Найти в Дзене

ПОЧЕМУ СТАЛО ТАК СЛОЖНО ПРОЙТИ КОНСУЛЬСКУЮ ПРОВЕРКУ ДЛЯ ОТЪЕЗДА В ИЗРАИЛЬ?

Консульская проверка - первый и важнейший этап репатриации в Израиль. Консул - тот человек, который, изучив бумаги потенциального израильтянина, поставит (или нет) визу репатрианта. На собеседовании не только проверяется еврейство пришедшего на встречу, но и намерения людей. Консульская проверка, как показывает практика, во многом субъективна. С одним и тем же набором документов соискатели израильского гражданства могут получить и “добро”, и “отказ”. О том, что требуют консулы, с какими проблемами сталкиваются тут российские евреи, на что обращают внимание консульские работники и какими методами они действуют, рассказал исполнительный директор Центра репатриации “Шалом” Александр Лебедевич.

Какой процент потенциальных репатриантов сегодня получает отказы у консулов на первой встрече?

По статистике, то с первого раза проходят только те, у кого прям очень хорошие документы - например мама еврейка, плюс все документы оригинальные. Из общей массы таких 20-30%. Остальных по разным причинам и под разными предлогами отправляют на “второй круг”.

К чему склонны придираться сегодня консулы?

Придираться, если говорить именно о российских репатриантах, консулы склонны ко всему, к чему только можно придраться. Нынешнее правительство Израиля считает, что в стране сегодня стало слишком много русскоязычных, которым чужда еврейская культура и религия. Да и электоратом действующей власти они не являются (на последних выборах победила коалиция правых и ультраортодоксов).

Сейчас консулы работают в режиме минимальной толерантности по отношению к россиянам. Их документы изучаются под микроскопом. Отчасти из-за того, что львиная доля россиян едут за паспортами, а не чтобы жить в Израиле (явление так называемой “паспортной алии”), отчасти - потому что страна переориентируется на западных евреев - французов, американцев.

Новые репатрианты в Израиле
Новые репатрианты в Израиле

Как вышло, что к евреям-гражданам разных стран консулы относятся по-разному? Это же не соответствует ни букве, ни духу Закона о возвращении?

Причин много, они разные. По факту, к гражданам Беларуси консулы относятся сильно лучше, чем к россиянам. Россиянам надо быть готовыми к доскональной проверке. К украинцам, в то же время, на встрече будут предельно лояльны - на какие-то вещи и вовсе могут закрыть глаза. Консулы понимают, что ситуация на русскоязычном пространстве разная, а значит, отличается и мотивация репатриантов.

Какие наиболее распространенные причины отказов в визе репатрианта?

Очень часто причина самая банальная - люди не готовы к проверке - то есть у них не хватает базовых документов. Тем не менее, зачастую консулы сейчас требуют далеко не самые простые вещи. Например, могут попросить форму П1 на родственников (родителей, бабушек - дедушек). Такую справку без проблем дадут по запросу прокурорскому сотруднику, но не родственнику. Учитывая, что распространение персональных данных, мягко говоря, не приветствуется на процессуальном уровне ни в РФ, ни в РБ, требование предоставить формуляр П1 о выдаче паспорта (выписку из паспортного стола) не оправданное. Тем не менее консул имеет на это право согласно Закону о возвращении, если ему нужно установить родство с еврейскими предками.

Проблематично также получить расширенную Справку о рождении с иными сведениями (форма номер 4). “Иные сведения” - это даты рождения, кем работали, где работали, где жили по прописке. А главное - там может быть указана национальность родителей. ЗАГСы не хотят вносить сведения, надо лично туда ехать, просить о переносе данных из метрических / архивных книг в базу. В ЗАГСе обычно говорят: все что можно было внести, внесли. Но по факту сотрудникам лень сходить поднять старые данные.

Сейчас очень часто требуют справку из Красного креста о нахождении в эвакуации, хотя она и не входит в перечень обязательных. Либо, выяснив, что бабушка не была в эвакуации, зато служила медсестрой на фронте, консул попросит донести выписку из личного дела в Центральном архиве Минобороны. То есть необходимыми оказываются, казалось бы, необязательные свидетельства и документы.

Какие еще есть “подводные камни” во время собеседования?

Консул, например, может внезапно попросить написать пояснительную записку о планах в Израиле. Люди пугаются, не понимают, зачем и почему, нервничают. Консул наблюдает за их реакцией, в итоге может сказать: “Ждите решения, мы с вами свяжемся”. По идее, на собеседовании должны сразу говорить, “да” или “донесите что-то”, или “подождите, мы отправим ваши документы на проверку в Иерусалим”. Но не происходит ни одного, ни другого, ни третьего. Оказывается психологический прессинг, не всегда понятно чем обоснованный.

Еще из распространенного: ваш родственник репатриировался много лет назад, вы с ним не общаетесь. Консул может сказать: “Да, вижу, его документы есть в базе, но вы мне все равно донесите копию его свидетельства о рождении, или Тэудат Зеута”. Приходится связываться с человеком, просить его прислать сканы его документов. То что вы с этим человеком не общаетесь вовсе, консула не будет интересовать. Более того, все это делается с формулировкой “мы хотим вам помочь”.

Прохождение консульской проверки в Израиле в 2024 году

Какими принципами руководствуются консулы? Стараются ли они понять, собирается ли репатриант жить в Израиле, или едет только за паспортом? Если стараются понять, то каким образом?

Выяснить намерения репатрианта для консулов очень важно. По закону, гражданство полагается тем евреям, которые хотят перенести центр жизни в Израиль. Такова идеология сионизма, как ее понимали еще в начале 20-го века - собрать всех евреев на нашей исторической родине - в Израиле. Всего лет двадцать - тридцать назад в самом Израиле для граждан считалось зазорным эмигрировать в другие страны. Сегодня ситуация иная - за границей живет более миллиона израильтян. Мир стал глобальным. Многие из Изриля, например, едут учиться в Европу, там и оседают. Многие, получив паспорт, возвращаются в Россию. Однако что касается репатриантов, то от них государство в момент собеседования требует четкого намерения переехать и жить. Разумеется, потом планы могут поменяться - Израиль не всем “заходит”. И тем не менее консул будет выяснять мотивацию потенциального репатрианта и его взгляды на страну. Это будет происходить в легкой, почти светской беседе, но не стоит обманываться, когда консул небрежно спросит, как и где вы планируете работать, не смущает ли вас война?

Не просто так задаются и такие вот вопросы: А слышали, какая у нас там жара? Вы знаете, что сервисом в Израиле многие недавние репатрианты не довольны? Еще и по субботам ничего не работает, вас это не беспокоит?

Часто ли на собеседованиях будущие репатрианты врут, если врут, то ловят ли их на лжи?

Бывает, что врут. Например, некоторые люди стараются скрыть христианское или буддистское (случается и такое) вероисповедание. Иногда люди пытаются предоставить недостоверную информацию по предкам. Но у консульств есть базы данных, обширные сведения, связанные с евреями бывшего СССР. Был случай, когда люди утверждали, что их бабушка не была в эвакуации, поэтому они не брали справку из Красного креста. На это консул возразил: “Она была в эвакуации, мы знаем”. И приходится ехать в Красный Крест в Москву, заказывать эту справку (даже если там будет указано “Данных не обнаружено”)

-2

Нужно ли брать на встречу с консулом, например, фотографии с кладбища, которые косвенным образом свидетельствуют о еврействе предка?

Очень часто такие фотографии действительно просят показать. Во-первых, на могильном камне может быть надпись на идише или звезда Давида, во-вторых, консул может захотеть убедиться, что на могиле нет креста. И, наконец, по состоянию могилы можно сделать вывод, уважает ли репатриант своих еврейских предков, чтит ли он их память. Отношение в таких вещах проявляется, и оно красноречиво.

-3

Если супруг еврея имеет христианскую веру, и указал это в анкете, могут ли отказать в репатриации?

Закон позволяет репатриироваться евреям, если они иудейской веры или не религиозны, но вот что касается супруга / супруги, в законе об этом не говорится. И все же на собеседовании каждый из будущих граждан заполняет анкету и должен в том числе сообщить о религиозных взглядах. В моей практике не было случаев, чтобы кто-то указывал свою другую веру, помимо иудейской. Знаю женщину, которая собиралась репатриироваться с мужем-евреем, и она мне сказала, что уже присмотрела церковь, куда будет ходить. Но на собеседовании она все же не стала об этом сообщать. В Израиле, кстати, есть некоторое количество православных / католических храмов, и не только в Иерусалиме. Ходить в них репатрианту никто потом не запретит. Но к чему искушать судьбу на этапе получения гражданства?

Можно ли пройти проверку у консула, имея судимость?

Наличие судимости, пусть даже и погашенной - это всегда вопрос. В Законе о возвращении среди исключений, препятствующих получению гражданства называется “криминальное прошлое, которое может представлять опасность общественному порядку”. Консул будет спрашивать, каковы были обстоятельства получения судимости. По идее, проблем возникнуть не должно. Далее, после консульской, идет проверка в МВД, и там на репатрианта с судимостью смотрят очень пристально. В исключительных случаях сотрудники МВД могут отказать в выдаче паспорта. Тогда надо обращаться к израильскому адвокату. Мы сотрудничаем со специалистами такого профиля.

Репатриация в Израиль из Москвы в 2024 году - ЦР «Шалом»

Что самое сложное в консульской проверке?

Совладать с собой, с нервами, проявить достаточно воли, сознательности, трезво оценить ситуацию. Знаю два зеркальных случая. Две семьи пришли на проверку, не прошли с первого раза, им сказали донести определенные документы. Дело было в Кишиневе. Одна семья в итоге осталась в Молдове на три недели, дособрала все справки (они на этой стадии обратились к нам за помощью в сборе недостающего). Консул увидел их желание, со второй попытки они получили визы. Другая семья, имея почти все документы в папке, психанула, не разобралась. Они уехали обратно в Россию, понадеявшись на своего адвоката, который, не будучи специалистом по миграционным вопросам, сделал все не правильно. С тех пор прошел год, они до сих пор не прошли проверку - их адвокат третий раз сделал им неправильную справку. К нам они после первичной консультации решили не обращаться - держатся за своего адвоката, которому уже заплачены деньги. Вопрос для них, видимо, принципиальный.

По закону, будущие репатрианты должны явиться к консулу в полном составе. А если среди них неходячий инвалид?

Если вопрос в инвалиде, то консул спросит: "А как он уедет, если не смог прийти ко мне?" Лежачего все равно придется везти в самолете. Тут ни консулы, ни МВД не идут ни на какие уступки репатриантам.

Сегодня консульские проверки порой отменяют. Что делать, если так произошло? Особенно неприятно, если в полном составе семья уже прилетела из другого города...

В Кишиневе сейчас “Фонд Дружбы” дает гостиницу на неограниченный срок, если проверка перенесена. В Москве и Питере такого нет, однако, как правило, в консульстве после отмены встречи предложат на выбор несколько дат, когда людям было бы удобно снова приехать. Конечно, стоимость билетов на самолет никто не компенсирует.

Насколько сложен путь проверки в Иерусалиме, в каких случаях стоит этим “заморачиваться”?

В Израиле действительно можно пройти консульскую проверку. Но это и долго, и дорого. Нужно делать нотариально заверенный и апостилированный перевод на иврит каждого документа (в Иерусалиме в консульстве не читают на русском). Схема в этом случае такая: сначала в МВД первично проверят документы, потом они отправят запрос в Натив (канцелярию премьера) в Иерусалиме. Далее, в случае успешного прохождения собеседования в Иерусалиме, следует новая встреча с представителями МВД для оформления документов. В целом процесс длится обычно 8-9 месяцев, на протяжении которых требуется продлевать туристическую визу, снимать как-то где-то жилье (которое без израильских документов на долгосрок снимать и оплачивать проблематично даже чисто технически). Все это время надо быть в стране. Словом, это рабочая схема, но очень затратная и сложносоставная.

Иерусалим
Иерусалим

Кто вообще такие консулы? Они юристы, документоведы? Кто работает на этих должностях?

Консул - обязательно гражданин Израиля, часто эти люди имеют какие-то заслуги в Израиле, хороший послужной список, а также опыт работы с документами на территории бывшего СССР. Консул может быть бывшим работником МВД или СОХНУТА. Также среди них встречаются люди с историческим образованием (консулу важно знать историю еврейской культуры и традиций). Часто говорят, что консулы - хорошие психологи. Отчасти это так - они проходят спецподготовку, но какую конкретно, об этом не рассказывают.

Если вы собираетесь репатриироваться и хотите лучше подготовиться к израильским реалиям, обращайтесь в Центр репатриации “Шалом” - наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам максимально подробно - https://shalom-center.ru.