Найти тему
Проект Pankra

Аристотель. Справедливость

рис Пв.
рис Пв.

Никомахова этика. Direct Media. Москва Берлин 2020 г. Перевод Э.Радлова.

Книга пятая

О справедливости

§ 1 Теперь должно обратиться к рассмотрению справедли­вости и несправедливости и к тому, каких действий они каса­ются, и какого рода середина — справедливость, и между какими крайностями находится справедливое. Рассмотрение наше будет следовать тому же самому методу, как и в преды­дущих случаях.

Мы видим, что словом «справедливость» все желают обо­значить то приобретенное свойство души, в силу которого лю­ди становятся способными к справедливым действиям и в силу которого они поступают справедливо и желают справедливого; то же самое и относительно несправедливости, в силу которой люди поступают несправедливо и желают несправедливого; поэтому и мы это общее описание положим в основу нашего исследования.

Науки и способности отличаются от приобретенных ду­шевных качеств, ибо одна и та же способность и наука охваты­вает, как кажется, противоположности, приобретенное же свойство не охватывает в то же время и противоположного ему: например, человек, имеющий здоровье, не станет желать противоположного ему, а только здоровое, и мы говорим, что он идет «здорово», когда он ходит, как здоровый человек. Ча­сто известное, приобретенное свойство познается из противо­положного ему свойства, и часто оно познается из того, что ему подчинено: когда телесное благообразие [£U£^oa] известно, то вместе с тем известно и безобразие; благообразие познается из условий, создающих его, и из него познаются условия, со­здающие благообразие. Если благообразие состоит в твердости мускулов, то по необходимости безобразие должно состоять в вялости мускулов, и условиями, создающими благообразие, должны быть условия, делающие мускулы твердыми. В боль­шинстве случаев бывает, что если одно из противоположных качеств употребляется в различных значениях, то и другое также употребляется в различных значениях, например, если справедливое, то и несправедливое.

§ 2 Кажется, понятия справедливость и несправедливость употребляются в различных значениях, но различие ускольза­ет вследствие родственности синонимов и не замечается, как бывает, когда значения сильно отличаются, например, раз­личие по смыслу велико в случае синонима хЛыд, которым обо­значается кость под шеею животного [ключица] и инструмент, которым открывают дверь. Посмотрим, в скольких значени­ях употребляется слово «несправедливый». Несправедливым называют как нарушающего закон, так и берущего лишнее с других, и человека, не равно относящегося к другим людям [avioog]. Ясно, что и справедливым называют то человека, по­ступающего по законам, то равно относящегося ко всем людям. Итак, понятие «справедливость» означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а «несправедливость» — про­тивозаконное и неравное [отношение к людям]. Но так как не­справедлив также человек, стремящийся к лишней выгоде, то, следовательно, несправедливость имеет отношение к бла­гам — не ко всем благам, а лишь к тем, которые создают [внешнее] счастье и несчастье, которые, говоря безусловно, всегда блага, но не суть таковые для каждого отдельного лица. Люди же их именно и желают и стремятся к ним, а это­му не следовало бы быть, а следовало бы им молиться о том, чтобы безотносительные блага стали благами и для них; вы­бирать же им следует те, которые суть блага для них. Неспра­ведливый не всегда станет выбирать большее, но иногда и меньшее, когда имеет дело с безотносительным злом; но так как меньшее зло в известном смысле может быть названо бла­гом, а корысть [nX£V£^la] заключается в стремлении к благам, то такой человек все же, как кажется, может быть назван чело­веком корыстным; он в то же время и человек, не равно отно­сящийся к другим, ибо это последнее понятие охватывает собою первое и обширнее его.

§ 3 Если человек, преступающий законы, несправедлив, а держащийся законов — справедлив, то ясно, что все установ­ленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное его по­становление мы называем справедливым. Законы же касаются всевозможных отношений, имея в виду или общее благо всех людей, или же благо лучших и сильнейших людей, а этих назы­вают таковыми или вследствие их добродетели, или по какой- либо другой подобной причине, так что по одному значе­нию понятие справедливого производит и охраняет бла­женство и части его в политическом общении. Но закон приказывает, сверх того, творить дела мужества, например: не покидать военного строя, не убегать с поля сражения и не бро­сать оружия; дела умеренности — например: не прелюбодей­ствовать и не делать насилий; дела кротости — например, не драться и не браниться. Подобным же образом поступает закон и относительно других добродетелей и пороков, предпи­сывая первые и воспрещая последние, и предписывает он вер­но, если он верно составлен, хуже — если он небрежно составлен. В этом смысле справедливость — совершенная добродетель, хотя и не безотносительно совершенная, а по от­ношению к другим людям, и вследствие этого-то часто спра­ведливость является величайшей из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда; поэтому-то мы и говорим в виде пословицы: «В справедливо­сти заключаются все добродетели».

Сверх того, она потому есть наиболее совершенная доброде­тель, что польза этой добродетели совершенная; совершенная же она потому, что кто обладает ею, имеет возможность вос­пользоваться ею и для других людей, а не только для себя. Мно­гие люди умеют проявлять добродетель в своих домашних обстоятельствах, но не в состоянии сделать этого по отноше­нию к другим. В этом обстоятельстве и лежит истинный смысл изречения Вианта, что «должность показывает человека», ибо должностное лицо имеет дело с ближними и с обществом. Вследствие этого же обстоятельства одна только справедли­вость из всех добродетелей, как кажется, состоит в благе, при­носящем пользу другому лицу, ибо справедливость всегда относится к другим и приносит пользу другому лицу, будь оно властелин или все общество. Самый дурной человек, дей­ствительно, есть тот, кто поступает дурно как по отношению к себе, так и по отношению к своим друзьям, но самый луч­ший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью

[справедливостью] по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим, а это — трудное дело. В таком смысле справедливость не есть часть добродетели, а вся доб­родетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще.

Из сказанного ясно, чем отличается добродетель от этой справедливости: по существу они тождественны, но в проявле­нии они различаются: одна — справедливость, добродетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, то есть добро­детель, приобретенное душевное качество, взятое безотноси­тельно.

§ 4 Мы исследуем здесь справедливость как часть доброде­тели, ибо, как мы сказали, таковая существует; точно так же мы исследуем и несправедливость как часть [порочно­сти]. Доказательство ее существования следующее: при вся­ком порочном действии человек поступает несправедливо, но он может не проявить корысти, например, если он из трусости бросит свой щит, или по грубости выбранит кого-либо, или не поможет деньгами вследствие скупости. Проявляя корысть, он при этом часто не впадает ни в один из упомянутых пороков и, конечно, не во все вместе, однако он впадает в известного рода порочность (ибо ведь мы его хулим), а именно в несправедли­вость; итак, есть особого рода несправедливость, часть всей несправедливости, и есть понятие несправедливого, составля­ющее часть всего понятия несправедливого, определенного законом. Сверх того, если кто-либо ради выгоды занимается прелюбодеянием и получает за это плату, а другой, напротив, приносит денежные жертвы своей страсти, то последнего, как кажется, следует скорее назвать невоздержным, чем корысто­любивым, первого же — несправедливым, а не невоздержным; и это, очевидно, вследствие его стремления к наживе.

Далее, все другие несправедливые поступки можно всегда подвести под какой-либо вид порочности: например, прелюбо­деяние под невоздержность, если кто-либо оставил своего ближнего в битве, то это можно подвести под трусость, по­бои — под гневливость, а любостяжание ни под какой другой порок не подведешь, кроме несправедливости. Итак, ясно, что, кроме всей несправедливости, существует несправедливость как часть первой, имеющая то же название вследствие того, что оба определяются одним и тем же родовым понятием; смысл и значение обоих заключается в отношении к другим людям; разница лишь в том, что одна имеет дело с почестями, или деньгами, или безопасностью и тому подобными, заклю­ченными в одну категорию явлениями, возникает из насла­ждения выгодой, другая же охватывает все то, с чем имеет дело нравственный человек.

§ 5 Итак, ясно, что существует несколько родов справедли­вости и что, помимо всей справедливости, существует еще и другая; следует определить, какова она и какие ее качества. Мы уже различили несправедливость, состоящую в наруше­нии законов, от несправедливости, состоящей в неравном отношении, а также справедливое, в смысле законного, мы различили от справедливого, в смысле равного отношения. Итак, первый вид несправедливости состоит в нарушении за­кона. Если неравномерное и противозаконное не одно и то же, но отличаются друг от друга, как часть от целого (ибо все неравномерное противозаконно, но не все противозаконное неравномерно), то значит, и несправедливое, и вообще неспра­ведливость не одно и то же, а различаются друга от друга, как часть отличается от целого, ибо несправедливость в этом зна­чении есть часть всей несправедливости, точно так же как и справедливость — часть всей справедливости. Мы должны говорить о специальной справедливости и о специальной не­справедливости и точно так же о специально-справедливом и несправедливом. Мы оставим без внимания справедливость и несправедливость, имеющую связь со всей добродетелью и состоящую в проявлении всей добродетели или порочности по отношению к другим людям. Ясно также, как следует опре­делить справедливое и несправедливое по отношению к ним [то есть всей добродетели и порочности]. Почти все действия, предписанные законом, осуществляются всецело добродете­лью, ибо закон предписывает осуществлять в жизни вся­кую отдельную добродетель и запрещает всякое порочное действие; те законоположения, которые касаются воспитания человека для общественной жизни, имеют в виду создать всю добродетель. Вопрос же о том, принадлежит ли воспитание отдельного человека, которое делает его хорошим человеком вообще, а не гражданином, политике или другой какой науке, будет нами рассмотрен позднее; может быть не одно и то же — быть хорошим человеком и хорошим гражданином.

Что касается специальной справедливости и соответству­ющего справедливого, то один вид ее проявляется в распре­делении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующи­ми в известном обществе (здесь-то и может быть равное или неравное наделение одного перед другим). Другой вид ее про­является в уравнивании того, что составляет предмет об­мена; этот последний вид подразделяется на две части: одни общественные сношения произвольны, другие непроиз­вольны; к произвольным относятся купля и продажа, за­ем, ручательство, вклад, наемная плата; они называются произвольными, ибо принцип подобного обмена произво­лен. Что касается непроизвольных, то они частью скры­тые, например воровство, прелюбодеяние, приготовление яда, сводничество, переманивание прислуги, убийство, лжесвиде­тельство, частью насильственные, например искалече­ние, удержание в тюрьме, умерщвление, грабеж, увечье, брань и ругательства.

§ 6 Итак, если несправедлив тот, кто нарушает равномер­ность, и если несправедливое заключается в неравномерности, то ясно, что должна быть и середина в неравномерности, а таково равномерное; в каждом действии, в котором мо­жет быть излишек или недостаток, может быть и равномер­ность; если несправедливым называется неравномерное, то справедливым — равномерное; это ясно всем и без даль­нейших доказательств; а если равномерное — середина, то и справедливое — середина; равномерное же предполагает, по крайней мере, два предмета. Итак, необходимо, чтоб спра­ведливое было серединой и равномерным (по отношению к известным предметам и лицам): поскольку оно середина, оно должно быть серединой чего-либо (а это есть избыток и недостаток); поскольку оно есть равномерное, оно равно­мерно относительно двух предметов, а поскольку оно справед­ливое, оно справедливо относительно известных лиц. Итак, справедливое предполагает по необходимости, по крайней мере, четыре условия: два лица, по отношению к которым оно спра­ведливо, и два предмета, к которым оно относится. Точно так же и равенство будет одним и тем же как по отношению к предметам, так и по отношению к лицам, ибо как предметы относятся друг к другу, так же и лица: если они неравны, то они не могут иметь равного; отсюда-то и возникают тяжбы и споры, когда равные люди владеют неравным имуществом или неравным уделено равное. Это явствует и из поговорки: «Делите по достоинству». Все люди согласны в том, что рас­пределяющая справедливость должна руководствоваться до­стоинством, но мерило достоинства не все видят в одном и том же, а граждане демократии видят его в свободе, олигархии — в богатстве, а аристократии — в добродетели.

Итак, понятие справедливого состоит в известного ро­да аналогии [пропорциональности], ибо пропорциональность свойственна не только абстрактным (povaSizou apiflpou) чис­лам, но числам вообще. Пропорциональность состоит в равен­стве чисел и нуждается, по крайней мере, в четырех членах. Очевидно, что «разделенная» пропорция состоит из четырех членов, но и «постепенная» точно так же, ибо последняя поль­зуется одним числом, как двумя, и вызывает его два раза, например, как а относится к b, так же и b относится к с, здесь b два раза упомянуто. Итак, если считать b два раза положен­ным, то выходит, что пропорция состоит из четырех членов. Таким образом, и понятие справедливого предполагает, по крайней мере, четыре члена и отношение то же самое, ибо лица и предметы также разделены. Итак, как лицо а относится к ли­цу b, точно так же относится предмет с к предмету d, или, называя лица и предметы попеременно: а относится к с, как b относится к d, отсюда следует, что и целое относится к целому, как части [то есть A+С: B+D = А: В], а таким именно сочетанием и пользуется распределение, и если пропорция так составлена, то сочетание верно.

§ 7 Итак, разделяющая справедливость состоит в сочета­нии отношений а к с и b к а, и в то же время справедливое — середина того, что находится вне пропорции, ибо пропор­циональность состоит в середине, а справедливое — в про­порциональности. Математики называют такую пропорцию геометрической, ибо именно в ней целое относится к целому, как один член относится к другому. Но это пропорция не по­степенная, ибо отношение лица к предмету не состоит в одном и том же числе.

Итак, в этом значении справедливое — пропорция, а не­справедливое — противоречащее пропорции. В таком случае один член пропорции становится слишком большим, а дру­гой — слишком малым. Это явствует и из рассмотрения дей­ствий, так как поступающий несправедливо уделяет себе из подлежащего делению слишком большую часть, а терпящий несправедливость получает слишком малую часть. Что же ка­сается зол, то отношение здесь обратное, ибо меньшее зло по отношению к большему злу почитается благом, и выбор мень­шего зла предпочтительнее большего, а выбирается всегда благо, и чем оно больше, тем оно предпочтительнее. Итак, вот каков этот вид справедливого.

Остальной вид — уравнивающая справедливость — возни­кает в произвольных и непроизвольных обменах и отноше­ниях. Этот вид справедливости различается по форме от предыдущего. Распределяющая справедливость, как сказано, касается благ, общих всем гражданам, и распределяет их про­порционально, и даже если бы распределялось общественное имущество, то при этом руководствовались бы отношением, в котором стоят взносы в общественную казну отдельных граждан. Несправедливость, противоположная этому виду справедливости, заключается в непропорциональности. Спра­ведливость же в обменах также заключается в своего рода ра­венстве, но не по такой пропорции, а по арифметической, ибо здесь не имеют в виду разницы, лишил ли порядочный чело­век дурного чего бы то ни было, или дурной — порядочного, или же порядочный совершил прелюбодеяние, а не дурной че­ловек; закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем, за исключением различения того, кто совершил преступление, от того, кто страдает, и того, кто нанес ущерб, — от того, кто терпит ущерб. Итак, эту-то несправедливость, состоящую в неравенстве, су­дья старается приравнять, ибо в тех случаях, когда один испы­тывает побои, а другой наносит их, или когда один убивает, а другой убит, в этих случаях страдание и действие разделены на неравные части. Судья старается путем наказания восстано­вить равенство, отнимая выгоду у действующего лица. Слово выгода употребляется, вообще говоря, во всех подобных слу­чаях, хотя бы оно и не было вполне соответствующим названи­ем, как, например, говорится о выгоде про того, кто нанес побои, а о наказании — про того, кто испытал побои; когда определено страдание, испытанное кем-либо, то одно называ­ется наказанием, другое — выгодой. Итак, середина между из­бытком и недостатком — равное; выгода же и ущерб суть избыток и недостаток, и притом в противоположном отноше­нии: выгодой называется избыток блага и недостаток зла, ущербом — противоположное; середина же между ними есть равное, которое мы называем справедливым.

Следовательно, уравнивающая справедливость есть сере­дина ущерба и выгоды; поэтому-то люди, когда спорят о чем- либо, прибегают к судье: идти в суд значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворен­ной справедливостью; к тому же люди ищут беспристрастного судью, и кое-где судей называют «посредниками», чтоб этим обозначить, что люди, достигнув справедливого решения, ста­нут держаться середины. Итак, справедливость должна быть известного рода серединой, если уже судья есть нечто подоб­ное. Судья же уравнивает и отнимает как бы у линии, разде­ленной на неравные части, ту часть, которая превышает собою половину, чтобы присоединить ее к меньшей части. Если целое делится на две части, то говорится, что каждый получил свое, если каждый получил равную часть. Равное же состоит в сере­дине между большим и меньшим по арифметической пропор­ции; поэтому-то справедливое называется Slxaiov, ибо оно состоит из двух частей (S'ixa), и можно бы произносить Sixaiov, а вместо Sixaorqg (судья) — Sixaorqg. Если из двух равных ве­личин у одной отнять нечто и прибавить это нечто к другой, то последняя двумя частями будет больше первой; если же от­нять часть, не прибавляя ко второй, то она будет лишь одной частью больше первой. Та величина, к которой прибавлена часть, будет этой частью больше середины, а середина, в свою очередь, больше той величины, у которой отнята часть. Отсюда мы можем узнать, что мы должны взять у человека, имеющего слишком много, и какую часть должны прибавить тому, кто имеет слишком мало; ту часть, которая превышает середину, мы должны прибавить имеющему слишком мало, и избыток середины должны отнять у имеющего слишком много.

Предположим три равные по длине линии — аа, вв' и YY':

£

а -------------------- —►-------------------- а

в ----------------------------------------------- в'

z

Y ------------------- -►---------------------- Y' --------------------- 5

Пусть от линии аа' будет отнята часть а£ и присоединена к линии YY' часть Y'5, так что вся линия Y'5 длиннее линии а£ и Y'5 на Y'z и длиннее линии вв' на Y'5. Названия же эти, выгода и наказание, собственно, заимствованы из области произволь­ного обмена, ибо получить более, чем ранее имел, называется выгадать, а остаться при меньшем, чем первоначально было, называется потерпеть ущерб [быть наказанным], как это бы­вает при купле и продаже и других делах, дозволенных зако­ном. В тех же случаях, когда никто не получит более и никто не получит менее, но всякий получит свое, и получит по доброй воле, в этих случаях говорят, что никто не выгадал и не потер­пел ущерба.

Итак, справедливость есть середина выгоды и ущерба, ограничивающая произвол; она стремится к тому, чтобы каж­дый как ранее, так и позднее имел равное [следуемое ему].

§ 8 Некоторым кажется, что воздаяние равным безуслов­но справедливо. Это, например, утверждали пифагорейцы; они так безотносительно определяли: справедливое состоит в воздаянии другому равным. Однако воздаяние равным нель­зя подвести ни под понятие распределяющей справедливости, ни под понятие уравнивающей, хотя в этом смысле желают ис­толковать судебное решение Радаманта:

Если кто терпит равное тому, что сделал, то справедливость соблюдена,

ибо оно [это понятие справедливости] многому противоречит, например, если должностное лицо прибьет кого-либо, то его нельзя так же побить, а если кто побил должностное ли­цо, то такого должно не только побить, но и наказать строго. Притом велика разница произвольного от непроизвольно­го, хотя, однако, общественные отношения, имеющие дело с обменом, поддерживаются именно этим видом справедливо­сти, воздаянием равным, которая имеет в виду пропорцио­нальность, но не равенство, ибо общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности: при этом или стараются воздать за зло злом, и если подоб­ное воздаяние невозможно, то такое состояние считается раб­ством, или же за добро добром, если же нет, то, значит, за услугу не воздается равной услугой, а государство имен­но и держится подобными взаимными услугами; поэтому-то храмы харит ставятся на рынках, чтоб услуга была отплачива­ема услугой; в том и состоит специальное свойство благодар­ности, чтобы получивший одолжение не только отвечал услугой, но и сам начал с одолжения. Это пропорциональ­ное воздаяние делается путем сочетания диаметров двух уг­лов четырехугольника; например, пусть а будет архитектор,

в — сапожник, у — дом, 5 — сапог. Архитектор должен пользо­ваться работой сапожника, а этому, в свою очередь, воздавать собственным трудом. Сказанное возможно, если сперва найде­на непропорциональная мера равенства и затем уже будет со­вершено воздаяние равным; если этого нет, то обмен будет неравный и не может состояться, ибо ведь ничто не мешает работе одного быть более ценной, чем работа другого, а их-то и нужно приравнять. То же самое замечается и в других искус­ствах и [ремеслах]; они взаимно уничтожались бы, если бы ра­ботник не производил чего-либо, имеющего количественную и качественную ценность, и если бы принимающий работу не принимал ее, как определенную количественную и качествен­ную ценность. Два врача не могут создать общество, а врач и земледелец и, вообще говоря, люди, занимающиеся различным и неравным, могут создать его, но их-то работу и нужно при­равнять. Поэтому все подлежащее обмену должно быть из­вестным образом сравнимо; для этого-то и введена монета, ставшая в известном смысле посредником. Она все измеряет и определяет, насколько один предмет превышает другой цен­ностью, например, сколько пар сапог равны по ценности одно­му дому или пропитанию [одного человека], и показывает, в каком отношении работа архитектора находится к работе сапожника и сколько следует дать пар сапог за дом или пропи­тание. Если же пропорция не соблюдена, то невозможен обмен, невозможны общественные отношения; а возможны они лишь в том случае, когда в предметах обмена есть известного рода равенство. Итак, все предметы должны, как сказано ранее, из­меряться чем-либо одним. Этим в действительности служит нужда, которая все соединяет, ибо если бы люди ни в чем не нуждались или же нуждались не в одном и том же, то не было бы обмена или взаимного обмена; монета же явилась как бы представителем нужды по всеобщему соглашению. Отсюда-то и ее название — vopiopa, ибо она не по природе таковая, а по человеческому соглашению, и в нашей власти изменить моне­ту и сделать ее неупотребительной.

Итак, воздаяние равным имеет место, когда найдено урав­нение, когда, например, земледелец относится к сапожнику так же, как работа сапожника к работе земледельца. До обмена не следует представлять себе пропорции; в противном слу­чае оба избытка будут на одной стороне. Только в том случае, когда каждый получил следуемое ему, они становятся равны­ми между собой и сообщниками, и именно в силу того, что по­добное равенство может возникнуть в их отношениях. Если земледельца назвать а, пропитание у, сапожника в, то уравни­вающая работа его будет 6; если бы не воздаяние, то невоз­можно было бы и самое общество.

Что нужда связывает людей в одно, явствует из того, что если б двое не нуждались друг в друге или один из двух не нуждался бы в другом, то не было б и обмена, который име­ет место в том случае, когда кто-либо нуждается в том, что дру­гой имеет; например, вино, взамен коего другой дозволяет вывоз хлеба. Итак, в таком случае необходимо уравнение. Что же касается обмена, возможного в будущем, нужды в коем не представляется в настоящее время, то порукой его являют­ся, когда обмен стал необходим, деньги; кто приносит деньги, тот должен иметь возможность получить то, в чем нуждается; но и деньги подвержены изменениям, ибо не всегда име­ют одинаковую ценность; однако они должны представлять собою более твердое мерило оценки, и ими должно быть все оценяемо; таким-то способом становится возможным обмен, а вместе с ним и общение. Итак, деньги, будучи мерою, делают сравнимыми все остальные предметы, приравнивают их; и как невозможно общение без обмена, так невозможен обмен без уравнения ценностей, и точно так же невозможно уравнение без сравнимости предметов. Говоря точно, невозможно, чтобы столь различные предметы стали сравнимыми, но для удовле­творения нужды человека это в достаточной мере возможно; для этого должна существовать по общему соглашению одна мера оценки; поэтому-то она называется vopiopa, ибо деньги делают все сравнимым благодаря тому, что все измеряется деньгами.

Пусть а будет дом, в — десять мин, у — ложе; пусть а рав­няется половине в (если дом стоит 5 мин) или же всему в; пусть ложе у равняется 1/ю части в; ясно, что в таком случае ценность нескольких лож равняется ценности одного дома, то есть 5. Ясно также, что именно таким способом происходил об­мен ранее изобретения денег: нет разницы — дать ли пять лож взамен дома или ценность пяти лож.

§ 9 Итак, нами определено понятие справедливости и по­нятие несправедливости. Из этих определений ясно, что справедливый образ действий находится посередине между нанесением и испытыванием несправедливости. Первое стре­мится к тому, чтоб иметь более, чем следует. Справедли­вость же — середина, но не в смысле ранее рассмотренных добродетелей, а в том смысле, что она производит середину, несправедливость же — крайность. Итак, справедливость есть добродетель, в силу которой справедливым называется чело­век, намеренно поступающий справедливо, и который, при распределении благ между собою и другим или между двумя посторонними лицами, поступает не так, что себе уделяет слишком много, а другому слишком мало, а зло распределя­ет противоположным образом, но уделяет каждому соответ­ственное ему по пропорции и точно так же поступает при распределении блага между двумя посторонними особами. Несправедливость же, напротив, есть порок, в силу которого человек поступает несправедливо. Она заключается в непро­порциональном увеличении или уменьшении полезного или вредного. Несправедливость есть в одно и то же время и избы­ток, и недостаток, и это потому, что она имеет отношение к из­бытку и недостатку: она есть слишком большое [избыток] присвоение себе безотносительно полезного и недостаточное уделение себе вредного. Несправедливость в целом точно так же действует и по отношению к другим, при этом зависит от случая, в пользу какой из двух сторон [между которыми происходит раздел] будет нарушена пропорциональность. Что же касается несправедливого образа действий, то недостаток находится на стороне испытывающего несправедливость, а избыток — на стороне поступающего несправедливо.

§ 10 Таким образом, мы рассмотрели справедливость и не­справедливость и их природу, а также понятие справедливого и несправедливого вообще. Но так как возможно, что чело­век поступает несправедливо, не будучи еще несправедливым, то спрашивается: какого рода преступление должен совершить кто-либо, чтоб его можно было назвать несправедливым во всех отношениях, например, вором, или прелюбодеем, или раз­бойником? Или и в таком случае не будет разницы? Ведь может же кто-либо связаться с замужнею женщиной, зная, кто она, но сделать это не вследствие предшествовавшего намерения, а под влиянием страсти. Он во всяком случае совершает пре­ступление, но не может быть назван «несправедливым», точно так же, как не может быть назван вором тот, кто раз украл, или прелюбодеем — тот, кто раз нарушил законы верности. (Ранее уже говорено, в каком отношении воздаяние равно понятию справедливости.) Не должно ускользать от нашего внимания то обстоятельство, что искомое нами понятие состоит как в справедливости вообще, так и в политической справедливости [праве]. Последнее же имеет место между людьми, принадле­жащими к одному общению, и имеет целью самоудовлетво­ренность их, притом между людьми свободными и равными, равными в смысле или пропорциональности, или числа вооб­ще. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости [прав], но имеют некоторого рода справедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеют пра­ва, для которых существует закон, определяющий их отноше­ния; закон же предполагает преступление, суд, распределение правды и неправды. В тех людях и обществах, в которых есть несправедливость, в тех должны быть и преступления; но не везде, где есть преступление, необходимо предполагать и не­справедливость; она же состоит в том, что человек уделяет себе слишком большую часть безотносительных благ и слишком малую часть безотносительных зол; поэтому-то мы и не дозво­ляем властвовать человеку, а разуму, ибо первый властвовал бы в свою пользу и стал бы тираном. Властитель, однако, есть охрана справедливости, а если справедливости, то вместе с тем и равенства. Ему, как кажется, нет выгоды быть справедливым, ибо он из безотносительных благ не уделяет себе большую часть, а лишь столько, сколько следует по пропорции, и тогда выходит, что он справедлив ради других людей; поэтому-то и говорят, что справедливость состоит в «чужом благе», как мы ранее сказали. Должностному лицу следует давать известное вознаграждение, которое состоит в почете и почестях. Те ста­новятся тиранами, которые этим не удовлетворяются. Что ка­сается права господина над рабом и отца над детьми, то оно не тождественно с политическим правом, но подобно ему, ибо не может быть несправедливости против того, что составляет безотносительную собственность кого-либо. Имущество же [раб] и дитя в известном возрасте, пока оно еще не отделилось от семьи, составляют как бы часть господина, а никто предна­меренно не станет вредить самому себе; поэтому-то не мо­жет быть и несправедливости относительно себя. Итак, в этих отношениях не может существовать политических прав и по­литической несправедливости, ибо то и другое создается зако­ном и имеет место лишь в людях, по своей природе могущих жить в законе, а таковые суть те, у которых существует равен­ство во властвовании и в подчинении. Скорее можно говорить о правах в отношениях к жене, чем о таковых по отношению к детям и рабам: таково экономическое право, которое, впро­чем, различно от политического.

Что касается политического права, то оно частью есте­ственное, частью условное. Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первона­чально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, [это безразличие прекращается], и есть разница, выкупит ли пленника за одну мину, и принести ли в жертву одну козу, а не двух баранов. Сюда же относятся законоположения, даваемые для отдельных единичных случа­ев, например, касательно жертвоприношения Бразиду, законо­положения, получающие силу путем голосования. Некоторым кажется, что все права именно такого рода [то есть условные], ибо то, что существует по природе, неизменно и имеет повсюду одинаковое значение, например, огонь жжет точно так же здесь, как в Персии, в то время как понятия о справедливо­сти изменчивы. Но это не так, и понятие о справедливости из­менчиво только в известной степени. Что касается богов, то относительно них вовсе, может быть, нельзя говорить об изменчивости; что же касается нас, то есть у нас и известного рода естественное право, хотя вся область права изменчива; все же, однако, есть право естественное и право условное. Ясно, что из явлений, могущих быть и иными, должно отнести к об­ласти естественного права и что должно отнести не к области естественного права, а установленного законом и всеобщим соглашением. Это определение может быть применено и ко всему другому; так, например, правая рука от природы сильнее левой, но может случиться, что у некоторых людей обе руки одинаково сильны. Что касается правовых отношений, осно­ванных на взаимном соглашении и пользе, то они подобны ме­рам. Не везде существует одинаковая мера для вина и хлеба, а мера [крупных] покупщиков большая, чем мера [мелких] продавцов. Подобным же образом и то право, которое не от природы таковое, а есть лишь человеческое право, не повсюду одинаково, точно так же, как и государственные устройства не везде одинаковы, хотя лучшее от природы лишь одно. Отдель­ные права и законоположения относятся между собою, как це­лое относится к частному, ибо действий много, правило же, касающееся их, одно; оно общее. Есть, однако, разница между преступлением и понятием несправедливого, точно так же как между справедливым действием и понятием справедливого. Несправедливое бывает двух родов: или от природы, или по установлению; вот это-то несправедливое, когда осуществ­ляется действием, становится преступлением, ранее же оно не преступление, а лишь несправедливое [in abstracto]; то же самое и относительно справедливого действия. Но язык обо­значает общее во всяком справедливом поступке словом SixaionpaYWa — справедливым образом действия, а словом Sixa'ito^a скорее обозначает исправление преступления. Что же касается отдельных видов преступлений, каковы они, сколько их и с чем они имеют дело, то это мы разберем позднее. Итак, если такова справедливость и несправедливость, то только в том случае кто-либо совершает преступление или поступает справедливо, когда он действует произвольно, когда же он действует непроизвольно, то он не совершает преступления и не поступает справедливо, а действие его лишь случайно становится таковым, ибо всякая деятельность людей подходит под категорию справедливой или несправедливой. Преступле­ние и справедливый образ действий определяются понятием произвольного и непроизвольного: когда преступление произ­вольно, его хулят, и в силу произвольности именно оно и есть преступление; следовательно, нечто может быть несправедли­вым, не будучи еще преступлением, а именно если отсутствует произвольность. Произвольным же я называю, как уже ранее сказано, то действие, которое находится во власти человека и которое он совершает сознательно, не будучи в неведении ни относительно лица, ни средств, ни цели, как, например, если кто-либо знает, кого он бьет чем и ради чего бьет, и притом по­ступает во всем этом не случайно и не по принуждению, как, например, в том случае, если кто-либо, взяв руку другого, уда­рил ею третьего, второй не поступал бы произвольно, ибо дей­ствие не зависело бы от него. Может случиться, что побитый окажется отцом бившего, последний же знал лишь, что он — человек и что он — один из присутствующих, но не знал, что он — его отец. Точно то же должно сказать и о цели, и о всем действии.

Итак, непроизвольно то, что делается по неведению, или если не по неведению, то потому, что действие не во власти действующего лица или принужденно. Ведь многое из того, что определено природой, мы делаем и терпим сознательно, хотя оно и не относится к произвольному, как, например, старость или смерть. Точно так же некоторые преступления и некото­рые справедливые поступки становятся таковыми лишь слу­чайно. Ведь может случиться, что кто-либо вернет доверенное ему имущество против воли и из страха: про такого человека нельзя сказать, что он поступил справедливо или что он при­держивается правильного образа действий, а можно сказать только то, что он случайно поступил справедливо. Точно так же и про того, кто против воли и по принуждению не возвра­щает доверенного имущества, можно сказать лишь, что он слу­чайно поступает несправедливо и совершает преступление.

Произвольные действия бывают частью намеренные, ча­стью ненамеренные; намеренные — те, о которых мы зара­нее совещались с собою, ненамеренные — те, которые ранее не обдуманы. Ущербы, встречаемые в обществе, бывают троя­кого рода: одни из них — проступки, совершаемые по неведе­нию; они имеют место тогда, когда кто-либо действует, не зная ни лица, против которого направлено действие, ни объекта действия, ни, наконец, цели действия, например, если кто-либо вовсе не думал бросить предмет, или [хотел бросить] не в это лицо, или не ради этой цели, но вышло случайно так, что он не совершил того, что хотел; например, он бросил не ради того, чтобы ранить кого-либо, а лишь для того, чтобы пощекотать его, или он не хотел попасть в эту особу, или хотел попасть не таким образом. Если ущерб наносится непредвиденно, то это — несчастье, если же не непредвиденно, но без злого умысла, то это — про ступок. Проступок совершается в том случае, когда принцип вины лежит в действующем лице; слу­чается несчастье, если принцип лежит вне действующего лица. Когда человек действует сознательно, но необдуманно, то он совершает несправедливый поступок, например, в тех случаях, когда ему случится совершить что-либо под влияни­ем гнева или по какой-либо иной страсти, необходимой или естественной; нанося таким путем ущерб и ошибаясь, люди поступают несправедливо, и действия их — несправедливые действия, но вследствие подобных действий этих людей нель­зя еще назвать несправедливыми и дурными, ибо нанесенный ими ущерб не есть следствие их порочности. Если же человек поступает так преднамеренно, то он несправедливый и дур­ной человек. Справедливо поэтому говорится: что совершено под влиянием гнева, то не преднамеренно, ибо не тот вызвал действие, кто гневается, а тот, кто возбудил гнев. Спор в таких случаях ведется не о том, совершено ли действие или нет, а о том, справедливо ли оно, ибо гнев возникает вслед­ствие кажущейся несправедливости. Здесь вопрос идет не о том, совершено ли действие, как в спорах об известных обяза­тельствах, в коих один из спорящих необходимо должен быть дурным человеком, за исключением разве того случая, когда он поступил так вследствие запамятования; здесь же споря­щие согласны относительно того, что действие совершено, и спорят лишь о том, в какой мере оно справедливо, нанесший оскорбление очень хорошо знает об этом, так что один дума­ет, что с ним поступили несправедливо, другой — напротив.

Но совершает преступление тот, кто наносит преднамеренно ущерб, и кто совершает подобного рода несправедливые дей­ствия, про того можно сказать, что он — несправедливый, когда его действия нарушают пропорциональность или равен­ство. Одинаковым образом того можно назвать справедли­вым, кто преднамеренно поступает справедливо, а справедливо поступает он уже в том случае, когда действует только произ­вольно, а еще непреднамеренно. Одни из произвольных действий заслуживают снисхождения, другие его не заслужи­вают, а именно те заслуживают его, которые совершены нами не только не сознательно, но и вследствие незнания; другие, напротив, если совершены нами не по незнанию, а несознательно, вследствие неестественной и нечеловеческой страсти, не заслуживают снисхождения.

§ 11 Но может быть, кто-либо затруднится сказать, в достаточной ли мере определены понятия испытывания и нанесения несправедливости и верно ли, во-первых, изрече­ние Еврипида, в котором нелепо говорится:

Я убил свою мать, коротко говоря,

Добровольно по ее желанию, или же не добровольно, но она хотела того.

Спрашивается: возможно ли, чтобы кто-либо добровольно испытывал несправедливость, или же это невозможно, и испытывание несправедливости всегда ли непроизвольно, а нанесение ущерба всегда ли произвольно? Или испытывание несправедливости всегда непроизвольно, или, наоборот, всегда произвольно, подобно тому как и всякое нанесение несправед­ливости произвольно, или же одно произвольно, а другое все­гда непроизвольно? То же самое и касательно того, кому уделяется справедливость: справедливый образ действий все­гда произволен, так что естественно предположить, что испы­тывать несправедливость и получить в удел следуемое — и то, и другое или произвольно, или же непроизвольно. Нелепым кажется предположение, что уделение справедливости всегда произвольно, ибо многие люди нехотя получают следуемое им. Поэтому-то может затруднить вопрос: всегда ли тот, кто испытал известную несправедливость, в то же время и тер­пит несправедливость, или же относительно страдания должно сказать то же, что и относительно деятельности. Может быть, что кто-либо совершенно случайно испытывает справедливое решение, а равно и произносит его; ясно, что то же самое можно сказать и о несправедливости, ибо ведь не одно и то же делать несправедливое и совершать преступление так же, как не одно и то же терпеть несправедливое или испытывать несправедливое обращение. То же самое и относительно справедливого образа действий и справедливого обращения с кем-либо, ибо невоз­можно испытывать несправедливое обращение, если никто не поступает несправедливо, и невозможно испытывать справед­ливое обращение, если никто не поступает справедливо.

Если совершать преступление значит, говоря безотноси­тельно, произвольно вредить кому-либо, если произвольное предполагает знание лица, средств и образа действия, и если невоздержный произвольно вредит сам себе, то он произволь­но совершает над собою преступление, и значит, совершить над собою преступление возможно. И вот в этом-то и заключа­ется одно из указанных затруднений — возможно ли со­вершить над собою преступление. Далее, если кто- либо добровольно, вследствие невоздержности, терпит вред от кого-либо, действующего также произвольно, то выйдет, что возможно добровольно терпеть несправедливость. Или же определение не верно? Не должно ли к словам «наносить вред, сознавая лицо, средства и образ действий», прибавить «против воли другого»? Итак, иной произвольно терпит вред и выносит несправедливое, но никто добровольно не терпит н е- справедливости, ибо никто ведь этого не хочет, не хочет этого и невоздержный, но поступает против разумной воли, ибо никто не хочет того, что он не считает хорошим, и невоздержный не поступает так, как он думает, что следова­ло бы поступать. Напротив, тот, кто отдает свое, как отдал, по словам Гомера, Главкон Диомиду,

Золотое взамен медного оружия, и сто быков взамен девяти, тот не терпит несправедливости, ибо дать было в его власти, испытывать же несправедливость не в нашей власти, но необ­ходимо должен быть кто-либо, кто наносит несправедливость.

Итак, ясно относительно испытывания несправедливости, что оно непроизвольно.

§ 12 Мы должны рассмотреть еще два вопроса из тех, кото­рые намерены были рассмотреть: во-первых, кто поступа­ет несправедливо при распределении: тот ли, кто уделяет большую часть не по достоинству, или тот, кто принима­ет эту большую часть, и, во-вторых, возможно ли поступать несправедливо относительно самого себя. Если первый из упо­мянутых случаев возможен и распределяющий поступает не­справедливо, а не тот, кто берет слишком большую часть, то выходит, что тот, кто сознательно и произвольно уделяет дру­гому более, чем он уделил бы себе, сам с собою поступает не­справедливо, а так именно поступают люди скромные и умеренные, ибо истинно праведный человек довольствуется меньшим. Но может быть, и это неверно безотносительно? Он при случае может выиграть на другом благе, например в обще­ственном мнении или вообще на прекрасном. Но затруднение это разъясняется самим определением несправедливого обра­за действий. Такой человек не терпит против воли, следова­тельно, он и не терпит несправедливости, а испытывает разве только материальный ущерб. Ясно, что тот совершает пре­ступление, кто распределяет не по достоинству, а не тот, кто берет часть большую, чем ему следует, ибо не тот, кто име­ет известное отношение к несправедливости, совершает пре­ступление, а тот, кто делает это произвольно. А это-то и есть принцип действия, и он находится в распределяющем, а не в берущем. Сверх того, слово «действовать» употребляется в различных значениях, и в известном смысле о неодушевлен­ных предметах можно сказать, что они совершают убийство, например, про руку или про раба, исполняющего приказание: они не совершают преступления, но делают несправедливое.

Далее, если распределяющий делил несознательно, то он по законной справедливости не совершил преступления и его ре­шение не преступно, тем не менее оно несправедливо, ибо справедливость закона иная, чем вышеупомянутая правда. Ес­ли же он сознательно решает дело несправедливо, то он сам участвует в несправедливости и выгоде, покровительствуя другу или удовлетворяя чувство мести, и оба участвуют в вы­годе, как тот, кто принимает участие в преступном делении, так и тот, кто из упомянутых причин распределяет несправед­ливо; судья, несправедливо присудивший одной стороне поле, получает ведь не поле от нее, а деньги.

§ 13 Люди полагают, что несправедливый образ действий в их власти, что поэтому и справедливое легко. Но это не так. Легко, конечно, вступить в связь с женою соседа, или при­бить ближнего, или дать следуемые ему деньги; это легко и в нашей власти, но сделать это определенным образом не легко и не в нашей власти. Точно так же они думают, что немного мудрости необходимо для того, чтобы знать спра­ведливое и несправедливое, так как не трудно познать то, о чем говорится в законах. Но не это ведь справедливое, хотя случайно справедливое и законное может совпадать; справед­ливое же состоит в образе действий и в образе распределения. Это, однако, гораздо труднее, чем, например, знать лечебные средства, хотя ведь и здесь легко знать, что мед и вино, элле- бор, прижигание и операция суть лечебные средства; но знать, как должно применять эти средства к здоровью и по отноше­нию к каким людям и когда, столь же трудно, сколь трудно быть врачом. По этой же самой причине они думают, что спра­ведливый точно так же хорошо мог бы поступать несправед­ливо, так как справедливый нисколько не хуже, а, напротив, еще лучше в состоянии совершить все эти действия: он мог бы совершить прелюбодеяние и прибить; мужественный мог бы бросить щит и, повернувшись, убежать куда бы то ни было.

Однако быть трусом или несправедливым не то же самое, что совершить нечто подобное, за исключением случайного совпадения того и другого; но быть таким [то есть трусом и несправедливым] значит иметь такие душевные качества, которые влекут за собою подобные поступки, точно так же как быть врачом и лечить не то же самое, что оперировать или не оперировать, давать лекарство или не давать, но [быть врачом значит] делать это определенным способом. Следует заметить, что справедливость может иметь смысл лишь для таких су­ществ, которые владеют тем, что, говоря безотносительно, есть благо, допускающее избыток или недостаток, ибо для некото­рых не может быть избытка, например, конечно, его не может быть для богов; для других, напротив, даже малая частичка блага не бывает полезна, например для неисправимо дурных людей, которым все вредно; поэтому-то справедливость и от­носится до людей.

§ 14 Нам следует теперь сказать о правде (snisixsla) и о понятии правды, а также об отношении правды к справед­ливости и понятия правды — к понятию справедливого. При ближайшем рассмотрении понятия правды и справедливости кажутся не безусловно тождественными, но также и не раз­личными по роду. С одной стороны, мы до такой степени хва­лим правду и праведного человека, что, хваля, переносим это понятие и в другие области, употребляя его вместо понятия добра, желая этим сказать, что то, что заключает в себе более правды, в то же время и лучше. С другой стороны, следуя раз­мышлению, кажется нелепым считать наряду со справедливым и праведное за нечто похвальное: или справедливое не хорошо, или же праведное не справедливо, если оно различно [по роду от справедливого]; если же оба хороши, то они по понятию тождественны. Вот такого-то рода затруднение возникает при рассмотрении понятия правды. Однако все эти положения в известном смысле верны, и нет в них противоречия. Правда всегда касается известного случая [применения справедливо­сти] и здесь-то является высшею справедливостью, но вовсе не есть особый род лучшей справедливости. Правда и справед­ливость — одно и то же, и обе они хороши, но правда луч­ше справедливости. Затруднение же возникает в силу того, что правда, будучи справедливой, не справедлива в смысле буквы закона, а есть исправление законной справедливости. Причина же этого заключается в том, что всякий закон — об­щее положение, а относительно некоторых частностей нельзя дать верных общих определений. В тех случаях, в которых должно дать общее положение и нельзя это сделать вполне верно, закон держится случающегося чаще всего, причем недо­статочность закона сознается. Тем не менее закон верен, ибо ошибочность заключается не в самом законе или законодате­ле, а в природе объекта закона. Очевидно, что таков характер человеческой деятельности.

Итак, если закон есть общее положение, а частный слу­чай не подходит под общее положение, то, говоря безусловно, правильно поступит тот, кто исправит недостаток и пополнит пробел, оставленный законодателем; недостаток, который и сам законодатель исправил бы, если б присутствовал и если б он знал о таком случае, [не подходящем под общее положение], когда давал закон.

Итак, правда есть справедливость и лучше, чем отдель­ный случай применения справедливости, но не лучше справед­ливости вообще, а лишь лучше той, которая в силу своей общности заключает в себе ошибочность. Такова природа правды: она заключается в исправлении закона в тех случа­ях, где он, вследствие своей общности, неудовлетворителен. В этом и заключается причина, почему закон не может касать­ся всего; так, есть вещи, относительно которых нельзя дать закона, которые нуждаются в отдельном постановлении. Отно­сительно неопределенного можно дать лишь неопределенное правило, подобно тому как либийская архитектура нуждалась в свинцовом лекале: как лекало меняется сообразно с формой камня и не остается одним и тем же, так и постановление, уза­коненное путем голосования, применяется к обстоятельствам дела.

Итак, теперь ясно, что такое правда и что она есть справед­ливость, но что она лучше отдельного применения справедли­вости. Из этого также ясно, какой человек праведный: тот праведный, кто намерен действовать и действует в этом направлении и не придерживается буквы закона ко вреду ближнего, а применяет его свободно, даже имея законное пра­во на своей стороне; а душевное качество такого человека — праведность — есть приобретенное свойство, различающееся от справедливости.

§ 15 Ясно из предыдущего, возможно ли поступить с са­мим собою несправедливо или нет. Все то справедливо, что сообразно с добродетелью, взятой в целом, и определено законом; например, закон не позволяет убивать себя, а то, чего закон не приказывает, то он запрещает. Сверх того, если кто- либо противозаконно и произвольно наносит вред своему ближнему, не потерпев сам вреда, тот поступает несправедли­во; произвольно же поступает тот, кто знает, кому и чем он вредит; а тот, кто под влиянием страсти убивает себя, поступает

произвольно и против веления истинного разума, а этого закон не дозволяет; следовательно, человек совершает преступле­ние, но против кого? Против государства, а не против себя, так как он страдает добровольно, а никто добровольно не терпит несправедливости; поэтому-то его и наказывает государство, налагая на самоубийцу известного рода бесчестие, так как он совершает преступление против государства. Сверх того, по­скольку человек, делая несправедливое, называется неспра­ведливым, не будучи, однако, совершенно дурным, постольку и в этом отношении не может быть преступления против самого себя, ибо быть несправедливым и делать несправедливое — различные понятия; поступающий несправедливо — дур­ной человек в таком смысле, в каком, например, трус [дурной человек], а не в том, что соединяет в себе все пороки, и его не­справедливость, таким образом, не должна быть понимаема в последнем значении; в противном случае пришлось бы от­нять и приписать одному и тому же человеку одно и то же определение, а это невозможно, и понятие несправедливого и справедливого имеет место лишь в отношениях нескольких людей между собою. Сверх того, с понятием преступления свя­заны понятия произвольности, преднамеренности и понятие того, что ему по времени предшествует, ибо кто вследствие че­го-либо испытанного им вредит другому и отвечает ему тем же самым действием, того не считают человеком, поступаю­щим несправедливо. Человек же, который сам себе наносит ущерб, в одно и то же время и действует, и страдает. К тому же вышло бы, что он по доброй воле испытывает несправедли­вость. Сверх всего, ни один человек не может поступать несправедливо, не впадая в какую-либо частичную неправиль­ность: никто не совершает прелюбодеяния с собственною же­ной, или никто не совершает грабежа в собственном доме, или никто не ворует собственных денег. Но вопрос о том, может ли кто нанести себе несправедливость, уже окончательно решает­ся определением, данным относительно добровольного испы­тывания несправедливости. Ясно также, что то и другое дурно, как испытывать несправедливость, так и наносить несправед­ливость, ибо одно означает иметь менее, а другое — имеет бо­лее чем середину (которая в области медицины соответствует здоровью, а в области гимнастики хорошему телосложению). Однако поступать несправедливо хуже, ибо преступление со­пряжено с порочностью и всегда заслуживает хулы и притом сопряжено с окончательной и безотносительной порочно­стью или, по крайней мере, близко к ней (так как не все произ­вольное сопряжено с преступлением). Напротив того, терпеть несправедливость не предполагает ни порочности, ни пре­ступности. Итак, испытывание несправедливости, как таковое, есть меньшее зло; ничто, однако, не мешает ему быть в извест­ном случае и большим злом, но наука не заботится об этих различиях и называет воспаление легких болезнью более тяж­кой, чем вывих ноги, хотя может случиться наоборот, напри­мер, если споткнувшийся вследствие своего падения попадет к неприятелю и будет убит. Говоря же метафорически и играя синонимами, можно сказать, что хотя и нет справедливости [обязанностей] всего человека относительно себя, но есть обя­занность некоторых частей его относительно других; при этом имеется в виду не весь объем понятия прав, а лишь право гос­подина над рабами и отца над семьей.

Говоря, таким образом, о справедливости, мы различаем часть души разумную от неразумной. Ввиду этого деления принимают преступления против самого себя, ибо возможно в этом случае, что человек страдает от собственных стра­стей; и здесь следует предположить известного рода правовые отношения, какие существуют между правящим и повиную­щимся.

Таким образом, определена справедливость и другие этиче­ские добродетели.

Источник: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1713355561&tld=ru&lang=ru&name=Аристотель._%20Никомахова%20этика.(2020).pdf&text=аристотель%20этика&url=http%3A%2F%2Fpubl.lib.ru%2FARCHIVES%2FA%2FARISTOTEL%2527%2F%25C0%25F0%25E8%25F1%25F2%25EE%25F2%25E5%25EB%25FC._%2520%25CD%25E8%25EA%25EE%25EC%25E0%25F5%25EE%25E2%25E0%2520%25FD%25F2%25E8%25EA%25E0.(2020).pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=03762be03c51153b421866480e0211b7&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1713355561%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D%25D0%2590%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C._%2520%25D0%259D%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2520%25D1%258D%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0.(2020).pdf%26text%3D%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2B%25D1%258D%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0%26url%3Dhttp%253A%2F%2Fpubl.lib.ru%2FARCHIVES%2FA%2FARISTOTEL%252527%2F%2525C0%2525F0%2525E8%2525F1%2525F2%2525EE%2525F2%2525E5%2525EB%2525FC._%252520%2525CD%2525E8%2525EA%2525EE%2525EC%2525E0%2525F5%2525EE%2525E2%2525E0%252520%2525FD%2525F2%2525E8%2525EA%2525E0.%25282020%2529.pdf%26lr%3D213%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D03762be03c51153b421866480e0211b7%26keyno%3D0%26nosw%3D1