той, кем она является. Обычной женщиной, которая встречается с обычным мужчиной.

Да, она не стала успешной и востребованной. Да, она не достигла поставленных целей. Да, у неё не появился влиятельный муж. Да, она не устроилась на престижную работу и не начала носить дефицитную одежду. Но она стала счастливой.

Нам часто советуют, что нужно задрать планку и не только удерживать её на этом уровне, но и постоянно поднимать. Словно мы какие-то дрессированные медведи на арене цирка, которых оценивают по тому, через какую планку они перепрыгнут. Но мне кажется, что в этих соревнованиях бесконечного сравнения своих достижений с чужими, среди рейтингов и градаций, очень сильно выматываешься. И у тебя не остаётся ни времени, ни сил на обычную жизнь.

Это очень важно – научиться понимать, какой вы человек и что вам действительно нужно. Верить себе и быть честным с собой. Осознавать, что можно не стоять в очереди за самым успешным и перспективным мужчиной, доказывая ему, что вы лучше других женщин. Достаточно того, что вы встретите мужчину, который вам понравится. И с которым вам будет просто хорошо.

Да, при таком раскладе многие двери действительно окажутся закрытыми. Но это не значит, что эти двери вам нужны, и что не появятся другие. Те, которые вам больше подходят. И те, за которыми вы станете самыми обаятельными и самыми счастливыми.

Нравится вам этот фильм? Считаете себя успешными или счастливыми?